5 неочевидных навыков, которым важно научить детей (но родители про это забывают)

5 неочевидных навыков, которым важно научить детей (но родители про это забывают)

Сфера воспитания намного шире и сложнее, чем представляли себе это наши родители. Тренер по эмоциональному интеллекту, основательница Школы осознанного взросления для детей UpGrade Алиса Плеганская перечисляет неочевидные навыки, которым стоило бы научить современных детей — в будущем это поможет им чувствовать себя более комфортно, легко и уверенно. Источник: Ребёнок BY

724 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

1. Навык быть любым

Уверены, вы помните те времена, когда совершенно «нормальным» было говорить ребенку: «Не ной!», «Перестань плакать, ты же мальчик», «Не стесняйся, веди себя нормально», «Злиться плохо» и т.д. Навык прятать свои эмоции приводит к тому, что ребенок начинает ориентироваться не на внутренние ощущения, а на чужие. Он становится сильно зависимым от чужого мнения. Он учится врать себе, родителям и окружающим, а также формирует привычку притворяться.

Беда в том, что эти установки передаются нынешним детям если не родителями, то учителями в школах. В моей практике была история, когда на занятии по теме гнева (где дети имеют возможность его не прятать, а выплескивать) одна из девочек подошла ко мне и тихо на ушко сказала: «Я очень хочу так беситься, но стесняюсь, что подумают, я какая-то не такая». Я улыбнулась и сказала, что разрешаю быть «не такой». Словами не передать, как ребенок раскрылся в улыбке и пошел беситься и бить подушки (задание было именно таким).

Был и другой пример, когда на пробное занятие пришел мальчик 10 лет и очень стеснялся. Родители, естественно, пытались его как-то «включить», что само собой не удавалось. Я подошла и спросила: «Стесняешься?», он ответил: «Да». «Отлично! Продолжай стесняться. Давай даже усилим эту эмоцию. Скрутимся, наденем капюшоны, и нас не будет видно». После того, как мы это сделали, ребенок расслабился и стал принимать такое же активное участие во всех играх, как и другие дети.

Каждый человек испытывает на протяжении дня много эмоций, при этом большую часть из них мы не показываем, чего требуем потом и от детей. А важно развивать обратный навык — способность быть любым! Когда не нужно притворяться, зависеть от чужого мнения и подавлять свои эмоции. Впоследствии это формирует умение быть искренним и честным по отношению к себе, своим родителям и другим людям.

2. Навык задавать «правильные» вопросы и находить ответы

Вспомните себя, когда вы что-то не поняли и вам нужно задать какой-то вопрос. Страшно, правда? Показаться глупым, невнимательным. Старой школе — привет! Вопросы стали ассоциироваться с чем-то неприятным. При этом как, если не с помощью вопросов, мы можем учиться и узнавать новое о себе, о мире и других людях?

Учите и поощряйте в детях навык задавать «правильные» вопросы. Правильные — это те, которые помогут больше узнать и прийти к результату. Пример таких вопросов: «Как это работает?», «Почему у него это получилось?», «Что я могу сделать, чтобы мы это купили?» и т.д.

Лучший способ научить задавать вопросы — личный пример. Спрашивайте ребенка чаще о его мыслях, чувствах, планах, желаниях и т.д. Советуйтесь с ним: «А ты что думаешь?», «Что ты чувствуешь?», «Как мы это можем решить?». Тренируйте в вашем ребенке фокус на умении задавать вопросы и поиске ответов. Это 100% тот навык, который пригодится ему в любой ситуации.

3. Аутентичность

Это осознание того, чем ты отличаешься от других людей. Мы живем в то время, когда многие пытаются быть похожими друг на друга и плохо знают себя, свои сильные стороны и предпочтения.

Ко мне на занятия часто приходят дети, которые не понимают, что им нравится, чего они хотят, что любят из еды, какая их любимая игра и т.д. У детей нет желаний! У детей, которые по определению должны всегда что-то хотеть! А ведь именно благодаря желаниям мы двигаемся вперед, развиваемся и преодолеваем трудности в школе, дома и с друзьями.

Со временем дети, которые ничего не хотят, становятся взрослыми, которые не понимают своих интересов, не могут определиться, с кем строить отношения, что они любят из еды и т.д. Из-за этого на протяжении жизни чувствуют дикий дискомфорт и недовольство.

Вот почему аутентичность необходимо формировать с детства. Это можно сделать только путем «насмотренности» и постоянных вопросов: «Что ты хочешь?». Пробуйте водить ребенка в разные кружки и наблюдайте за его реакцией. Обращайте внимание на его способности и отправляйте в те места, где они смогут раскрыться еще больше. Так во взрослом возрасте ему потребуется меньше времени, чтобы найти то, что ему нравится. У него уже будет опыт, на который он сможет опираться.

4. Навык «Антиманипуляций»

Дети намного лучше осознают свои эмоции, нежели это делают взрослые. И часто, начиная с самого раннего возраста, дети используют свои эмоции для того, чтобы манипулировать родителями. Плач, гнев и даже чувство стыда может быть направлено на то, чтобы вызвать у родителя необходимую реакцию. Очень часто сильные эмоциональные всплески ребенка — это потребность во внимании. Если ребенка не научили делиться своими чувствами и переживаниями, то одним из возможных способов коммуникации он выберет манипуляции — так он получит любовь и внимание.

У нас на занятиях есть два мальчика, которые начали свое знакомство с драки. Оба хотели внимания. Вместо того, чтобы сказать об этом или попробовать подружиться, они приняли решение подраться. Это один из способов манипуляции, или способ обратить на себя внимание (взрослые тоже так иногда делают).

Во взрослом возрасте это выливается в то, что человеку тяжело напрямую делиться своими чувствами и вместо этого он ищет разные обходные пути, чтобы получить желаемое. Выстроить искренние отношения с другими людьми такому человеку сложно. Поэтому еще в детстве очень важно донести до ребенка понимание того, почему важно делиться своими чувствами, говорить напрямую о своих желаниях и проблемах. Только так, своим собственным примером, вы сможете развить в ребенке искренность и сохранить эмоциональную осознанность.

5. Навык исследователя

Что делает исследователь? Изучает, ищет варианты, пробует на вкус, смотрит, как все устроено и как это можно использовать. Исследователя отличает то, что у него никогда нет готовых ответов, он пытается во всем разобраться сам. И все это ему интересно!

А теперь посмотрите, как часто родители удивляются, что их детям ничего не интересно. Это неудивительно, когда все вокруг просто, доступно, понятно. Не нужно напрягаться, искать решения — тебе все расскажут и покажут (например, в учителя в школе). Теряется интерес к миру и желание его исследовать.

Задача родителя — как минимум поддерживать у ребенка интерес, как максимум — помогать ему его сформировать. Родители часто стараются максимально обезопасить своего ребенка, тем самым заботясь не о нем, а о собственном спокойствии. Настоящая любовь проявляется в том, чтобы помочь ребенку в развитии, а оно далеко не всегда связано с комфортом. Иногда ребенку нужно лечь в лужу и исследовать ее изнутри.

Если вы заметили у своего ребенка интерес к чему-либо, не одергивайте его, а поддержите. Задавайте наводящие вопросы, помогите разобраться. Тогда во взрослом возрасте вашему ребенку будет намного легче, когда он будет сталкиваться с чем-то новым. Вместо страха он будет чувствовать интерес и желание разобраться.

Все перечисленные навыки включает в себя навык эмоционального интеллекта. Это навык понимания и управления своими эмоциями. Было проведено много исследований, которые доказывают, как сильно наши способности к распознаванию эмоций, навыки общения и умение управлять своими эмоциями влияют на личный и профессиональный успех. И чем раньше ребенок начинает развивать этот навык, тем быстрее он станет фундаментом, на который можно будет опираться в течение жизни.

Дети с развитым эмоциональным интеллектом испытывают больший интерес к учебе, им легче дружить и быть в социуме. Они умеют использовать свои эмоции, чтобы добиваться поставленных целей, становятся более ответственными, а также искренними и открытыми.

Источник: Ребёнок BY


724 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

О защите прав и интересов детей из неблагополучных семей: прокуратура Речицкого района инициировала социальные расследования

Прокуратура Речицкого района совместно с представителями отдела образования Речицкого райисполкома, ГУО «Речицкий социально-педагогический центр» в ходе мониторинга много...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 88

Инструктажи и проверка знаний по вопросам охраны труда в вопросах и ответах

В предыдущем номере журнала мы рассматривали актуальные вопросы, связанные с нормированием, выдачей, использованием средств индивидуальной защиты и уходом за ними (clck.r...
№ 11 (143) 2023 Семич Владимир,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 863
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок