Межведомственное взаимодействие: как сформировать основы безопасности жизнедеятельности у воспитанников

Межведомственное взаимодействие: как сформировать основы безопасности жизнедеятельности у воспитанников

На протяжении последних пяти лет ГУО «Ясли-сад № 2 г. Минска» тесно сотрудничает с отделом Госавтоинспекции Партизанского района г. Минска и Партизанским районным отделом по чрезвычайным ситуациям (далее — РОЧС, ОГАИ), в рамках совместной работы реализовано несколько совместных масштабных проектов. В данной статье обобщается опыт по межведомственному взаимодействию учреждения дошкольного образования и других заинтересованных государственных ведомств в целях формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Шиндюк Мария

Заведующий государственным учреждением образования «Ясли-сад № 2 г. Минска»

1659 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Целесообразность межведомственного взаимодействия

В последние годы увеличивается количество чрезвычайных ситуаций с участием детей, а потому одним из важнейших направлений социальной политики является пропаганда безопасности жизнедеятельности и профилактика детского дорожно-­транспортного травматизма.

Данный факт актуализирует необходимость организации целенаправленного сотрудничества различных социальных институтов, заинтересованных в пропаганде и изучении аспектов воспитания культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения и родительской общественности.

В дошкольном возрасте закладываются прочные основы социального опыта ребенка. Возрастные особенности детей дошкольного возраста — чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность, незнание и непонимание опасностей — приводят к трагическим последствиям. В связи с этим особое внимание профилактической работе в данном направлении уделяет не только сфера образования, но и такие государственные ведомства, как Министерство по чрезвычайным ситуациям и Министерство внутренних дел.

Мы предположили, что целесообразно объединить практическую составляющую профилактической работы в области формирования безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста посредством межведомственного взаимодействия учреждения дошкольного образования и других государственных заинтересованных ведомств (РОЧС, ОГАИ). Такое взаимодействие, на наш взгляд, позволило обеспечить условия для эффективной работы в данном направлении, сосредоточить и обогатить имеющиеся для этого кадровые и материальные ресурсы.

Планирование работы по межведомственному взаимодействию

Необходимым условием организации успешного сотрудничества стала разработка плана по организации межведомственного взаимодействия на основе договорных отношений с социальными партнерами. Поэтому на начальном этапе была организована встреча в рамках круглого стола с участием сотрудников РОЧС и ОГАИ Партизанского района г. Минска. На данной встрече мы определили необходимые условия для построения эффективного взаимодействия.

Пример плана межведомственного взаимодействия по профилактике травматизма 

Договорные отношения мы закрепили посредством подписания Соглашения о межведомственном взаимодействии, которое является локальным нормативным документом. Данное соглашение было подписано с каждым субъектом взаимодействия в отдельности (ОГАИ УВД администрации Партизанского района г. Минска, Партизанским РОЧС учреждения МГУ МЧС).

Пример соглашения о межведомственном взаимодействии

В совместный план по организации межведомственного взаимодействия вошли такие разделы, как организационно-­методическая работа, работа с педагогическими работниками, воспитательная и профилактическая работа с детьми, профилактическая работа с семьей.

Наполнение и обогащение развивающей предметно-­пространственной среды

Для качественного решения поставленных задач была проведена колоссальная работа по наполнению и обогащению развивающей предметно-­пространственной среды в учреждении. Так, в каждом групповом помещении были организованы уголки безопасности. Данные уголки наполнены с учетом возрастных особенностей воспитанников и носят символичные названия: «Улица безопасности» во второй младшей группе, «Город безопасности» — в средней, «Страна безопасности» — в старшей. Каждый уголок имеет свою эмблему и паспорт, в котором перечислен и систематизирован весь имеющийся игровой и дидактический материал.

Кроме того, в учреждении создан дидактический центр «Учимся вместе жить безопасно», где сосредоточен разнообразный тематический, иллюстративный, наглядно-­изобразительный, игровой материалы, дидактические игры, консультационный материал, научная методическая литература и др.

На основе предоставленных нашими со­циальными партнерами мультимедийных и печатных разработок в области безопасности жизнедеятельности мы разработали множество дидактических игр и игровых пособий для воспитанников по различным направлениям безопасности.

Настоящим достижением стала авторская методическая разработка — игра-викторина «Что? Где? Когда?» с мультимедийным сопровождением. В методическую основу содержания игры заложены авторские дидактические игры, игры и разработки республиканского центра пропаганды МЧС Республики Беларусь, а также наглядные материалы, предоставленные сотрудниками ОГАИ. Данная разработка неоднократно представлялась на выставках в рамках мероприятий различного уровня.

Интересным и оригинальным получилось дидактическое пособие — интерактивный кейс «Безопасная дорога», разработанный совместно со старшим инспектором ОГАИ РУВД Партизанского района г. Минска Татьяной Сподабаевой. В него вошли такие игры, как «Подбери нужный знак», «Дорожный алфавит», «Своя игра: о правилах дорожного движения говорим с уважением», логические цепочки «Какой знак спрятался?» и др.

Освещение содержания проводимых профилактических мероприятий

На официальном сайте нашего учреждения создан раздел «Детство БЕЗ опасности», где мы рассказываем о мероприятиях, которые проводятся в нашем учреждении совместно с РОЧС и ОГАИ.

Немаловажную роль играет создание и распространение совместной печатной и рекламной продукции по проблеме безопасности жизнедеятельности и профилактики детского дорожно-­транспортного травматизма. Поэтому творческая группа педагогических работников нашего учреждения совместно с социальными партнерами разработала логотипы «Учимся вместе жить безопасно» и «ПДД изучаем и всегда соблюдаем!».

Эти логотипы мы используем для популяризации работы с ОГАИ и РОЧС при проведении общественно значимых мероприятий — наносим данные изображения на футболки и кепки для взрослых и детей, а также на сувенирную продукцию (кружки, фликеры, магниты, наклейки, календари, блокноты, флажки, шарики и др.).

Кроме того, на здании наших яслей-сада размещен разработанный совместно с сотрудниками РОЧС Партизанского района г. Минска тематический баннер «Учимся вместе жить безопасно».

Повышение уровня компетентности педработников

С целью повышения уровня соответствующей компетентности педагогических работников была организована «Педагогическая мастерская». В рамках ее работы проходят встречи педагогических работников с сотрудниками РОЧС и ОГАИ Партизанского района г. Минска. На таких встречах изучаются актуаль­ные вопросы, представляются педагогические находки и авторские дидактические игры. В результате происходит обмен практическим опытом подведомственных организаций и обеспечивается непрерывный процесс самообразования всех участников межведомственного взаимодействия.

Находкой стала такая организационная форма методической работы с кадрами, как игра-викторина, где стержнем выступает аналог телевизионной интеллектуальной игры-викторины «Своя игра». В основу тестовых заданий и вопросов данной методической разработки были заложены нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность учреждения дошкольного образования, мобильное приложение «МЧС Беларуси: помощь рядом», тесты и задачи по правилам дорожного движения.

Данная методическая разработка была представлена на городском смотре-­конкурсе «Методический вернисаж “Могу научить…”» и удостоена диплома комитета по образованию Мингорисполкома. Также этот методический продукт участвовал в Республиканской ярмарке методических идей: «Эффективные формы методической работы с кадрами», о чем свидетельствует сертификат участника, выданный ГУО «Академия последипломного образования».

Кроме того, на базе нашего учреждения регулярно проходят мероприятия с участием сотрудников РОЧС и ОГАИ по повышению квалификации педагогических работников. Принимают в них участие не только коллеги из учреждений нашего района, но и со всего Минска.

Совместная профилактическая работа с детьми

Совместная воспитательная и профилактическая работа с детьми предусматривает использование разнообразных форм и методов работы.

Минутки безопасности, которые совместно проводят педагогические работники сотрудники РОЧС и ОГАИ в различных режимных моментах, призваны повлиять на процесс стихийного формирования безопасного поведения у детей путем создания соответствующей установки. По форме проведения они напоминают кратковременное занятие, которое длится максимум 5 мин. Совместно с нашими социальными партнерами мы создали картотеку минуток безопасности, которые систематизированы по направлениям безопасности.

Отличительная особенность тематических досугов, развлечений и спортивных праздников, проводимых в нашем учреждении, — это непосредственное участие сотрудников РОЧС и ОГАИ в качестве жюри, ведущих и соведущих, спонсоров наградной продукции для детей.

Наиболее яркому эмоциональному отклику воспитанников при проведении мероприятий способствует введение ростовых кукол, таких как герои мультсериала МЧС «Волшебная книга» (Цыпленок, Бобер, Заяц, Волк).

Проведение тематических дней и недель

Решению программных задач по формированию основ безопасности жизнедеятельности способствует регулярное проведение тематических дней и недель.

За 2019/2020 учебный год были проведены следующие дни и тематические недели: «Уроки безопасности для малышей», «Безопасный мир вокруг меня», «Опасность вокруг нас», «Неделя пожарной безопасности», цикл тематических дней по профилактике детского дорожно-­транспортного травматизма.

Профилактика через мультипликацию

В совместной работе с сотрудниками РОЧС и ОГАИ мы активно используем мультипликацию. Работа организованного в нашем учреждении «Мультзала» несет профилактическую функцию, т. к. это не только развлечение, но и мощное средство формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у воспитанников.

Мультфильм в нашей работе выступает эффективным воспитателем от искусства, к которому мы добавляем еще и совместный с детьми анализ увиденного. Так дети приобретают социальный опыт, познают мир, учатся общению с другими людьми. Совместно с сотрудниками РОЧС и ОГАИ мы создали картотеку, в которую вошли мультипликационные фильмы по следующим направлениям безопасности: «Наука о правилах дорожного движения», «Пожарные правила для детей», «Вокруг ребенка целый мир».

Профилактическая работа с семьей

В течение 2019/2020 года в нашем учреждении регулярно проводились встречи с сотрудниками РОЧС и ОГАИ в рамках проведения общих родительских собраний.

Логическим завершением данной формы работы стала реализация масштабного проекта «Учимся вместе жить безопасно». Именно под таким лозунгом прошел совместный флешмоб педагогических работников, воспитанников и их законных представителей с сотрудниками РОЧС.

Новой формой работы в условиях межведомственного взаимодействия стал ежеквартальный выпуск журнала для законных представителей воспитанников «Палитра безопасности». Данный ресурс позволяет заинтересовать родительскую общественность нетри­виаль­ной формой изложения консультационного материала и привлечь внимание к проблемам воспитания безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения.

Большой популярностью пользовалась такая форма работы с семьей, как фестивали детско-­родительского творчества («Безопасный мир глазами ребенка», «Азбука дорог», «Безопасный дом» и др.). Творческие работы размещались на выставках, где организовывалось тайное голосование и определялись победители, которых сотрудники РОЧС и ОГАИ Партизанского района г. Минска награждали сувенирами и тематическими пособиями.

С целью проведения инструктивно-­разъяс­нительной работы с семьями, где дети находятся в социально опасном положении, регулярно организовывались совместные рейды «Безопасность в каждый дом», целью которых являлась оценка безопасности условий проживания воспитанников.

Кроме того, была внедрена новая форма работы с семьей: онлайн-­консультирование родительской общественности. Сотрудники РОЧС и ОГАИ в дистанционной форме отвечали на вопросы законных представителей, касающиеся безопасности жизнедеятельности и профилактики детского дорожно-­транспортного травматизма накануне начала отопительного сезона, новогодних праздников, весенней уборки земельных участков, детских каникул и др.

1659 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок