Организация педагогического процесса для детей с аутизмом: что необходимо учитывать руководителю и специалистам

Организация педагогического процесса для детей с аутизмом: что необходимо учитывать руководителю и специалистам

Планируя занятия с воспитанниками с аутистическими нарушениями, необходимо помнить об их повышенной психической пресыщаемости и быстром физическом истощении. Для таких детей важно организовать индивидуальный адаптированный ритм занятий, который бы позволял своевременно переключаться и отдыхать. В статье рассмотрим эту и другие особенности работы с данной категорией воспитанников.

Джейгало Юлия

Заведующий ГУО «Ясли-сад № 302 г. Минска»

2413 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Аутизм — это особенность психического развития, для которой характерно нарушение контакта с внешним миром, и прежде всего с людьми. Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающей его реальности, не стремится или не переносит межличностных контактов, не испытывает в них потребности. Как правило, он замкнут и сторонится сверстников, отсутствуют живая выразительная мимика и жесты. Такой ребенок старается не смотреть в глаза окружающим, не желает ни с кем общаться. Эти дети избегают также телесных контактов, отстраняются от ласки близких. Лучше всего они себя чувствуют, когда их оставляют в покое.

Можно ли вылечить аутизм?

Аутизм — неизлечимое заболевание. Оно будет сопровождать человека на протяжении всей жизни.

Более легкие формы поддаются коррекции при условии соблюдения ряда условий. Проявления заболевания можно смягчить и добиться успешной интеграции индивида в общество. Для этого с раннего детства нужно постоянно заниматься с ребенком и создавать для него благоприятную среду. Аутисты должны расти в атмосфере любви, понимания, терпения и уважения — это необходимо учитывать и в дошкольном учреждении.

Как аутизм влияет на развитие ребенка?

Степень нарушений умственного развития при аутизме различна: в одних случаях интеллект может быть нормальным, в других ребенок может быть умственно отсталым либо испытывающим трудности в обучении, а бывает, что дети с аутиз­мом становятся высокоодаренными люди.

Речевое развитие детей с аутистическими нарушениями тоже различно: от полного ее отсутствия до нормотипичного развития. Речь детей с аутизмом часто содержит набор штампованных фраз, иногда наблюдается стремление к повторению малопонятных слов, услышанных от окружающих и по радио. Кроме того, такие воспитанники часто говорят о себе во втором или третьем лице. Коммуникация ребенка не направлена на общение с окружающими, а является как бы речью для себя. В некоторых случаях речь у ребенка отсутствует полностью.

Что нужно учитывать при организации педагогического процесса?

Для многих детей с аутизмом характерна любовь к музыке, они могут часами слушать любимые ими мелодии. Поэтому в учреждениях дошкольного учреждения рекомендуется использовать музыкальное сопровождение.

Кроме того, такие дети отличаются повышенной чувствительностью к окружению, с трудом переносят изменение привычной для них обстановки, часто испытывают страхи при встрече с незнакомыми людьми, объектами. Иногда они боятся самых обычных предметов обихода (электрические лампы, большие игрушки, яркие предметы). Поэтому педагогу стоит менять привычную для ребенка среду с осторожностью, а также представлять детям новых людей.

Не только педагог, но и педагог-­психолог, учитель-­дефектолог принимают активное участие в развитии данной категории воспитанников. Также на плечи педагогов ложится работа по обучению родителей.

Какова роль заведующего в процессе воспитания, обучения детей с аутизмом?

Заведующий учреждением дошкольного образования берет на себя роль координатора учебного процесса. Уже на этапе поступления ребенка в учреждение руководителю нужно выстраивать систему сотрудничества между специалистами учреждения и законными представителями воспитанника. Важно начать диалог с родителями с положительных установок: рассказать об опыте работы с данной категорией детей, об успехах и достижениях выпускников учреждения дошкольного образования.

Целесообразно провести экскурсию для родителей по группе. Следует показать и рассказать о каждом центре в групповом помещении, оборудованном для ребенка. Члены семьи должны увидеть, в каком месте будет проводить время их любимый малыш, где и как будут проходить занятия, игры, как организовано питание и сон, прогулка, в каких условиях будет проходить музыкальное и физическое развитие ребенка. Кроме того, стоит вместе посетить кабинет учителя-­дефектолога и педагога-­психолога. На этом этапе сотрудничества заведующий отвечает на вопросы родителей и формирует целостную систему представлений об особенностях организации работы в группе интегрированного обучения и воспитания, чем устанавливает более доверительные отношения.

Одновременно с этим необходимо объяснить родителям, что у каждого ребенка с аутизмом есть индивидуальный путь развития. Родители должны усвоить простую истину: такой ребенок — особенный, и по этой непростой дороге он будет идти не один, а взявшись за руки с семьей и учреждением образования.

Что делать с нежелательным поведением?

Важный аспект успешного обучения детей с аутистическими нарушениями — работа учреждения дошкольного образования и семьи по коррекции нежелательного поведения. Данная работа, пожалуй, самая сложная. Однако существует ряд наиболее эффективных при­емов работы в данном направлении.

Основные правила для всех ситуаций по коррекции нежелательного поведения:

  1. Необходимо предотвращать ситуации, в которых может возникнуть проблемное поведение.
  2. Надо учить ребенка адекватным способам выражения своего желания изменить ситуацию.
  3. Если по ­каким-то причинам данная ситуация неизбежна, не следует поощрять проявления данного поведения, позволяя ребенку избежать неприятной ситуации посредством, например, агрессии или крика.

***

Работа с родителями воспитанников, имеющих аутистические нарушения, достаточно сложная и объемная. Ее проведение и успешность во многом определяют темпы развития воспитанников. Учреждению и законным представителям важно действовать как партнерам, ежедневно обсуждать успехи и достижения ребенка, не бояться трудностей и вместе преодолевать их.

2413 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Татьяна Якубович: “Защитить права работника, не допустить несправедливого отношения, помочь создать достойные условия труда – это зона ответственности Профсоюза”

Конструктивный диалог с социальными партнерами, общественный контроль и уровень заработной платы педагогов – VIII пленум Республиканского комитета Белорусского профсоюза...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 156
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок