Планируется скорректировать постановления № 206 и № 395 по госзакупкам

Планируется скорректировать постановления № 206 и № 395 по госзакупкам

В статье рассмотрены изменения, предлагаемые Правительством в нормативные правовые акты, регулирующие проведение государственных закупок, в части условий допуска иностранных товаров и предлагающих их поставщиков к участию в процедурах госзакупок и применения преференциальной поправки.

Бенсман Максим

адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Экономика Финансы Инвестиции», член Минской городской коллегии адвокатов

1088 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Правительством Республики Беларусь подготовлен проект постановления, который предусматривает внесение изменений в некоторые нормативные правовые акты, регулирующие осуществление госзакупок, в части условий допуска товаров иностранного происхождения и предлагающих их поставщиков к участию в процедурах госзакупок (далее — проект постановления). Планируется внести изменения в постановления Совета Министров Республики Беларусь:

  • от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок» (далее — постановление № 206);
  • от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”» (далее — постановление № 395).

Проект постановления разработан в целях поддержки заказчиков (организаторов) в сложившейся экономической обстановке, а также поставщиков, предлагающих белорусские товары и товары, произведенные в странах ЕАЭС. Общественное обсуждение проекта постановления завершилось 01.08.2020.

Изменения в постановлении № 206

Прежде чем мы рассмотрим изменения, предлагаемые в постановление № 206, обозначим ситуацию в сфере госзакупок, к которой они относятся.

Постановление № 206 устанавливает условие допуска товаров иностранного происхождения, определенных в приложении к этому постановлению, и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений в случае, если иностранным государством (группой иностранных государств) в отношении товаров отечественного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, не установлен национальный режим (далее — условие допуска).

Справочно: в настоящее время национальный режим в отношении товаров белорусского происхождения при проведении госзакупок установлен только в государствах — членах ЕАЭС: Республике Армения, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Российской Федерации (далее — государства ЕАЭС). Соответственно, сейчас условие допуска распространяется на товары, происходящие из государств, не входящих в число государств ЕАЭС.

Условие допуска состоит в том, что участник, предлагающий к поставке иностранный товар из приложения к постановлению № 206, происходящий не из государств ЕАЭС, допускается к участию в процедуре госзакупки лишь тогда, когда подано менее двух (т. е. одно или ни одного) предложений о поставке такого товара, происходящего из государств ЕАЭС (включая Республику Беларусь).

Изменения в самом постановлении. Проект постановления предполагает корректировку следующих норм постановления № 206.

Действующей редакцией п. 2 постановления № 206 регламентировано, что документом, подтверждающим страну происхождения товара, включенного в приложение к этому постановлению, является сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) страны ЕАЭС (включая Республику Беларусь) по форме, установленной в Правилах определения страны происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее — Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными в Правилах.

Согласно действующей редакции п. 3 постановления № 206:

  • в отношении товара, происходящего из Рес­публики Беларусь, выдача и удостоверение указанного сертификата осуществляются Белорусской торгово-­промышленной палатой и ее унитарными предприятиями (далее — БелТПП);
  • такие сертификаты заполняются с учетом особенностей, определяемых МАРТ, и действуют в течение 6 месяцев с даты их выдачи.

Проектом постановления предлагается изложить в новой редакции п. 2 постановления № 206 и исключить п. 3 этого постановления.

Таким образом предполагается:

  • расширить перечень документов, подтверждающих происхождение товаров из Республики Беларусь, за счет сертификата продукции собственного производства, выдаваемого БелТПП, с возможностью предоставления его копии. Также предусмотрено, что в случае предоставления указанного сертификата участником, не являющимся производителем товара, участник должен предоставить документ (договор, доверенность или иной до­кумент), подтверждающий правомочие на использование им такого сертификата;
  • сохранить для подтверждения происхождения товаров из Республики Беларусь документа о происхождении товара, выдаваемого БелТПП по форме сертификата о происхождении товара, установленной Правилами (с возможностью предоставления копии), но без ограничения срока его действия 6 месяцами. Как указано в обосновании к проекту постановления, исключение срока действия указанного документа не потребует частого обращения производителя в БелТПП с заявлением о выдаче очередного сертификата и дополнительного расходования денежных средств;
  • сохранить по своему содержанию норму п. 2 постановления № 206 в действующей редакции для товаров, происходящих из стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (т. е. государств ЕАЭС), с некоторым уточнением органов, выдающих документ о происхождении товара в зависимости от того, является участник нерезидентом или резидентом.

Изменения в приложении. Проектом постановления предлагается также внести изменения в приложение к постановлению № 206 (т. е. в перечень товаров иностранного происхождения, в отношении которых устанавливается условие их допуска к участию в процедурах государственных закупок (далее — перечень)), изложив его в новой редакции.

Изменения в постановлении № 395

Аналогичные изменения, касающиеся документов, которые подтверждают происхождение товаров, планируется внести в постановление № 395 в части норм, определяющих условия применения к предложению участника преференциальной поправки. То есть для подтверждения права на применение преференциальной поправки в размере 15 % участник должен будет предоставить:

  • в отношении товаров, происходящих из Рес­публики Беларусь, — документ о происхождении товара, выдаваемый БелТПП по форме сертификата о происхождении товара, установленной Правилами, либо сертификат продукции собственного производства, выданный БелТПП, с возможностью предоставления копий указанных документов. В случае предоставления сертификата продукции собственного производства участником, не являющимся производителем предлагаемого товара, установлены те же требования к подтверждению правомочия на использование такого сертификата, что рассмотрены выше;
  • для товаров, происходящих из стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим, — документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами (в случае, если участником является нерезидент), либо БелТПП (в случае, если участником является резидент), с возможностью предоставления его копии.

Кроме того, проектом постановления предлагается расширить перечень случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника. К таким случаям предлагается отнести также приобретение товаров у их производителей в случае, если цены на такие товары регулируются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) путем установления фиксированных или предельных цен, предельных надбавок (скидок, наценок), предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену, декларирования цен.

Заключение

Согласно проекту постановления рассмотренные изменения должны вступить в силу после их официального опубликования и будут распространяться на госзакупки, начатые после вступления в силу указанного постановления, принятого в окончательной редакции. Как быстро проект постановления будет принят, точно не известно. Полагаем, это может произойти в конце сентября.


1088 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок