Разработка должностной инструкции: практические рекомендации

Разработка должностной инструкции: практические рекомендации

Должностная инструкция — это локальный правовой акт, который определяет права и должностные обязанности работника. Должностная инструкция фактически является договором между нанимателем и работником, поэтому к ее составлению стоит подойти со всей ответственностью.

Разработать должностную инструкцию для работника учреждения дошкольного образования с учетом всех особенностей предстоящей работы — нелегкая задача для заведующего. Для этого необходимо знать структуру такого документа, объем функционала, действующее законодательство, процедуру ознакомления работника со своей должностной инструкцией и т. д.

Сухаренко Елена

Юрисконсульт УО «Белорусская государственная академия авиации»

1478 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Открытые источники предоставляют нам ряд типовых инструкций, которыми можно воспользоваться. Как правило, такие инструкции содержат или размытые общие фразы, или же берутся в точном соответствии с Единым классификационным справочником должностей (далее — ЕКСД).

Второй подход нельзя назвать неправильным. Хоть ЕКСД и является обязательным для применения в любой организации и инструкция должна разрабатываться в соответствии с ним, но нужно понимать, что данный справочник содержит обобщенные квалификационные требования, которые в инструкции конкретизируются с учетом реально выполняемых трудовых обязанностей, спецификой отрасли и т. д.

Есть и обратная ситуация, когда наниматель пытается прописать в должностной инструкции как можно больше всего. Такой подход также ошибочен. Во-первых, невозможно предусмотреть все ситуации. Во-вторых, это может привести к тому, что инструкция станет неоднозначной и противоречивой, и работник не будет понимать фактический круг своих обязанностей.

Определенной процедуры разработки должностной инструкции не существует, как и строгих требований к ее содержанию. В учреждении стоит выработать определенный механизм по разработке таких документов, утвердить шаблон, инструкцию по визированию.

Руководитель структурного подразделения составляет инструкцию на подчиненных ему работников. Она составляется на каждую штатную единицу и носит обезличенный характер. В инструкции устанавливаются квалификационные требования, должностные обязанности и права работника, критерии оценки результатов трудовой деятельности работника.

Работник при приеме на работу ознакамливается с должностной инструкцией под роспись. С момента ознакомления работника с инструкцией она становится обязательной к исполнению.

При разработке должностной инструкции специалисту учреждения дошкольного образования необходимо руководствоваться:

  • выпуском 28 ЕСКД служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53;
  • абзацем 5 подп. 4.1. п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;
  • общими положениями ЕКСД служащих, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1;
  • Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4;
  • Унифицированной системой организа­ционно-­распорядительной документации, утвержденной приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 28.11.2019 № 41 (далее — УСОРД).

Структура должностной инструкции

УСОРД содержит формы документов, рекомендуемых к применению в деятельности организаций всех организационно-­правовых форм. Рекомендуемая УСОРД форма должностной инструкции предлагает следующую структуру:

  1. Общие положения.
  2. Должностные обязанности.
  3. Права.
  4. Взаимоотношения. Связи.
  5. Оценка работы и ответственность.

Рекомендации по составлению

Общие положения определяют категорию должностного лица, квалификационные требования в соответствии с ЕКСД, что должен знать работник и чем руководствоваться, порядок замещения и пр.


Пример

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Воспитатель относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя дошкольного учреждения.

1.2. В своей деятельности воспитатель руководствуется:
законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы;
методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности;
уставом учреждения;
приказами руководителя учреждения (указаниями непосредственного руководителя);
правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;
настоящей должностной инструкцией.

1.3. Воспитатель должен знать:
Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы по вопросам дошкольного образования, дидактические основы образовательного процесса и современные требования к его организации, права ребенка;
педагогику и методику дошкольного образования;
общие подходы к развитию творческих способностей воспитанников;
детскую, возрастную, педагогическую и социальную психологию, анатомию и физиологию детей;
основы дефектологии, детский репертуар (литературно-­художественный, музыкальный);
методики и технологии оказания коррекционной помощи лицам с особенностями психофизического развития при индивидуальной работе;
достижения педагогической науки и практики по дошкольному образованию;
правила охраны жизни и здоровья детей;
основы доврачебной помощи;
основы законодательства о труде;
установленные требования по охране труда и пожарной безопасности.

1.4. Во время отсутствия воспитателя дошкольного образования его обязанности выполняет в установленном порядке* замещающий работник, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.


*    Здесь следует уточнить, какой именно локальный правовой акт регулирует данный порядок. К примеру, приказ руководителя учреждения дошкольного образования.

В главе «Должностные обязанности» прописываются обязанности в соответствии с требованиями ЕКСД, которые возлагаются на работника, занимающего данную должность. Как говорилось выше, ЕКСД содержит обобщенные требования, которые на основании него конкретизируются в должностной инструкции. Справочник не может предусмотреть все функциональные обязанности по каждой должности, поэтому глава должна включать фактически выполняемые работником обязанности, а также требования по соблюдению норм по охране труда, антикоррупционного законодательства и др.


Пример

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ.

2.1. В рамках требований антикоррупционного законодательства Республики Беларусь изучать основные требования антикоррупционного законодательства Республики Беларусь, немедленно докладывать руководству о ставших известными случаях нарушения антикоррупционного законодательства Республики Беларусь.

2.2. Соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда, а также правила поведения на территории, во вспомогательных и бытовых помещениях.

2.3. Проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, обучение, стажировку, инструктаж, и проверку знаний по вопросам охраны труда.

2.4. Немедленно сообщать работодателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, дорожно-­транспортном происшествии, произошедшем как на территории учреждения так и вне, оказывать содействие работодателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения.


В главе «Права» предусматриваются права работника, необходимые для эффективного выполнения его трудовой функции: требовать документы от других структурных подразделений, визировать документы и др.


Пример

3. ПРАВА.

Воспитатель дошкольного образования имеет право:
вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями;
знакомиться с соответствующими документами и информацией, необходимыми для качественного выполнения своих обязанностей;
повышать свою квалификацию в установленном порядке;
требовать от руководства оказания содействия в осуществлении своих обязанностей;
принимать участие в обсуждении вопросов охраны труда, выносимых на рассмотрение собраний (конференций) трудового коллектива (профсоюзной организации).


Глава «Взаимоотношения. Связи» определяет круг взаимоотношений работника как внутри организации по вопросам, входящим в его компетенцию, так и со сторонними организациями (при необходимости).


Пример

4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ).

4.1. Воспитатель дошкольного образования подчиняется ___________________________________.

4.2. Воспитатель дошкольного образования взаимодействует по вопросам, входящим в его компетенцию, с работниками следующих структурных подразделений учреждения:
с __________________________________________________________________________________________:
получает: __________________________________________________________________________________;
представляет: ______________________________________________________________________________;
с __________________________________________________________________________________________:
получает: __________________________________________________________________________________;
представляет: ______________________________________________________________________________.


Глава «Оценка работы и ответственность» определяет методы оценки результатов работы, а также ответственность работника за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и правонарушения, совершенные в процессе осуществления деятельности. Кроме того, в этой главе можно указать, кем именно оцениваются результаты работы.

Справочно: можно указывать, что работник несет ответственность как за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, так и за надлежащее исполнение должностных обязанностей. И первый, и второй вариант правильный. Различие в смысловой нагрузке: в первом варианте работник несет ответственность, во втором — берет обязательство по исполнению.


Пример

5. ОЦЕНКА РАБОТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

5.1. Работу воспитателя дошкольного образования оценивает непосредственный руководитель (иное должностное лицо).

5.2. Воспитатель дошкольного образования несет ответственность:
за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь;
за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным законодательством Республики Беларусь;
за причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь;
за нарушение требований по охране труда или законодательства о пожарной безопасности;
за несоблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты — в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь;
за невыполнение требований антикоррупционного законодательства Республики Беларусь, — в пределах, определенных действующим административным, гражданским и уголовным законодательством.



1478 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Работа сторожей в ночное время: особенности, ограничения, оформление, нарушения

В УДО в большинстве случаев к работе в ночное время привлекаются сторожа. Заведующему УДО необходимо знать, что работа в ночное время оказывает негативное влияние на здор...
№ 1 (145) 2024 Семенихина Светлана,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1160
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок