Как избежать ошибок в определении ГДЛ: практические рекомендации
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Как избежать ошибок в определении ГДЛ: практические рекомендации

Термин «государственное должностное лицо» (далее — ГДЛ) является одним из основополагающих в законодательстве о борьбе с коррупцией. Статья поможет заведующему и инспектору кадровой службы правильно определить, кто в УДО относится к ГДЛ, и избежать ответственности за нарушения по данному вопросу.

Куница Егор

директор по безопасности бизнеса и правовым вопросам компании BDC Consulting

95 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нормативно-­правовое регулирование

  • Трудовой кодекс Республики Беларусь.
  • Закон Республики Беларусь от 15.06.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией».

Почему важно определить, кто является ГДЛ

  • Основной объем профилактических антикоррупционных механизмов, содержащихся в Законе о борьбе с коррупцией, применяется именно в отношении ГДЛ.

Справочно: антикоррупционные механизмы: комплексный пакет антикоррупционных ограничений (ст. 17‒20), декларирование доходов и имущества (гл. 4), предотвращение и урегулирование конфликта интересов (ст. 21).

  • Только ГДЛ обязаны подписывать обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений (далее — обязательство) (ст. 16 Закона о борьбе с коррупцией).

В случае неподписания такого обязательства работник подлежит освобождению от занимаемой должности.

  • На кадровую службу УДО возложена обязанность определить, кто из работников относится к ГДЛ, и организовать оформление и подписание ими обязательства.

При неисполнении этого требования должностные лица кадровой службы привлекаются к дисциплинарной ответственности.

В связи с этим чрезвычайно важно правильно определить, кто из работников относится к категории ГДЛ, а кто — нет.

Кто относится к ГДЛ

Определение ГДЛ содержится в абз. 3 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией.

К ГДЛ, в частности, относятся лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие долж­ности, связанные с выполнением орга­ни­за­ционно-­распо­ря­дительных или адми­ни­стра­тивно-­хозяйствен­ных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его админи­стра­тивно-­территориальных единиц.

Длительное время Закон о борьбе с коррупцией не раскрывал, что понимается под организационно-­распорядительными или административно-­хозяйственными обязанностями. Это создавало определенные сложности в практике работы кадровых служб.

Однако в 2023 г. ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией была дополнена соответствующими определениями.

Организационно-­распорядительные обязанности — полномочия:

  • по руководству деятельностью организаций, их структурных подразделений;
  • расстановке и подбору кадров;
  • организации службы (труда) работников;
  • поддержанию дисциплины;
  • применению мер поощрения;
  • наложению дисциплинарных взысканий.

Это важно
Самый явный признак присутствия таких обязанностей — наличие у работника хотя бы одного подчиненного лица.

По этой причине к категории ГДЛ всегда будут относиться, например, заведующий и его заместители.

Административно-­хозяйственные обязанности — полномочия:

  • по управлению и распоряжению имуществом;
  • организации учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей.

По этому признаку к категории ГДЛ относятся, например, главный бухгалтер, работники бухгалтерии, заместитель заведующего по хозяйственной работе.

Дополнение Закона о борьбе с коррупцией указанными выше определениями существенно облегчило задачу кадровой службы по идентификации ГДЛ. Тем не менее, определенные сложности в этом вопросе сохраняются.

Затруднения по отнесению работников к ГДЛ

1. Принятие решения об отнесении конкретного работника к категории ГДЛ исходя из анализа его должностных обязанностей.

Соответствующий вывод не всегда можно сделать только исходя из наименования должности работника. Должностные обязанности работников даже с идентичной должностью могут различаться. При этом Закон о борьбе с коррупцией связывает наличие статуса ГДЛ именно с полномочиями (т. е. фактическим функционалом), а не с формальным наименованием должности. Поэтому процесс принятия решения о статусе работника должен всегда сопровождаться анализом нормативных и (или) локальных правовых актов, которые определяют его полномочия. Но даже при изучении должностных инструкций, приказов и подобных документов порой возникают неоднозначные ситуации, поскольку должностные обязанности в документах иногда излагаются обобщенно, неконкретно и содержат общие формулировки («обеспечивает», «контролирует» и т. п.).


Пример 1

Юрисконсульт центра по обеспечению деятельности бюджетных организаций был отнесен работодателем к категории ГДЛ по признаку выполнения орга­низационно-­распорядительных обязанностей. Из должностной инструкции следовало, что юрисконсульт организует договорную работу.
В ходе проведенной прокуратурой проверки директор и иные работники пояснили, что юрисконсульт проводит правовую экспертизу проектов договоров, ведет учет заключенных договоров, готовит тексты разногласий, т. е. фактически управленческие функции не реализует, организационно-­распорядительных или адми­нистративно-­хозяйственных обязанностей не имеет. По итогу проверки вынесено предписание об аннулировании обязательства, подписанного юрисконсультом.


Пример 2

Художественный руководитель был отнесен к категории ГДЛ на основании того, что в соответствии с общегосударственным классификатором указанная должность относится к категории руководителей (руководит хором самодеятельности). При этом кадровая служба не приняла во внимание, что работник фактически не наделен ни организационно-­распорядительными, ни административно-­хозяйственными обязанностями.


Аналогичные случаи могут возникать и в учреждениях образования, в частности, по таким должностям, как руководитель по военно-­патриотическому воспитанию, руководитель физического воспитания, культорганизатор, заведующий библиотекой. Несмотря на наличие в наименовании должности определенных «управленческих намеков», если у таких лиц отсутствуют организационно-­распорядительные или административно-­хозяйственные обязанности, относить их к ГДЛ нельзя.

Одновременно необходимо помнить, что признание факта наличия статуса ГДЛ — это отнюдь не только формальный процесс, для галочки. Такое признание автоматически влечет для работника наступление определенных правовых последствий, имеющих существенный ограничительный характер:

  • подписание обязательства (ст. 16 Закона о борьбе с коррупцией);
  • необходимость закрыть счета в иностранных банках (ст. 17);
  • невозможность выполнять иную оплачиваемую работу (для некоторых категорий ГДЛ — ч. 2 ст. 17);
  • ограничение права принимать подарки в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также участвовать в управлении коммерческой организацией (ст. 17);
  • запрет на осуществление предпринимательской деятельности (абз. 2 ч. 1 ст. 17) и др.

Поэтому практика отнесения работников к категории ГДЛ авансом или с запасом является незаконной и влечет соответствующую реакцию органов прокуратуры (отмена таких решений, вынесение актов прокурорского надзора, привлечение к ответственности виновных).

Это важно
В целях исключения ошибок, случаев ущемления прав работников заведующим УДО рекомендуется разработать и утвердить на уровне локальных правовых актов примерные перечни должностей, относящихся к категории ГДЛ.

2. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, должность которого относится к ГДЛ.

В соответствии с трудовым законодательством на заместителя заведующего УДО возлагается выполнение обязанностей заведующего при его отсутствии в случаях, преду­смотренных законодательством (трудовой отпуск, болезнь, командировка и др.).

В случае отсутствия заведующего исполнение его обязанностей может быть также поручено другому работнику УДО путем временного заместительства руководителя либо совмещения должностей без освобождения от основной работы.

По общему правилу при возложении исполнения обязанностей руководителя на другое лицо за последним сохраняется его прежняя должность.

В связи с этим, поскольку в подобных ситуациях работник не приобретает статуса руководителя (не происходит его назначения на должность руководителя в установленном порядке), обязанность по подписанию обязательства на такого работника не распространяется.

Справочно: если работник до момента возложения исполнения обязанностей уже относился к ГДЛ (по текущей должности) и подписал обязательство, то оно продолжает действовать, равно как и весь перечень соответствующих антикоррупционных ограничений.

Вместе с тем исполняющее обязанности руководителя УДО лицо обладает всеми полномочиями данного руководителя (по распоряжению денежными средствами, имуществом, трудовыми ресурсами и т. п.), что создает определенные коррупционные риски.

Аналогичные ситуации возникают и в случаях исполнения обязанностей иных ГДЛ (помимо руководителя).


Пример

В небольших по штатной численности организациях распространены случаи, когда в отсутствие основного работника, являющегося ГДЛ, его обязанности временно возлагаются на лицо, не являющееся таковым.


В завершение стоит отметить еще раз, что правильное определение статуса ГДЛ является ключевым аспектом соблюдения антикоррупционного законодательства.

Рекомендации для заведующего

1. Разработайте примерный перечень должностей, относящихся к ГДЛ (далее — перечень).

2. Утвердите перечень на уровне локального правового акта.

3. Детализируйте должностные обязанности сотрудников в инструкциях.


От редакции

Сборник готовых решений «Должностные и рабочие инструкции» позволит минимизировать риск ошибок.


4. Особое внимание уделите случаям временного возложения исполнения обязанностей ГДЛ.

Несмотря на отсутствие формального статуса, исполняющие такие обязанности работники фактически приобретают на время полномочия, которые могут создать потенциальные коррупционные риски. Устранение подобных рисков возможно путем введения дополнительных мер контроля и мониторинга:

  • коллегиального принятия решений по наиболее значимым вопросам;
  • дополнительного изучения контрагента по сделке перед подписанием документов (на предмет наличия родственных и иных связей с исполняющим обязанности);
  • согласования решений с вышестоящей организацией (управлением образования) и др.

Вывод

Системный подход к решению указанных вопросов обеспечит не только защиту прав работников, но и позволит избежать излишних проверок и предписаний со стороны надзорных органов, сохраняя репутацию УДО и его должностных лиц.

95 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок