Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда»
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда»

1113 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В Республике Беларусь вопросам безопасности труда придается безусловное приоритетное значение.

Отличительная черта нашей политики в области охраны труда – это активное влияние государства на эти процессы через доступные ему механизмы и процедуры.

Это, прежде всего, разработка и принятие законодательства, которое устанавливает обязательные требования и гарантии, определяет компетенцию в области охраны труда всех заинтересованных сторон.

Основным нормативным документом в области охраны труда является Закон Республики Беларусь «Об охране труда».

Закон «Об охране труда» принят в 2008 году, в 2013 году он изложен в новой редакции.

Вместе с тем, активное развитие законодательства и правоприменительной практики обусловили необходимость дальнейшего совершенствования закона и внесения в него соответствующих изменений.

18 декабря 2019 г. принят Закон Республики Беларусь№ 274-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда». Закон вступает в силу с 28 июня 2020 г.

Нормы Закона приведены в соответствие с принятыми в республике законодательными актами, прежде всего с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности», Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах».

Кроме того, в Законе внесены изменения с учетом правоприменительной практики.

Что нового в Законе для сторон, участвующих в реализации государственной политики в области охраны труда

 

Для республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов 

• разрабатывают и обеспечивают функционирование отраслевых и территориальных систем управления охраной труда

Законом установлены обязанности указанных органов по разработке и обеспечению функционирования отраслевых и территориальных систем управления охраной труда. В настоящее время статья 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» возлагает обязанности на нанимателя по разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Практика работы показывает, что разработку и внедрение систем управления охраной труда целесообразно осуществлять не только на уровне организации, но и на уровне отраслей и территорий. Такие системы позволяют скоординировать взаимодействие по вопросам охраны труда вышестоящего органа с подчиненными организациями.

• управление деятельностью подчиненных организаций по вопросам охраны труда

С учетом отмены Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» института ведомственного контроля, Законом предусмотрено, что республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют управление деятельностью подчиненных организаций по вопросам охраны труда посредством реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных организаций в области охраны труда и выработкой предложений по ее повышению.

Для нанимателей

• назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ

Законом закрепляется сложившаяся практика, согласно которой при проведении работ, эксплуатации оборудования наниматель назначает лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ. Так, обязанности нанимателя дополнены нормой, предусматривающей назначение должностных лиц, ответственных не только за организацию охраны труда, но и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ.

• предоставление по запросу контролирующих (надзорных) органов информации и (или) документов, ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда, или сообщать об их отсутствии

В целях создания условий для объективного и всестороннего рассмотрения обращений граждан и юридических лиц по вопросам охраны труда без проведения проверки Законом устанавливается обязанность нанимателя предоставить по запросу контролирующих (надзорных) органов информацию и (или) документы, ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда, или сообщать об их отсутствии.

• компенсация затрат за проведение предварительного обязательного медицинского осмотра поступающих на работу

Законом установлено, что расходы по проведению медицинских осмотров работников, а также лиц, принимаемых на работу, несет наниматель. В случае оплаты лицом, поступающим на работу, предварительного обязательного медицинского осмотра затраты на его проведение компенсируются нанимателем после приема на работу.

Для работающих

• отказ работающего по гражданско-правовому договору в местах, предоставленных работодателем, от выполнения работы (оказания услуги) в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья

Законом конкретизированы действия работающего по гражданско-правовому договору в местах, предоставленных работодателем, при реализации им права на отказ от выполнения работы (оказания услуги) в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья. Так, при отказе от по указанным основаниям работающий по гражданско-правовому договору обязан незамедлительно письменно сообщить работодателю о мотивах такого отказа.

• возможность досудебного рассмотрения разногласий по вопросам расследования несчастных случаев на производстве

В статье 32 Закона закреплена возможность досудебного рассмотрения разногласий по вопросам расследования несчастных случаев на производстве. В случае отказа работодателя в проведении расследования несчастного случая на производстве, в составлении акта о несчастном случае на производстве или несоответствия изложенных в таком акте обстоятельств несчастного случая фактическим обстоятельствам работающий, получивший производственную травму, вправе будет обратиться в Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, его обособленные территориальные подразделения или напрямую в суд.

• Определены права и обязанности нанимателей и работников-надомников и домашних работников по вопросам охраны труда

Закон дополнен двумя новыми статьями «Охрана труда работников-надомников» - статья 161 и «Охрана труда домашних работников» - статья 162. В указанных статьях закрепляются особенности организации охраны труда указанных категорий работников.

Новые термины и определения

Закон дополнен рядом терминов «наряд-допуск на выполнение работ с повышенной опасностью», «работы с повышенной опасностью», «правила по охране труда», «система управления охраной труда» и раскрыто их понятие в целях единообразного применения в нормативных правовых и технических нормативных правовых актах.

Принятие Закона будет способствовать дальнейшему осуществлению профилактических мер по сокращению производственного травматизма, предупреждению профессиональной заболеваемости, обеспечению безопасных условий труда и социальной защищенности работающих, обеспечению конституционного права граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Источник: Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь

1113 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление

В июньском номере журнала мы подробно рассмотрели, как выбрать темы заседаний педагогического совета с учетом потребностей УДО, как правильно поставить цель и задачи засе...
№ 9 (153) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1159
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок