Образование - фундамент будущего страны
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Образование - фундамент будущего страны

Для системы образования 2022 год выдался насыщенным. С учебного года заработал обновленный Кодекс об образовании, много внимания уделялось вопросам совершенствования вступительной кампании в вузы. Эти и другие направления обсуждались с министром образования Беларуси Андреем Иванцом, который в интервью журналу "Беларуская думка" отметил, что задача дня - воспитать грамотного гражданина и патриота.

426 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

- Стремительно уходящий 2022-й определенно стал знаковым: в феврале - новый министр, а с учебного года заработал обновленный Кодекс об образовании, для чего пришлось предварительно откорректировать аж 400 (!) подзаконных нормативных актов. Это огромная работа, не говоря о той, что идет в учреждениях образования всех уровней…

- Новаций действительно немало - думаю, читатели вашего журнала о них знают. И сегодня мы имеем принципиально новые возможности с точки зрения нормативно-правовой базы при выстраивании работы.

Кодекс очень прогрессивный и нацеливает на решение главной задачи - сохранить достоинства нашей системы образования. В первую очередь это доступность, высокий уровень и вопрос инклюзии.

В мировом рейтинге по индексу доступности базового образования Беларусь занимает позицию выше ряда стран ЕС - 17-е место из 163. Это наш приоритет, и государство создает все необходимые условия для его реализации - для всех, независимо от места проживания, будь то город, райцентр, агрогородок или маленькая деревня. К примеру, в этом учебном году осуществляется подвоз более 60 тыс. учащихся сельских школ.

Или возьмем обучение на дому. Прекрасная возможность дать ребенку достойное образование, если посещать учебное заведение он не может по медицинским показаниям. Можно сочетать домашние занятия с обучением в учреждении дошкольного, общего среднего или специального образования. Таких учащихся немного, тем не менее важно было законодательно закрепить для них эту возможность.

Кроме того, в учреждениях образования страны получают знания около 50 тыс. детей с особенностями психофизического развития. Их обучение происходит прежде всего в условиях интеграции. Такой подход учитывает индивидуальные возможности и потребности учащегося, формирует инклюзивную культуру в целом нашего общества, и ребята, и педагоги готовы принять детей с особенностями в своих коллективах.

По нынешнему Кодексу общее среднее образование - всеобщее. Но это не значит, что каждый должен учиться 11 лет в школе. Мы выстраиваем позитивную траекторию: окончание базовой школы, 9 классов, обучение на уровне профессионально-технического и среднего специального образования, затем приход в нашу экономику и при необходимости получение уже высшего образования в заочной либо в очной формах обучения.

Использование дистанционных форм обучения, в первую очередь на уровне высшего образования, вопросы сетевого взаимодействия, как горизонтального между одним уровнем образования, так и вертикального - между другими, - и это достаточно серьезно регламентировано. Целевая подготовка - тоже серьезный шаг вперед: созданы необходимые предпосылки, чтобы заказчик кадров мог выбирать будущего работника.

- Недавнее совещание у Президента по вопросам совершенствования вступительной кампании в вузы расставило все точки над "і" в вопросах, которые волновали огромное количество людей. Ведь только выпускников в 2023 году в Беларуси будет около 54 тысяч. А родители, учителя?!

- Хочу отметить, что подготовка изменений велась по поручению главы государства с привлечением широкого круга специалистов и педагогов. Состоялись также общественные дискуссии с участием родителей и учеников. Широкое обсуждение показало: все участники образовательного процесса поддерживают введение централизованного экзамена как формы выпускной аттестации в общеобразовательных школах. Более детальное изучение вопроса показало: как обязательный предмет сдавать целесообразно русский или белорусский язык. Что касается второго, то Министерство образования проводило выборочные централизованные экзамены в ряде регионов, в них приняли участие 2,5 тыс. учащихся. Около 30% из них выбрали математику, по 15-16% - английский язык и биологию, по 10-11% - историю Беларуси и обществоведение. В связи с этим принято решение предоставить учащимся право выбрать тот предмет, который они хотят сдавать за курс школы. На наш взгляд, это справедливо.

Теперь выпускникам предстоит сдавать два централизованных экзамена - по русскому или белорусскому языку и по предмету на выбор.

- А тех выпускников, кто собирается в вузы, ждет дополнительное испытание - экзамен в виде одного ЦТ?

- Здесь мы видим решение задачи прекратить беготню между вузами. Ранее предусматривалась возможность сдачи четырех ЦТ, и, условно говоря, молодой человек мог выбрать специальность от лирика до физика. Сегодня, оставляя формат двух ЦЭ и одного ЦТ, уверены: молодой человек осознанно выбирает то направление, с которым хочет связать свою дальнейшую жизнь.

- Но все вышеперечисленные изменения не касаются приема на целевую форму подготовки?

- Прием для целевиков будет осуществляться по внутреннему экзамену, который проводится в устной форме, плюс средний балл аттестата. Таким образом мы сможем увидеть будущих медиков (планируем около 50% человек принять на целевую форму подготовки), педагогов (около 20-25%), специалистов для сельского хозяйства.

Кроме того, выстроена этапность приема: до 12-13 июня будем принимать и зачислять ребят на целевую форму обучения и только потом на бюджетную. Это сделано, чтобы было четкое распределение между целевиками, бюджетниками и платным приемом.

Подготовка специалистов-целевиков позволит нам повернуть лицом заказчиков кадров, т. е. будущих работодателей, к нашим выпускникам не только университетов, но и школ, а также заниматься более ранней практико-ориентированной подготовкой.

- Кроме целевиков, кто еще оказался в числе льготников?

- Да, льготные категории тех, кого примут в вузы без экзаменов, расширяются. Этим мы стремимся обеспечить максимально справедливый подход при отборе абитуриентов.

Без экзаменов могут стать студентами победители внутриуниверситетских олимпиад. Пока они проводятся в региональных высших учебных заведениях. С декабря текущего года начнутся первые заочные этапы. В феврале проведем очный этап. Победители этих олимпиад без экзаменов смогут быть зачислены в наши университеты. Объем приема данной категории абитуриентов достаточно большой - для них предусмотрено до 15% бюджетных мест в региональных вузах, т. е. создаем все необходимые условия, чтобы молодые люди, еще фактически не окончив школу, почувствовали себя студентами.

Со следующей приемной кампании рассматриваем возможность проводить олимпиады и в столичных университетах.

- В перечень документов для поступления включена характеристика учащегося, которая будет выдаваться школой или колледжем. Почему она необходима, по вашему мнению?

- Это мотивирует как самих учащихся, так и преподавателей. А выдача данной характеристики именно школой является справедливой. Потому что где, как не здесь, одиннадцать лет видят будущего выпускника?! Характеристика будет отражать не только и не столько успеваемость, а личностные качества молодого человека, участие в работе общественных объединений - пионерии, БРСМ, в акциях патриотической направленности. Разумеется, эти вопросы учтут при поступлении в университет, потому что каждый ректор по характеристике увидит портрет абитуриента и завтрашнего студента своего университета.

Кстати, при приведении в соответствие нормативно-правовых актов в связи со вступлением в силу новой редакции Кодекса об образовании приняты соответствующие постановления Совета Министров о распределении выпускников и направлении их на работу. Если ранее при распределении выпускников наших колледжей и университетов на первое место ставилась успеваемость, то сейчас как раз участие в общественной жизни и вклад в развитие университета. Поэтому молодой человек, который проявляет активную общественную и гражданскую позицию, имеет первоочередное право на распределение после окончания университета либо колледжа. Это уже действующая норма, и выпускники нынешнего учебного года смогут ею воспользоваться.

- К слову, о распределении и пресловутой отработке. Планируются ли здесь какие-то изменения, в том числе для выпускников платной формы обучения?

- Известно, что молодого специалиста без опыта работы далеко не каждый наниматель хочет брать на работу. Поэтому то, что в нашей стране сохранена система распределения и гарантированное предоставление первого рабочего места, это позитивный момент. Более того, статус молодого специалиста подразумевает 20% надбавки к окладу, предоставление общежития, постановку на льготную очередь строительства жилья. Это очень серьезные меры стимулирующей поддержки.

Кроме того, по целому ряду направлений практикуем продление контракта до пятилетнего срока с теми ребятами, кто два года отработал и хорошо себя зарекомендовал. При этом все преференции, которые у них были, сохраняются. В данной связи полагаю, что пятилетний срок работы при целевой форме подготовки, учитывая осознанность выбора не только профессии, но и заказчика кадров, надо рассматривать как гарантию успешного профессионального роста. Потому что за пять лет можно очень серьезно вырасти и иметь хорошую мотивацию, а потом уже сделать свой выбор: продолжить работу в организации или в этой же сфере в другой структуре.

Что касается платников, они являются точно такими же нашими выпускниками и имеют право воспользоваться этими же возможностями, став молодыми специалистами. Это не значит, что будем обязывать выпускников платной формы обучения распределяться, но активно предлагать им использовать такую возможность, показывая ее преимущества, намерены. Кстати, данная практика закреплена в Кодексе об образовании и применяется уже на протяжении ряда лет. Она не является новшеством этого учебного года.

- С поступлением и распределением вроде разобрались. Осталось решить наиглавнейший вопрос: какой жизненный путь избрать. Андрей Иванович, что вы посоветовали бы ребятам и их родителям?

- Встречаясь со старшеклассниками, приходится часто слышать: мама или папа заставляют поступать в один университет, а хочется совсем в другой. Я глубоко уверен, что осознанность выбора будущей профессии крайне важна. Здесь должны реализовываться не желания, амбиции и чаяния родителей, а ощущения самого выпускника. Поэтому рекомендовал бы каждому потенциальному абитуриенту вот что. У нас все вузы реализуют проект "Студент на день" или "Студент на неделю" - как можно чаще посещайте эти мероприятия. Вы поймете, насколько ваши ожидания и понимание конкретной специальности соответствуют реальности. Узнаете, какие знания, навыки и компетенции в ней заключаются. Чтобы потом не было разочарований, ведь ежегодно достаточное количество студентов отчисляются по собственному желанию. Это результат неосознанного выбора профессии.

На мой взгляд, не стоит гнаться за красивыми названиями специальностей, их популярностью или престижностью. Обладая любой профессией, даже рабочей, являясь профессионалом своего дела, обязательно реализуете себя в жизни, станете человеком, которого ценят и уважают. Не надо рассматривать поступление в университет как самый важный и ответственный шаг в собственной судьбе. Жизнь терниста и извилиста, в ней много разных путей. Кто-то, возможно, поступит в профессионально-техническое учреждение образования, в среднее специальное, при необходимости потом пойдет в университет. Самое главное - чувствовать себя и то профессиональное направление, которому намерены посвятить жизнь. Слушайте свое сердце и делайте тот выбор, который вам наиболее близок.

- Прекрасное пожелание! Одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением в учреждениях образования всех уровней стало патриотическое воспитание. Но, согласитесь, невозможно вырастить настоящего патриота без знаний истории, и уходящий Год исторической памяти лишь подтвердил эту истину.

- Образование - фундамент будущего нашей страны. И задача у нас одна - воспитать грамотного гражданина и патриота, который стремился бы реализовать себя на родной земле, гордился достижениями своей страны, проявлял интерес и уважение к историческому прошлому Беларуси, бережно относился к традициям нашего народа.

Хотел бы подчеркнуть, что Министерство образования очень комплексно подходит к вопросам исторического и патриотического воспитания нашей молодежи. Это направление работы в новом учебном году на всех уровнях существенным образом усовершенствовано. Безусловно, это связано и с расследованием Генпрокуратурой уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, и со вступлением в силу обновленной Конституции.

В каждой школе введена должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию. Это профессионалы, которые на постоянной основе работают с учащимися. Ребята должны понимать: независимость страны стоит очень дорого. Цена исчисляется не только финансовыми ресурсами, но и целым рядом других составляющих. И если будет необходимость, каждый из нас должен быть готов защищать свою Родину, в том числе и с оружием в руках.

С первого сентября в вузах страны преподают новую дисциплину - историю белорусской государственности. Но для формирования у наших учащихся, прежде всего 10-11-х классов, целостной картины исторических событий Беларуси очень важно уделить особое внимание преемственности на уровне общего среднего и высшего образования. В разработанной министерством концепции заложены взаимосвязи с белорусской литературой, обществоведением, географией и рядом других дисциплин, в том числе естественно-научного блока.

Еще один важнейший аспект - внеурочная деятельность. Поставлена задача создать во всех школах страны за этот учебный год музейную экспозицию. Министерство разработало положение о республиканском конкурсе школьных экскурсоводов. Здесь целый ряд дополнительных форм работы - краеведческая деятельность, лектории, выездные мероприятия в места боевой славы и другие, имеющие важное историческое значение. Каждый ребенок должен расти патриотом, и школа много должна для этого сделать.

- Спасибо за беседу!

Источник: БЕЛТА

426 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Как проконтролировать работу заведующего хозяйством: разрабатываем циклограмму

Должность заместителя заведующего по хозяйственной работе в УДО вводится при наличии 9 и более групп. Это преду­смотрено типовыми штатами работников учреждений дошкольног...
№ 11 (155) 2024 Шевченко Виолетта,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 616
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок