Безопасность начинается с руководителя: по результатам семинара
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Безопасность начинается с руководителя: по результатам семинара

Статья подготовлена по материалам онлайн-семинара и содержит ответы на вопросы наших читателей:

• о возложении обязанностей по охране труда;
• разработке СУОТ;
• контроле за соблюдением работниками требований по охра­не труда;
• подготовке билетов по охране труда;
• аптечке первой помощи.

Штейнер Алексей

юрист

392 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Заместитель заведующего УДО имеет высшее педагогическое образование. Можно ли на него возложить обязанность по ведению документации по охране труда, учитывая, что у него нет профильного технического образования? Что необходимо предпринять заведующему, если заместитель откажется выполнять данную работу?

Для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением работающими требований по охране труда наниматель в установленном законодательством порядке может возложить соответствующие обязанности на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку (ст. 20 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»).

Для выполнения обязанностей по охране труда необязательно иметь техническое образование, но необходимо наличие специальной подготовки.

Заместителя заведующего можно направить в учреждение дополнительного образования взрослых, иную организацию, реализующую соответствующую образовательную программу, в соответствии со ст. 251 и 252 Кодекса об образовании.

Согласно ст. 53 ТК работник обязан выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным правовым актам. Но необходимо учитывать, что согласно ст. 20 ТК наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

В соответствии с п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Респуб­лики Беларусь от 02.01.2012 № 1) конкретная трудовая функция (должностные обязанности) служащего, а также его права и ответственность определяются в должностной инструкции служащего. Если должностной инструкцией заместителя заведующего не предусмотрено ведение документации по охране труда, то возложение таких обязанностей возможно только с согласия работника.

Внесение изменений в должностные обязанности работника является изменением существенных условий труда. Такое изменение наниматель вправе произвести при наличии оснований и в порядке, установленном ст. 32 ТК.

Необходимо также учитывать, что дополнительная работа может выполняться в виде совмещения в порядке, установленном ст. 67 ТК.

Если заместитель заведующего откажется выполнять работу по охране труда и ее выполнение не предусмотрено его должностной инструкцией, привлечь его к дисциплинарной ответственности нельзя.


В УДО проводится ежеквартальный контроль за соблюдением работниками требований по охране труда в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.05.2020 № 51 (далее — Инструкция № 51)).

Но в Инструкции № 51 указано, что нанимателю необходимо проводить еще и ежедневный и ежемесячный контроль. Сколько всего видов контроля необходимо организовать в учреждении и сколько журналов заполнять после проведения каждого из них?

Порядок осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда определяется Инструкцией № 51 и в соответствии с системой управления охраной труда (СУОТ).

Согласно п. 8 Инструкции № 51 контроль за соблюдением требований по охране труда проводится:

  • ежедневно на рабочих местах работников их непосредственными руководителями;
  • ежемесячно в каждом структурном подразделении организации руководителями этих структурных подразделений;
  • ежеквартально в организации руководителем организации или его заместителем с участием работников службы охраны труда;
  • по мере необходимости в каждом структурном подразделении организации работниками службы охраны труда.

Иная периодичность осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда, но не реже одного раза в месяц, может быть установлена в соответствии с СУОТ в организациях сферы услуг и микроорганизациях.

Для целей Инструкции № 51 учреждения образования относятся к организациям сферы услуг.

Ежедневный контроль в учреждениях образования следует проводить только в потенциально опасных кабинетах и помещениях, таких как спортзал, пищеблок и т. д.

В соответствии с п. 18 Инструкции № 51 результаты ежедневного и ежемесячного контроля заносятся в журнал контроля за соблюдением требований по охране труда.

По общему правилу результаты ежедневного и ежемесячного контроля заносятся в один журнал контроля.

Но необходимо учитывать, что порядок осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда в организации определяется Инструкцией № 51 и в соответствии с СУОТ (п. 3 Инструкции № 51).

Таким образом, допускается вести одновременно два журнала контроля за соблюдением требований по охране труда в структурном подразделении, если это установлено СУОТ учреждения.

Результаты ежеквартального контроля оформляются актом, в котором указываются дата проведения ежеквартального контроля, фамилии, инициалы, должности служащих, участвующих в проведении ежеквартального контроля, выявленные нарушения требований по охране труда, сроки устранения этих нарушений, фамилии, инициалы и должности служащих, ответственных за устранение нарушений (п. 19 Инструкции № 51).


В УДО нет работников, на которых была бы возложена функция специалиста по охра­не труда, и не разработана СУОТ. Необходимо ли разработать СУОТ для учреждения? Кто из специалистов должен этим заниматься, если ни у кого из работников нет технического образования?

Да, СУОТ разработать необходимо. Разработать ее должно должностное лицо, уполномоченное нанимателем.

Работодатель несет обязанность по разработке, внедрению и поддержанию функционирования СУОТ, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности (абз. 10 ч. 2 ст. 17 Закона об охране труда).

В целях оказания методической помощи в разработке СУОТ для организаций независимо от их организационно-­правовой формы и вида деятельности разработаны Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2019 № 108).

Один из главных принципов в управлении охраной труда — непрерывное совершенствование СУОТ путем осуществления корректирующих и предупреждающих действий.

Требование о наличии технического образования у сотрудника, разрабатывающего СУОТ, законодательством не установлено.

За разработкой СУОТ наниматель вправе обратиться в аккредитованную на оказание услуг в области охраны труда организацию. Услуги в области охраны труда оказывают юридические лица (индивидуальные предприниматели), аккредитованные на оказание услуг в области охраны труда, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и договором на оказание услуг в области охраны труда, заключенным с нанимателем (ч. 1 ст. 22 Закона об охране труда).


Возник вопрос о введении в действие инструкций по охране труда (например, инструкции по охране труда при использовании в работе офисного оборудования (в целом по учреждению)). Необходимо ли дополнительно создавать распорядительный документ о введении в действие утвержденной инструкции?

Порядок разработки и принятия работодателями инструкций по охране труда установлен Инструкцией о порядке разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг) (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176 (далее — Инструкция № 176)).

Инструкции по охране труда утверждаются руководителем организации или его заместителем, ответственным за организацию охраны труда в организации, либо приказом организации (п. 25 Инструкции № 176).

В соответствии с п. 251 Инструкции № 176 утверждение инструкции по охране труда оформляется грифом утверждения, который располагается в правом верхнем углу первого листа. В грифе утверждения указываются:

  • слово «УТВЕРЖДЕНО» (прописными буквами);
  • должность руководителя (его заместителя), подпись, инициалы (инициал собственного имени) и фамилия руководителя (его заместителя), утвердившего инструкцию по охране труда, или вид утверждающего локального правового акта с прописной буквы в именительном падеже;
  • дата утверждения или принятия локального правового акта, утверждающего инструкцию по охране труда, и его регистрационный номер.
  • Издавать распорядительный документ (приказ, распоряжение) для введения в действие локального правового акта (инструкции по охране труда) после его утверждения нецелесо­образно, т. к. он уже введен в действие.

Утвержденные инструкции по охране труда выдаются руководителям структурных подразделений и уполномоченным нанимателем должностным лицам с внесением сведений в журнал учета выдачи инструкций по охране труда (п. 26 Инструкции № 176).


Сколько должно быть аптечек первой помощи в учреждении образования? Где они должны находиться?

Аптечками первой помощи универсальными должно быть укомплектовано каждое структурное подразделение учреждения.

Производственные и иные структурные подразделения оснащаются аптечками первой помощи универсальными с набором необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, соответствующим перечню вложений, входящих в аптечку первой помощи универсальную (п. 77 Правил по охране труда, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 01.07.2021 № 53).

Перечни вложений, входящих в аптечки первой помощи, установлены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23.11.2023 № 178.

Конкретное количество аптечек в УДО определяется в зависимости от организационной структуры (например, одна для воспитателей, одна в пищеблоке, одна для технического персонала и т. д.).

К эксплуатационной документации относится инструкция по применению аптечки.

Аптечка первой помощи универсальная должна быть доступна каждому работающему. Место нахождения такой аптечки должно быть обозначено. Знак «Аптечка первой медицинской помощи» (ЕС01) размещается на стенах, дверях помещений для обозначения мест размещения аптечек первой медицинской помощи (табл. Л.2 «Знаки медицинского и санитарного назначения» приложения Л (обязательное) «Эвакуационные знаки и знаки медицинского и санитарного назначения» к ГОСТ 12.4.026-2015 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (утв. постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12.06.2017 № 44)).


В детском саду создана комиссия для проверки знаний работников по вопросам охраны труда. Необходимо ли заведующему разрабатывать и утверждать билеты по охране труда для работников, которые должны проходить проверку знаний по охране труда в комиссии УДО? Можно ли скачать эти билеты из Интернета и с какого сайта?

Да, необходимо разработать и утвердить билеты.

Положение о порядке создания и деятельности комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда утверждено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210 (далее — Положение № 210).

Билеты для проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов утверждаются председателем комиссии организации (п. 10 Положения № 210).

Согласно п. 11 Положения № 210 билеты для проверки знаний по вопросам охраны труда работающих по профессиям рабочих разрабатываются на основе требований по охране труда для профессий рабочих и отдельных видов работ (услуг), содержащихся в НПА, в т. ч. технических НПА, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства обязательными для исполнения, локальных правовых актах организации, соблюдение которых входит в трудовые обязанности работающих, и утверждаются председателем комиссии организации.

Поэтому билеты могут быть разными для различных организаций, а в некоторых случаях — для различных учреждений образования.

Если в открытом доступе в сети Интернет будут билеты для проверки знаний по вопросам охраны труда, необходимо учитывать, что они могут нуждаться в доработке ввиду специфики деятельности конкретного учреждения образования.

392 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок