Постановление № 972 подготовлено в целях:
- урегулирования проблем в правоприменительной практике и надлежащей правовой регламентации размещения изображений физических лиц (как работников, так и иных лиц) на сайтах государственных органов и организаций (далее — госорганы) с учетом требований Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных»;
- обеспечения полноты и комплексности правового регулирования общественных отношений в сфере осуществления административных процедур посредством размещения на сайтах госорганов информации о перечнях самостоятельно запрашиваемых уполномоченным органом документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, с учетом положений ст. 7 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур»;
- приведения постановления № 645 в соответствие с Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах».
Актуализация и достоверность информации
Пунктом 5 Положения № 645 предусмотрено, что состав размещаемой на сайте информации должен отражать специфику деятельности госоргана. Информация должна обладать необходимой глубиной содержания и регулярно обновляться, а информация о новостях — также датироваться.
Если ранее в Положении № 645 указывалась частота обновления данной информации не реже одного раза в неделю, то со 2 января 2023 г. предусмотрена частота обновления информации на сайтах госорганов не реже двух раз в неделю.
Кроме этого, п. 5 Положения № 645 дополнен обязанностью госорганов не реже одного раза в месяц проверять полноту и объективность размещаемой на сайтах информации и при необходимости оперативно принимать меры по ее актуализации.
Информация о руководителе и его заместителях
В подп. 7.1 п. 7 Положения № 645 до 2 января 2023 г. было предусмотрено, что непосредственно на главной странице сайта (либо в виде отдельных рубрик) должна размещаться следующая информация о госоргане:
- официальное наименование и структура, почтовый адрес, адрес электронной почты;
- номера телефонов справочных служб;
- режим работы;
- сведения о задачах и функциях, а также тексты НПА (извлечения из них), определяющих эти задачи и функции;
- перечень территориальных органов, подчиненных (входящих в состав) организаций госоргана и обособленных подразделений организации, сведения об их задачах и функциях, а также их почтовые адреса, адреса сайтов и электронной почты, номера телефонов справочных служб;
- сведения о руководителе (должность, фамилия, собственное имя, отчество, номер служебного телефона).
Внесенными постановлением № 972 изменениями последний абзац подп. 7.1 п. 7 Положения № 645 дополнен. Так, со 2 января 2023 г. сайт госоргана должен в обязательном порядке содержать сведения не только о руководителе, но и о его заместителях (должность, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), номер служебного телефона, фотографическое изображение, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них).
Информация о работе с обращениями граждан и юридических лиц
В связи с принятием Закона Республики Беларусь от 28.06.2022 № 176-З «Об изменении Закона Республики Беларусь “Об обращениях граждан и юридических лиц”» электронные обращения граждан и юридических лиц должны подаваться в госорганы посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц.
В целях приведения постановления № 645 в соответствие с нормами законодательства об обращениях граждан и юридических лиц Положение № 645 дополнено требованием о размещении на главной странице сайта (либо в виде отдельных рубрик) информации о порядке направления в госорган электронных обращений посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц с указанием гиперссылки на нее.
Это важно
Из Положения № 645 исключено требование об обязательном размещении на сайтах госорганов специальной рубрики «Электронное обращение» с соответствующими полями для заполнения.
Информация об осуществлении административных процедур
В соответствии с подп. 7.3 п. 7 Положения № 645 непосредственно на главной странице сайта (либо в виде отдельных рубрик) должна размещаться информация об осуществлении госорганом административных процедур в отношении юридических лиц и граждан, в т. ч. индивидуальных предпринимателей. Кроме того, закреплен перечень конкретный сведений в части осуществления административных процедур, обязательных для размещения на сайтах госорганов.
В силу абз. 6 п. 1 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» на сайтах уполномоченных органов либо на соответствующих страницах сайтов вышестоящих госорганов размещается также информация о перечнях самостоятельно запрашиваемых уполномоченным органом документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, не включенных в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами. В связи с этим в целях полноты и комплексности правового регулирования общественных отношений в сфере осуществления административных процедур Положение № 645 дополнено нормами, закрепляющими названные выше положения.
Новостная информация с изображениями граждан
Постановлением № 972подп. 7.5 п. 7 Положения № 645 изложен в новой редакции. Если до 2 января 2023 г. Положение № 645 допускало размещение на сайтах информации о новостях госоргана, то теперь данная норма конкретизирована тем, что можно размещать информацию о новостях госоргана, в т. ч. с размещением изображений граждан, полученных при проведении мероприятий с участием представителей этого госоргана.
Кроме этого, Положение № 645 дополнено п. 75, который предусматривает, что непосредственно на главной странице сайта (либо в виде отдельных рубрик) размещается информация о проведении информационно-разъяснительной работы в трудовых коллективах и (или) с населением по месту жительства (анонсы и итоги встреч, иных мероприятий, справочно-методические материалы и др.).