Как снизить уровень заболеваемости воспитанников
В статье на примере опыта работы учреждения дошкольного образования проанализируем перечень основных мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости воспитанников.
В статье на примере опыта работы учреждения дошкольного образования проанализируем перечень основных мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости воспитанников.
Мы провели анализ здоровья и физического развития воспитанников нашего учреждения. На момент исследования он показал отрицательную динамику, что было связано с увеличением количества поступающих детей в учреждение со второй, третьей группой здоровья и подготовительной группой по физической культуре.
Это стало причиной активизации работы учреждения по привлечению детей и их законных представителей к здоровому образу жизни. К таким мероприятиям можно отнести:
В каждой возрастной группе учреждения ведется паспорт здоровья. Он позволяет воспитателям дошкольного образования и специалистам учреждения дифференцировать работу с каждым ребенком и отслеживать динамику состояния здоровья воспитанников.
Комплекс оздоровительных и закаливающих мероприятий, соблюдение требований Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8, позволил нашему учреждению на протяжении последних трех лет значительно снизить уровень заболеваемости воспитанников.
Так, уменьшилось среднее количество дней, пропущенных одним ребенком по болезни по сравнению с 2016 годом — с 1,1 до 0,6 и в настоящий момент остается стабильным. Причиной заболевания воспитанников в основном являются воздушно-капельные инфекции.
С целью снижения заболеваемости и укрепления здоровья воспитанников активно ведется работа с родителями по разъяснению пользы прививок против гриппа, в результате которой процент привитых детей против гриппа на 01.12.2019 составил 50 % (в 2016 г. — 37 %), сотрудников — 100 % (в 2016 г. — 93,8 %).
Далее рассмотрим подробнее принятые в учреждении меры.
В учреждении постоянно проводится работа по повышению качества организации питания. При организации питания специалисты руководствуются утвержденными техническими нормативными правовыми актами и иными документами, регламентирующими организацию питания. Разработана система организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, в т. ч. программа производственного контроля за качеством и безопасностью питания воспитанников на 2018–2023 гг.
Ежедневное меню составляется на основании перспективного двухнедельного меню, в котором допускаются отклонения по объективным причинам (посещаемость воспитанниками учреждения, поступление продукции с базы, выполнение денежных и натуральных норм и др.). Для детей, нуждающихся в лечебном (диетическом) питании, вносится коррекция в дневной рацион с учетом медицинских рекомендаций.
Ежемесячный и подекадный контроль рационального использования денежных средств, выделенных на питание, позволяет оперативно корректировать ежедневное их освоение, направлять их на выполнение натуральных норм по основным продуктам. С целью максимального выполнения установленных норм питания (натуральных и денежных) ежемесячно и подекадно проводится анализ питания по набору продуктов, химическому составу и калорийности.
Так, за 2019 г. рекомендуемые суточные величины физиологических потребностей в белках, жирах и углеводах выполнены в среднем на 102 %, 98 % и 92,5 % соответственно. Анализ выполнения натуральных норм по основным продуктам показал выполнение установленных норм на 101 %. Освоение денежных средств за 2019 г. выполнено на 101,5 %. Вместе с тем при осуществлении анализа мы выявили, что потребление детьми фруктов, соков необходимо увеличить.
Хоть питание и является ключевым компонентом здоровья воспитанников, на их самочувствие и развитие могут влиять и другие факторы. Ниже мы перечислим направления, которые должен контролировать руководитель учреждения образования, чтобы снизить уровень заболеваемости воспитанников и риск причинения вреда их здоровью.
Особое внимание мы уделяем контролю за производственными факторами, представляющими потенциальную опасность для здоровья и жизни человека. Среди них:
Все работники, в т. ч. работающие по совместительству в обязательном порядке проходят медицинское обследование при поступлении на работу.
Все штатные работники в обязательном порядке один раз в год проходят флюорографическое обследование.
Работники учреждения дошкольного образования (заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности воспитатели, помощники воспитателей, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, заведующий хозяйством, уборщик служебных помещений, рабочий по стирке и ремонту спецодежды, кастелянша) проходят гигиеническое обучение с последующей аттестацией один раз в два года, обязательный медицинский осмотр — один раз в год.
Повара, кухонный рабочий, кладовщик учреждения дошкольного образования проходят гигиеническое обучение с последующей аттестацией один раз в год, обязательный медицинский осмотр — один раз в год.
При необходимости работники учреждения могут быть направлены на медицинское обследование на пригодность осуществления деятельности по своей профессии (в соответствии с приказом заведующего либо по распоряжению органов санитарного надзора).
Возможные аварийные ситуации, связанные с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемическому благополучию, при возникновении которых должностные лица (работники) обязаны информировать Центр гигиены и эпидемиологии своего района:
Мероприятия, обеспечивающие безопасность продукции, услуг, условий труда для здоровья человека и окружающей среды в учреждении дошкольного образования:
Кроме того, в нашем учреждении ведутся следующие формы учета и отчетности, установленной по вопросам осуществления производственного контроля: