Каких ошибок нельзя допускать в делопроизводстве

Каких ошибок нельзя допускать в делопроизводстве

От ошибок в документах никто не застрахован. Но ведь каждая ошибка может негативно отразиться на деятельности учреждения дошкольного образования, а также привлечь внимание контролирующих органов. В статье рассмотрим вопросы, касающиеся делопроизводства, на которые необходимо обратить особое внимание, чтобы не допускать ошибок при организации данного процесса.

Дернович Екатерина

Старший научный сотрудник отдела документоведения Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела, магистр исторических наук

1210 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Делопроизводство — это деятельность по обеспечению документирования и организации работы с документами (ст. 2 Закон Республики Беларусь от 25.11.2011 № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве» (далее — Закон о делопроизводстве)).

Справочно: делопроизводство включает в себя как создание документов, так и их движение внутри учреждения и между учреждениями.

Далее мы рассмотрим важные моменты, о которых необходимо знать заведующему, чтобы не допускать ошибок.

Наличие инструкции по делопроизводству

В каждом учреждении должен быть разработан локальный правовой акт — инструкция по делопроизводству (п. 4 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее — Инструкция № 4)).

В ней необходимо закрепить:

  • систему ведения делопроизводства;
  • формы общего бланка и бланка для письма организации;
  • порядок согласования документов;
  • порядок ознакомления с документами;
  • порядок использования печати;
  • перечень нерегистрируемых документов;
  • формы регистрации различных видов документов и состав их реквизитов;
  • условные обозначения регистрационных индексов различных видов документов;
  • порядок осуществления контроля за исполнением документов и др.

Ошибка: отсутствие инструкции в учреждении образования, а также ее разработка без учета специфики учреждения или с нарушением требований законодательства.


От редакции

Упростите свою работу — приобретите инструкцию по делопроизводству для УДО всего за 18 руб.


Назначение ответственных в структурных подразделениях

При наличии в учреждении структурных подразделений приказом руководителя учреждения важно назначить работников, ответственных за ведение делопроизводства в структурных подразделениях. Данные ответственные работники:

  • осуществляют учет и контроль прохождения документов в установленные сроки;
  • информируют руководителя структурного подразделения о состоянии их исполнения (ч. 2 п. 7 Инструкции № 4).

Справочно: к структурным подразделениям УО относятся библиотеки, общежития, учебно-­опытные участки, учебно-­опытные хозяйства, учебно-­опытные лесхозы, учебно-­производственные мастерские, лаборатории, факультеты, кафедры, филиалы кафедр, спортивные клубы, студенческие санатории-­профилактории, центры, управления, части, отделы, секторы, отделения, учебные хозяйства, пункты коррекционно-­педагогической помощи, детские социальные приюты, иные структурные подразделения (п. 3 ст. 22 Кодекса об образовании).

Ошибка: неназначение ответственных лиц. В случае их отсутствия вся ответственность ложится исключительно на руководителя учреждения образования.

Наличие номенклатуры дел учреждения

В каждом учреждении должна быть составлена номенклатура дел, в которой закрепляется перечень заголовков дел, заводимых в учреждении в делопроизводственном (календарном) году, с указанием сроков их хранения. Номенклатура дел представляет собой учетный документ, она составляется ежегодно до 1 января года, на который составлена.

Ошибка: отсутствие номенклатуры дел учреждения не позволяет сгруппировать и систематизировать документы, соответственно, возникают проблемы с их учетом, поиском, использованием и сохранностью.


От редакции

Воспользуйтесь готовой формой номенклатуры дел.


Оформление организационно-­распорядительных документов

Несмотря на установленные и устоявшиеся требования к оформлению организационно-­распорядительных документов, в учреждениях нередко выявляется неправильное оформление документов, что также является ошибкой.

Это важно
При оформлении организационно-распорядительных документов необходимо руководствоваться гл. 4–7 Инструкции № 4.

В данных главах установлено, какие реквизиты должны быть у документа, где они должны располагаться, их размеры, отступы, интервалы, размер шрифта и т. д.

Регистрация документов и ее разграничение

Речь идет о регистрации не только входящих, исходящих, распорядительных документов, но и внутренних организационно-­распорядительных документов.

Каждый документ наряду с указанием автора, даты документа, подписи должен содержать регистрационный индекс (п. 18 Инструкции № 4).

Справочно: регистрация документа — запись учетных данных о документе в регистрационной форме с присвоением ему регистрационного индекса, фиксирующая факт его создания, получения или отправки (подп. 139.1 п. 139 Инструкции № 4).

Регистрации подлежат:

  • входящие;
  • исходящие;
  • внутренние документы, требующие учета и исполнения.

Документы регистрируются независимо от способа их создания, передачи или доставки (подп. 139.2 п. 139 Инструкции № 4).

Обращаем ваше внимание, что документы по осуществлению административных процедур и обращениям граждан и юридических лиц регистрируются отдельно.

В учреждении должно быть разграничено:

  • общее делопроизводство;
  • делопроизводство по административным процедурам;
  • делопроизводство по обращениям граждан,

т.к. они ведутся отдельно (п. 4 Инструкции о порядке ведения делопроизводства по адми­нистративным процедурам в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.05.2009 № 39; ч. 1 п. 4 Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1786).

Руководителю необходимо знать, что должны быть заведены отдельные регистрационные формы и документы должны формироваться в отдельные дела.

Формирование дел с перепиской

Порядок формирования дел с перепиской установлен ч. 10 п. 172 Инструкции № 4. Дела с перепиской, поручениями и документами об их выполнении формируются по вопросно-­логическому принципу, предусматривающему расположение документов в логической последовательности решения вопроса: первым помещается инициативный документ (запрос или поручение), за ним — ответный документ.

Это важно
Не допускайте такой ошибки, как формирование отдельных дел с входящими и исходящими письмами.

Неправильно заводить дело с заголовком «Входящая документация», правильно — «Переписка по основной деятельности».

Формирование дел с приказами о предоставлении отпусков

Приказы о предоставлении социальных и трудовых отпусков должны формироваться в отдельные дела. Это обусловлено сроками их хранения, т. к. в одно дело могут формироваться только документы одного срока хранения. Если такого разграничения нет, это будет являться ошибкой.

Срок хранения приказов о предоставлении:

Проведение экспертизы ценности документов

В учреждении образования важно проводить ежегодную экспертизу ценности документов и их подготовку к передаче в архив учреждения или выделению к уничтожению.

В этих целях в учреждении необходимо создать экспертную комиссию, которая проводит экспертизу ценности документов.

Основными функциями экспертной комиссии являются:

  • проведение экспертизы ценности документов и определение сроков их хранения в соответствии с законодательством;
  • согласование проектов номенклатур дел учреждения и его структурных подразделений, типовых и примерных номенклатур дел, инструкций по делопроизводству, проектов перечней документов с указанием сроков хранения, методических документов по делопроизводству;
  • ежегодный отбор документов на хранение и уничтожение;
  • согласование описей дел постоянного хранения, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу;
  • согласование актов о выделении к уничтожению документов и дел, не подлежащих хранению, актов об отсутствии дел, актов о необнаружении дел (документов), пути розыска которых исчерпаны;
  • подготовка предложений об изменении сроков хранения отдельных категорий документов, установленных ведомственными перечнями документов с указанием сроков хранения;
  • осуществление методического руководства и контроля за деятельностью экспертных комиссий структурных подразделений;
  • принятие решений по вопросам совершенствования делопроизводства и работы архива учреждения.

Это важно
Важно помнить о такой функции экспертной комиссии, как самостоятельное определение сроков хранения документов, которые не установлены НПА.

Создание такой комиссии в учреждении образования является важным управленческим моментом. Руководителю необходимо утвердить положение, на основании которого будет осуществляться деятельность комиссии.

По результатам экспертизы ценности и отбора документов составляются описи дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, а также акты о выделении к уничтожению документов и дел, не подлежащих хранению.


От редакции

Подробнее об экспертизе ценности документов вы можете прочитать в статье Д. Варнашова «Проведение экспертизы ценности документов в учреждении дошкольного образования».


Заключение

Мы рассказали об основных моментах, на которые руководителю важно обратить внимание, ведь если именно в данной части в учреждении будут допущены нарушения, то это приведет к неблагоприятным последствиям.

Это важно
Обратите внимание на нашу тематическую подборку «Делопроизводство».

1210 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Видеозапись онлайн-семинара «Защита персональных данных в учреждении образования: документальное оформление и реальная практика»

1. Персональные данные — что это, кто должен их защищать и почему? 2. Как и кем осуществляется контроль в этой сфере? 3. Когда, у кого и как надо получать согласие на о...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 127
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок