Делопроизводство — это деятельность по обеспечению документирования и организации работы с документами (ст. 2 Закон Республики Беларусь от 25.11.2011 № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве» (далее — Закон о делопроизводстве)).
Справочно: делопроизводство включает в себя как создание документов, так и их движение внутри учреждения и между учреждениями.
Далее мы рассмотрим важные моменты, о которых необходимо знать заведующему, чтобы не допускать ошибок.
Наличие инструкции по делопроизводству
В каждом учреждении должен быть разработан локальный правовой акт — инструкция по делопроизводству (п. 4 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее — Инструкция № 4)).
В ней необходимо закрепить:
- систему ведения делопроизводства;
- формы общего бланка и бланка для письма организации;
- порядок согласования документов;
- порядок ознакомления с документами;
- порядок использования печати;
- перечень нерегистрируемых документов;
- формы регистрации различных видов документов и состав их реквизитов;
- условные обозначения регистрационных индексов различных видов документов;
- порядок осуществления контроля за исполнением документов и др.
Ошибка: отсутствие инструкции в учреждении образования, а также ее разработка без учета специфики учреждения или с нарушением требований законодательства.
От редакции
Упростите свою работу — приобретите инструкцию по делопроизводству для УДО всего за 18 руб.
Назначение ответственных в структурных подразделениях
При наличии в учреждении структурных подразделений приказом руководителя учреждения важно назначить работников, ответственных за ведение делопроизводства в структурных подразделениях. Данные ответственные работники:
- осуществляют учет и контроль прохождения документов в установленные сроки;
- информируют руководителя структурного подразделения о состоянии их исполнения (ч. 2 п. 7 Инструкции № 4).
Справочно: к структурным подразделениям УО относятся библиотеки, общежития, учебно-опытные участки, учебно-опытные хозяйства, учебно-опытные лесхозы, учебно-производственные мастерские, лаборатории, факультеты, кафедры, филиалы кафедр, спортивные клубы, студенческие санатории-профилактории, центры, управления, части, отделы, секторы, отделения, учебные хозяйства, пункты коррекционно-педагогической помощи, детские социальные приюты, иные структурные подразделения (п. 3 ст. 22 Кодекса об образовании).
Ошибка: неназначение ответственных лиц. В случае их отсутствия вся ответственность ложится исключительно на руководителя учреждения образования.
Наличие номенклатуры дел учреждения
В каждом учреждении должна быть составлена номенклатура дел, в которой закрепляется перечень заголовков дел, заводимых в учреждении в делопроизводственном (календарном) году, с указанием сроков их хранения. Номенклатура дел представляет собой учетный документ, она составляется ежегодно до 1 января года, на который составлена.
Ошибка: отсутствие номенклатуры дел учреждения не позволяет сгруппировать и систематизировать документы, соответственно, возникают проблемы с их учетом, поиском, использованием и сохранностью.
От редакции
Воспользуйтесь готовой формой номенклатуры дел.
Оформление организационно-распорядительных документов
Несмотря на установленные и устоявшиеся требования к оформлению организационно-распорядительных документов, в учреждениях нередко выявляется неправильное оформление документов, что также является ошибкой.
Это важно
При оформлении организационно-распорядительных документов необходимо руководствоваться гл. 4–7 Инструкции № 4.
В данных главах установлено, какие реквизиты должны быть у документа, где они должны располагаться, их размеры, отступы, интервалы, размер шрифта и т. д.
Регистрация документов и ее разграничение
Речь идет о регистрации не только входящих, исходящих, распорядительных документов, но и внутренних организационно-распорядительных документов.
Каждый документ наряду с указанием автора, даты документа, подписи должен содержать регистрационный индекс (п. 18 Инструкции № 4).
Справочно: регистрация документа — запись учетных данных о документе в регистрационной форме с присвоением ему регистрационного индекса, фиксирующая факт его создания, получения или отправки (подп. 139.1 п. 139 Инструкции № 4).
Регистрации подлежат:
- входящие;
- исходящие;
- внутренние документы, требующие учета и исполнения.
Документы регистрируются независимо от способа их создания, передачи или доставки (подп. 139.2 п. 139 Инструкции № 4).
Обращаем ваше внимание, что документы по осуществлению административных процедур и обращениям граждан и юридических лиц регистрируются отдельно.
В учреждении должно быть разграничено:
- общее делопроизводство;
- делопроизводство по административным процедурам;
- делопроизводство по обращениям граждан,
т.к. они ведутся отдельно (п. 4 Инструкции о порядке ведения делопроизводства по административным процедурам в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.05.2009 № 39; ч. 1 п. 4 Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1786).
Руководителю необходимо знать, что должны быть заведены отдельные регистрационные формы и документы должны формироваться в отдельные дела.
Формирование дел с перепиской
Порядок формирования дел с перепиской установлен ч. 10 п. 172 Инструкции № 4. Дела с перепиской, поручениями и документами об их выполнении формируются по вопросно-логическому принципу, предусматривающему расположение документов в логической последовательности решения вопроса: первым помещается инициативный документ (запрос или поручение), за ним — ответный документ.
Это важно
Не допускайте такой ошибки, как формирование отдельных дел с входящими и исходящими письмами.
Неправильно заводить дело с заголовком «Входящая документация», правильно — «Переписка по основной деятельности».
Формирование дел с приказами о предоставлении отпусков
Приказы о предоставлении социальных и трудовых отпусков должны формироваться в отдельные дела. Это обусловлено сроками их хранения, т. к. в одно дело могут формироваться только документы одного срока хранения. Если такого разграничения нет, это будет являться ошибкой.
Срок хранения приказов о предоставлении:
Проведение экспертизы ценности документов
В учреждении образования важно проводить ежегодную экспертизу ценности документов и их подготовку к передаче в архив учреждения или выделению к уничтожению.
В этих целях в учреждении необходимо создать экспертную комиссию, которая проводит экспертизу ценности документов.
Основными функциями экспертной комиссии являются:
- проведение экспертизы ценности документов и определение сроков их хранения в соответствии с законодательством;
- согласование проектов номенклатур дел учреждения и его структурных подразделений, типовых и примерных номенклатур дел, инструкций по делопроизводству, проектов перечней документов с указанием сроков хранения, методических документов по делопроизводству;
- ежегодный отбор документов на хранение и уничтожение;
- согласование описей дел постоянного хранения, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу;
- согласование актов о выделении к уничтожению документов и дел, не подлежащих хранению, актов об отсутствии дел, актов о необнаружении дел (документов), пути розыска которых исчерпаны;
- подготовка предложений об изменении сроков хранения отдельных категорий документов, установленных ведомственными перечнями документов с указанием сроков хранения;
- осуществление методического руководства и контроля за деятельностью экспертных комиссий структурных подразделений;
- принятие решений по вопросам совершенствования делопроизводства и работы архива учреждения.
Это важно
Важно помнить о такой функции экспертной комиссии, как самостоятельное определение сроков хранения документов, которые не установлены НПА.
Создание такой комиссии в учреждении образования является важным управленческим моментом. Руководителю необходимо утвердить положение, на основании которого будет осуществляться деятельность комиссии.
По результатам экспертизы ценности и отбора документов составляются описи дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, а также акты о выделении к уничтожению документов и дел, не подлежащих хранению.
От редакции
Подробнее об экспертизе ценности документов вы можете прочитать в статье Д. Варнашова «Проведение экспертизы ценности документов в учреждении дошкольного образования».
Заключение
Мы рассказали об основных моментах, на которые руководителю важно обратить внимание, ведь если именно в данной части в учреждении будут допущены нарушения, то это приведет к неблагоприятным последствиям.
Это важно
Обратите внимание на нашу тематическую подборку «Делопроизводство».