От оптимизации до дисциплины: разъяснения по Директиве № 11 для заведующих УДО
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

От оптимизации до дисциплины: разъяснения по Директиве № 11 для заведующих УДО

С 3 апреля 2025 г. вступила в силу Директива Президента Респуб­лики Беларусь от 02.04.2025 № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины», которая затрагивает все сферы деятельности государственных организаций, включая учреждения образования. Статья поможет заведующим разобраться в основных положениях Директивы, узнать о новых задачах и требованиях, а также получить практические рекомендации по улучшению работы УДО в соответствии с изменениями.

Косько Юрий

юрист, выпускающий редактор журнала «Руководитель учреждения дошкольного образования»

300 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Совершенствование функционирования системы органов власти

Директива ставит перед государственными органами и организациями, в т. ч. учреждениями образования, ряд ключевых задач (п. 1). Рассмотрим их подробнее и разберем, как они применимы к деятельности детского сада.

Законность: соблюдение всех законодательных актов во всех аспектах деятельности детского сада.


Пример: проведение закупок в соответствии с законодательством о закупках.


Координация деятельности: взаимодействие с другими государственными органами и организациями в рамках своих полномочий.


Пример: обмен информацией с отделом по образованию по вопросам организации питания воспитанников.


Оптимальность структуры и численности: эффективное управление кадрами, соответствие структуры детского сада задачам и функциям.


Пример: анализ штатного расписания, соответствие количества воспитателей и другого персонала количеству воспитанников и объему работы.


Эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств: рациональное планирование и расходование средств, контроль за использованием государственного имущества.


Пример: составление обоснованных смет расходов, контроль за использованием оборудования и инвентаря.


Дебюрократизация управленческих процессов: минимизация бумажной волокиты, упрощение процедур.


Пример: использование электронного документооборота, оптимизация отчетности.


Инициативность, ответственность, высокие стандарты качества работы, нацеленность на результат: стимулирование работников к достижению высоких показателей, создание атмосферы ответственности.


Пример: внедрение системы поощрения лучших работников.


Исполнительская дисциплина: своевременное и качественное выполнение поручений и задач.


Пример: соблюдение сроков представления отчетов, оперативное реагирование на запросы вышестоящих органов.


Недопустимость и нетерпимость к коррупции: проведение антикоррупционных мероприятий, соблюдение этических норм.


Пример: разработка и внедрение системы антикоррупционного менеджмента, проведение профилактических бесед с сотрудниками.


От редакции

О том, как внедрить систему антикоррупционного менеджмента по национальному стандарту ISO, читайте Фесько Н. Защита репутации УДО: как внедрить систему антикоррупционного менеджмента по стандарту ISO // Руководитель учреждения дошкольного образования. — 2025. — № 3.


Оптимизация управленческой деятельности

Пункт 3 Директивы определяет оптимизацию управленческой деятельности как одну из главных задач.

Для заведующего это означает:

  • сокращение совещаний: проведение совещаний только при необходимости, эффективное использование времени.

Пример: сокращение количества еженедельных совещаний, использование информационных технологий для обмена информацией;


От редакции

О том, как оптимизировать количество совещаний, читайте Плеханова Е. Успешное совещание, или Способы решения рабочих проблем. — 2024. — № 2. 


  • пересмотр деятельности советов и комиссий: отмена или реорганизация структур, дублирующих функции.

Пример: анализ необходимости функционирования комиссии по продиводействию коррупции;


  • экономическая обоснованность командировок за границу: планирование командировок с учетом общегосударственных интересов и достижения конкретных результатов.

Пример: направление в командировку для участия в международных конкурсах только тех сотрудников, чье участие необходимо для достижения конкретных целей.


Дебюрократизация деятельности

Достижение нулевой бюрократии в Директиве указано как одна из стратегических задач всей системы государственной власти (п. 5).

Для дальнейшей дебюрократизации преду­смотрены, в частности:

  • минимизация бумажного документооборота: переход на электронный документооборот, использование электронных сервисов.

Пример: использование облачных хранилищ для хранения документов;


  • актуальность и достоверность информации в информационных системах: обеспечение актуальности данных, используемых в детском саду, а также возможности их повторного использования.

Пример: своевременное обновление информации в базе данных воспитанников.


Усиление исполнительской дисциплины

Директива уделяет особое внимание усилению исполнительской дисциплины (п. 7).

Для заведующего это означает:

  • высокий уровень исполнительской дисциплины: своевременное выполнение задач, соблюдение сроков.

Пример: контроль за выполнением поручений, установление четких сроков для выполнения задач;


  • воспитание ответственности: формирование у работников чувства ответственности за свою работу.

Пример: проведение бесед о важности соблюдения трудовой дисциплины, поощрение работников за достижение высоких результатов;


  • патриотическое воспитание молодежи: формирование у воспитанников патриотических чувств, преданности интересам Рес­публики Беларусь.

Пример: проведение мероприятий, посвященных государственным праздникам, организация встреч с ветеранами.


Это важно
Состояние исполнительской дисциплины в УДО должно учитываться при продлении либо заключении с заведующим контракта на новый срок, принятии решений по результатам аттестации заведующего, повышении его в должности, представлении к государственным наградам (п. 9 Директивы).

Требования к руководителям: что должен делать заведующий

Пункт 12 Директивы определяет основные требования к руководителям государственных организаций.

Заведующему УДО необходимо:

  • создать условия для недопустимости нарушений исполнительской дисциплины: разработать и внедрить внутренние положения, направленные на соблюдение трудовой дисциплины.

Пример: разработка ПВТР, проведение инструктажей для работников;


  • повысить требовательность к нарушителям: применять меры дисциплинарного взыскания к работникам, нарушающим исполнительскую дисциплину.

Пример: объявление замечаний, выговоров, лишение премий;


  • внедрить систему учета рабочего времени: обеспечить контроль за соблюдением рабочего времени.

Пример: использование автоматизированных систем контроля доступа в УДО, ведение табелей использования рабочего времени;


  • проводить анализ исполнительской дисциплины: регулярно анализировать уровень исполнительской дисциплины в детском саду, выявлять причины снижения эффективности работы.

Пример: проведение совещаний с руководителями структурных подразделений, анализ отчетности;


  • стимулировать эффективный труд: создать систему мотивации, направленную на поощрение эффективной работы.

Пример: выплата премий, предоставление гарантий и компенсаций.


Ответственность за неисполнение договорных обязательств и поручений

Пункт 16 Директивы устанавливает повышенную ответственность за неисполнение договорных обязательств и поручений, особенно если это приводит к неэффективному расходованию государственных средств или ненадлежащему использованию государственного имущества. Поэтому заведующему необходимо быть особенно внимательным к этим аспектам деятельности.

На практике для заведующего это значит:

  • ответственность за неэффективное расходование средств и использование имущества: если умышленные действия (или бездействие) должностных лиц (в т. ч. заведующего) при исполнении договоров приводят к тому, что УДО неэффективно расходует государственные средства или ненадлежаще использует государственное имущество, ответственность несут все участники договора независимо от формы собственности и подчиненности.

Пример: детский сад заключил договор на поставку спортивного оборудования, но из-за бездействия (отсутствия контроля) ответственного лица (например, заместителя заведующего по хозяйственной работе) поставщик поставил оборудование ненадлежащего качества, которое нельзя использовать. В результате деньги были потрачены неэффективно, а имущество не используется. В этом случае ответственность несет не только поставщик, но и должностное лицо УДО, которое не обеспечило надлежащего контроля;


  • ответственность за нарушение договорных обязательств между государственными организациями: если УДО как государственная организация нарушает договор, заключенный с другой государственной организацией (например, с поставщиком питания, отделом по образованию), это считается нарушением исполнительской дисциплины руководителем УДО.

Пример: УДО вовремя не оплатило счета за коммунальные услуги. В результате образовалась задолженность, на которую начислены пени. Это нарушение договора с поставщиком коммунальных услуг, и заведующий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности;


  • обязательность выполнения поручений вышестоящих органов: поручение вышестоящего органа (например, отдела по образованию), данное в рамках его компетенции, обязательно для исполнения должностными лицами и организациями, которым оно адресовано.

Пример: отдел по образованию издал приказ о проведении в УДО мероприятий, посвященных Дню независимости Республики Беларусь. Заведующий обязан обеспечить исполнение этого приказа, если его выполнение не влечет за собой уголовную, административную или иную ответственность.


Контроль за выполнением Директивы

Пунктом 18 Директивы помощники Президента — инспекторы по областям, г. Минску наделены полномочиями по обеспечению жесткого контроля за выполнением местными исполнительными и распорядительными органами поручений Президента и инициированию привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц и работников, виновных в невыполнении, несвоевременном или ненадлежащем их выполнении.

Кроме этого, Совету Министров совместно с местными исполнительными и распорядительными органами поручено принять комплекс исчерпывающих мер, направленных на мотивацию участия граждан в экономике страны, стимулирование их трудоустройства, существенное снижение количества лиц, не занятых в экономике.

300 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

«Руководитель учреждения дошкольного образования» № 5 (2025) за 5 минут: Разъяснения по Директиве № 11, пожарная безопасность в УДО, оформление результатов контроля за соблюдением требований по охране труда

Кроме того, в 5-м номере журнала: ● Подарки от родителей — благодарность или коррупция? ● Как правильно организовать аттестацию педагогов в УДО ● Средства попечительск...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 87
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок