Проведение психолого-педагогической экспертизы детско-родительских отношений

Проведение психолого-педагогической экспертизы детско-родительских отношений

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1134 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Какое количество методик использует психолог для суда по вопросам детско-­родительских отношений? Какая методика, для чего и в каком случае применяется?


При составлении программы психодиагностического обследования и его проведении педагог-­психолог ориентируется на содержание поступившего от судьи запроса, соблюдая при этом принципы конфиденциальности, научной обоснованности, ненанесения вреда ребенку, объективности выводов, эффективности рекомендаций. Количество психодиагностических методик и их объем определяются целями и задачами обследования, возрастом и уровнем интеллектуального развития ребенка, его психическим состоянием и отношением к самому процессу диагностики. Как правило, оптимальным считается применение не более 4‒5 методик.

Экспертиза детско-­родительских отношений направлена на выяснение истинного отношения ребенка к родителям. При этом устанавливается не только эмоциональная сторона взаимоотношений между родителями и ребенком, исследованию подлежит следующий перечень вопросов: индивидуально-­психологические особенности личности ребенка; уровень социальной адаптации ребенка, степень усвоения ребенком в результате воспитания социально-­приемлемых норм поведения, моральных принципов; наличие у ребенка или родителей признаков социальной дезадаптации; уровень привязанности ребенка к каждому из родителей; психоэмоциональное состояние ребенка (испытывает ли переживания, связанные с семейными обстоятельствами); особенности восприятия внутрисемейных отношений, межличностных отношений; особенности отношения к конкретным людям и самому себе; являлся ли ребенок свидетелем применения насилия между родителями.

Нормативно закрепленного перечня диагностического инструментария для проведения психолого-­педагогической экспертизы детско-­родительских отношений в стране не существует. Для обследования ребенка применяются стандартные психологические и педагогические методы: диагностическая беседа (индивидуально с каждым участником), личностные опросники, проективные методики и творческие (проективные) игры-задания («Рисунок семьи», «Незаконченные предложения», Цветовой тест отношений и др.). В работе с ребенком, как правило, используется психодиагностический инструментарий проективного характера, например:

  • «Свободный рисунок» (диагностика актуальных потребностей и ценностей);
  • «Несуществующее животное» (изучение индивидуально-­психологических особенностей);
  • «Рисунок семьи» (диагностика восприятия ребенком внутрисемейных отношений);
  • «Человек под дождем» (изучение возможности к адаптации и устойчивости к воздействию стрессовых ситуаций; авторы — Е. Романова и Т. Сытько);
  • «Незаконченные предложения» (выявление осознаваемых и неосознаваемых установок, отношения к родителям, семье; модификация теста Сакса-­Леви);
  • тест Люшера (диагностика состояний и внутриличностных конфликтов);
  • Цветовой тест отношений (диагностика характера отношений со значимыми людьми, родителями и сверстниками; автор — А. Эткинд);
  • методика «Метаморфозы» (изучение «образа Я», отношения к значимым взрослым; автор — Ж. Руайер);
  • методика «Почта» (диагностика отношения ребенка к членам семьи; модификация А. Г. Лидерса и И. В. Анисимовой);
  • опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (тест Олсона);
  • методика измерения психологической дистанции (Е. И. Медвецкая).

Дополнительно для детей дошкольного возраста (5‒6 лет) возможно использование проективных игр «Песочница», «Игровая комната» и др.

Педагог-­психолог самостоятельно выбирает методы психодиагностики в соответствии с возрастом ребенка и вопросами, поставленными судьей для разрешения.

Перед проведением беседы педагог-­психолог использует игры-упражнения для установления психологического контакта с ребенком.

Обращаем внимание на то, что порядок действий уполномоченных работников отдела образования, пределы их компетенции и полномочий регулируются брачно-­семейным законодательством и Методическими рекомендациями по подготовке запрашиваемых судами документов и участию представителей органов опеки и попечительства в судебных спорах, затрагивающих интересы детей (утв. заместителем Министра образования Республики Беларусь 23.01.2018).

1134 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Видеозапись онлайн-семинара «Защита персональных данных в учреждении образования: документальное оформление и реальная практика»

1. Персональные данные — что это, кто должен их защищать и почему? 2. Как и кем осуществляется контроль в этой сфере? 3. Когда, у кого и как надо получать согласие на о...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 117
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок