Проверки, проводимые органами Минприроды: выявляемые нарушения и ответственность
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Проверки, проводимые органами Минприроды: выявляемые нарушения и ответственность

Какие документы составляются по результатам проверки?
Акт проверки — в случае выявления нарушений, справка проверки — при отсутствии нарушений.
По каким вопросам могут прийти с проверкой органы Минприроды?
Например, проверить наличие документов, подтверждающих передачу отходов производства третьим лицам, и др.
Является ли невыполнение требования по раздельному сбору отходов нарушением?
Да, является.

Гнедов Александр

Эколог, юрист, консультант по вопросам обращения с отходами

759 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Контроль в области обращения с отходами осуществляют Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы — Минский и областные комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды, районные и городские инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее — органы Минприроды).

Рассмотрим основные нарушения законодательства в области обращения с отходами и виды административной ответственности за эти нарушения.

Обязанности Минприроды в области обращения с отходами

Правовое регулирование:

Обязанности органов Минприроды в области обращения с отходами установлены Законом № 271-З и иными законодательными актами. В частности, Минприроды устанавливает:

1)  по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством жилищно-­коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь порядок разработки и утверждения инструкций по обращению с отходами производства;

2)  порядок разработки и утверждения схем обращения с отходами, образующимися на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-­культурного назначения, и пр.

Вопросы, подлежащие проверке

Форма контрольного списка вопросов (чек-лист) при осуществлении органами Минприроды контрольной деятельности в области обращения с отходами не установлена.

Из положений Закона № 271-З и иных актов законодательства об обращении с отходами можно сформулировать следующие вопросы, подлежащие проверке у субъектов хозяйствования:

  • наличие специальных документов в области обращения с отходами (инструкция по обращению с отходами производства, разрешение на хранение и захоронение отходов производства, приказ о назначении ответственных лиц в области обращения с отходами и др.);
  • ведение учета отходов производства и наличие документов, подтверждающих данные такого учета;
  • наличие документов, подтверждающих проведение инвентаризации отходов производства;
  • наличие документов, подтверждающих передачу отходов производства третьим лицам, и т. д.

Оформляемые документы

Результаты проверок, проводимых органами Минприроды, оформляются в порядке, установленном Указом № 510.

Обратите внимание
По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства об обращении с отходами, составляется акт проверки. Если же в ходе проверки не выявлено нарушений актов законодательства об обращении с отходами, оформляется справка проверки.

В случае обнаружения при проверке признаков административного правонарушения при невыполнении требований законодательства об обращении с отходами уполномоченные должностные лица органов Минприроды принимают решение о начале административного процесса в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях.

По результатам проверки органы Минприроды выдают предписание об устранении нарушений, установленных в ходе проверки.

Акт проверки, предписание об устранении нарушений могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в суд.

Типичные нарушения

Типичными нарушениями, выявляемыми в ходе проверок органами Минприроды, являются:

  • отсутствие учета отходов производства, недостоверный учет отходов;
  • несоответствие данных учета отходов производства сведениям, представленным в отчетности 1‑отходы;
  • невыполнение требования по раздельному сбору отходов;
  • временное хранение отходов производства в нарушение требований, установленных в инструкции по обращению с отходами производства (нарушение условий хранения отходов производства, хранение отходов производства вне указанных мест временного хранения отходов и т. д.);
  • временное хранение отходов производства в количестве сверх установленного в инструкции по обращению с отходами производства количества, необходимого для перевозки одной транспортной единицей;
  • захоронение вторичных материальных ресурсов;
  • несвоевременное внесение изменений в разрешение на хранение и захоронение отходов производства;
  • неразработка новой инструкции по обращению с отходами производства, когда такая обязанность возникла согласно требованиям законодательства об обращении с отходами;
  • нарушение порядка заполнения сопроводительных паспортов перевозки отходов производства;
  • использование отходов производства без соблюдения требований технических НПА;
  • передача отходов третьим лицам в собственность при незарегистрированной сделке об отчуждении отходов, когда такая регистрация установлена законодательством об обращении с отходами в отношении отчуждаемых отходов;
  • прием от третьих лиц отходов 1‒3‑го классов опасности и их использование без наличия специальной лицензии Минприроды на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду.

Ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами

За нарушение законодательства об обращении с отходами юридические и физические лица несут гражданско-­правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.

Гражданско-­правовая ответственность юридических лиц выражается в возмещении вреда, причиненного окружающей среде при обращении с отходами, в частности, при засорении земель отходами.

Справочно: порядок установления фактов причинения вреда окружающей среде, размер и способы возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установлены:
ст. 101, 10111014 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»;
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.04.2022 № 219 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядке его исчисления».

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами предусмотрена ст. 16.44 КоАП.

Согласно ч. 1 ст. 16.44 КоАП невыполнение установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо до 100 % от платы за организацию сбора, обез­вреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.

Справочно: в ч. 1 ст. 16.44 КоАП для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрена ответственность за невыполнение обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, установленной Указом Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» (далее — Указ № 16).

Невыполнение названной обязанности выражается:

Согласно ч. 2 ст. 16.44 КоАП захоронение вторичных материальных ресурсов (далее — ВМР) влечет наложение штрафа от 5 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 50 до 200 базовых величин, а на юридическое лицо — от 50 до 1000 базовых величин.

Справочно: под ВМР понимаются отходы, в отношении которых имеется возможность использования на территории Республики Беларусь.
Согласно п. 5 ст. 25 Закона № 271-З захоронение ВМР запрещается. Условием передачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями своих отходов на захоронение является получение в органах Минприроды разрешения на хранение и захоронение отходов производства (далее — разрешение).
Захоронение ВМР как нарушение выявляется:
– в составе других отходов, вывозимых на захоронение, когда захоронение осуществляется согласно полученному собственником отходов производства разрешению (так называемое смешивание отходов);
– если собственником отходов производства в разрешение своевременно не внесены изменения в части исключения из разрешения отходов, отнесенных к ВМР уже в период действия разрешения, и при этом лицо продолжает передавать отходы на захоронение. В таком случае будет считаться, что захораниваются ВМР;
– при отсутствии у субъекта системы раздельного сбора отходов производства, когда в отходы, вывозимые на захоронение, попадают ВМР и при этом собственник отходов не обеспечил разделение полученной смеси отходов.

Согласно ч. 3 ст. 16.44 КоАП нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 100 базовых величин, а на юридическое лицо — до 1000 базовых величин.

Справочно: в ч. 3 ст. 16.44 КоАП устанавливается ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства об обращении с отходами, за исключением требований, ответственность за нарушение которых предусмотрена в чч. 1 и 2 ст. 16.44.

Ответственность по данной части статьи наступает как при наличии прямого умысла, когда лицо сознает, что нарушает законодательство об обращении с отходами, и желает действовать таким образом, так и при совершении нарушения по небрежности, когда лицо не сознает, что нарушает законодательство об обращении с отходами, хотя должно было и могло это сознавать.

Диспозиция ч. 3 ст. 16.44 КоАП носит бланкетный* характер. Зная требования актов законодательства об обращении с отходами, можно определить нарушения в области обращения с отходами, за которые субъекты могут быть привлечены к ответственности по ч. 3 ст. 16.44 КоАП.

* Содержащий отсылку не к конкретной статье данного НПА, а к другому нормативному документу или к определенному виду источника права.

Законодательство об обращении с отходами определяется с учетом ч. 1 ст. 2 Закона № 271-З, устанавливающей, что законодательство об обращении с отходами состоит из актов Президента Республики Беларусь, Закона № 271-З, иных актов законодательства об обращении с отходами, а также международных договоров Республики Беларусь в области обращения с отходами. С учетом требований к принятию подзаконных актов иные акты законодательства об обращении с отходами должны быть актами законодательства, принятыми в соответствии с Законом № 271-З, указами Президента Республики Беларусь.

Справочно: к актам законодательства об обращении с отходами, принятыми в соответствии с Законом № 271-З, относятся:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2020 № 36 «О перечне опасных отходов, сделки с которыми подлежат регистрации»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 «О порядке обращения с отходами»;
постановление Министерства жилищно-­коммунального хозяйства Республики Беларусь от 26.12.2019 № 31 «Об установлении перечня отходов, относящихся к коммунальным отходам»;
Инструкция о порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства (утв. постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.11.2019 № 41/108/65);
– общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь» (утв. постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т (далее — ОКРБ 021-2019));
Инструкция о порядке разработки и утверж­дения инструкции по обращению с отходами производства (утв. постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45);
постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.12.2008 № 112 «Об установлении формы сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и утверждении Инструкции о порядке его оформления»;
Инструкция о порядке инвентаризации отходов производства (утв. постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17).

Единственным Указом об обращении с отходами является Указ № 16. Однако за невыполнение требований этого законодательного акта ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 16.44 КоАП, тогда как невыполнение отдельных требований постановления № 388, которое принято в соответствии с Указом № 16, влечет ответственность по ч. 3 ст. 16.44 КоАП, а не по ч. 1 этой статьи.

Условно нарушения законодательства об обращении с отходами, за которые субъекты привлекаются к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.44 КоАП, можно разделить на следующие группы:

1) невыполнение прямых обязанностей, установленных в ст. 17 Закона № 271-З (например, разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, вести учет отходов и проводить их инвентаризацию и т. д.);

2) невыполнение общих правил обращения с отходами, установленных в ст. 2426, 28, 29 и 31 Закона № 271-З;

3) невыполнение правил обращения с отходами, установленных в актах законодательства об обращении с отходами, принятых в соответствии с Законом № 271-З (например, правил разработки инструкций по обращению с отходами производства, получения разрешений на хранение и захоронение отходов производства, проведения инвентаризации отходов производства и т. д.);

4) невыполнение правил идентификации отходов, установленных в ОКРБ 021-2019;

5) несоблюдение утвержденной и согласованной с органами Минприроды инструкции по обращению с отходами производства;

6) невыполнение отдельных требований постановления № 388.

Примеры нарушений, за которые субъекты привлекаются к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.44 КоАП, указаны выше в перечислении типичных нарушений, выявляемых в ходе проверок органами Минприроды (кроме нарушений законодательства о лицензировании и представлении государственной отчетности, ответственность за которые предусмотрена другими статьями КоАП).

Уголовная ответственность

Прямая уголовная ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами в УК не предусмотрена.


759 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление

В июньском номере журнала мы подробно рассмотрели, как выбрать темы заседаний педагогического совета с учетом потребностей УДО, как правильно поставить цель и задачи засе...
№ 9 (153) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1100
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок