Контроль за соблюдением порядка представления данных централизованной государственной статистической отчетности осуществляется органами государственной статистики. Рассмотрим порядок назначения и проведения проверок этими органами, наиболее часто допускаемые нарушения, а также предусмотренную законодательством ответственность за нарушение порядка представления данных государственной статистической отчетности.
Виды проверок и основания их назначения
Органы государственной статистики проводят выборочные и внеплановые проверки порядка представления данных государственной статистической отчетности.
Справочно: государственная статистика — система сбора, обработки, хранения и защиты первичных статистических данных, формирования, накопления, распространения и представления официальной статистической информации.
Выборочные проверки
Органы государственной статистики отбирают субъектов хозяйствования для проведения выборочной проверки с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении органа государственной статистики информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушения порядка представления данных государственной статистической отчетности и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля.
Справочно: критерии оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки утверждены приказом Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15.02.2018 № 39 и размещены на сайте комитета.
ПРИМЕР
Одним из общих критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки является несвоевременное представление государственной статистической отчетности после окончания срока сбора исправленных первичных статистических данных по соответствующей форме государственной статистической отчетности в виде электронного документа.
При отборе проверяемых субъектов для включения в планы выборочных проверок органами государственной статистики также учитывается информация, в т. ч. полученная:
- в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера;
- от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам;
- от государственных органов, иных организаций или физических лиц.
Выборочные проверки проводятся в соответствии с планами выборочных проверок как проверяющими из Национального статистического комитета, так и проверяющими из главных статистических управлений областей и г. Минска.
Внеплановые проверки
Внеплановая проверка назначается органами государственной статистики в порядке и по основаниям, предусмотренным в п. 12 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», в частности:
- по поручению Президента Республики Беларусь;
- по поручению Совета Министров Республики Беларусь, данному в отношении конкретного субъекта;
- по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу и судов по находящимся в их производстве делам;
- при наличии у органа государственной статистики информации, в т. ч. полученной от правоохранительного, иного государственного органа, другой организации или физического лица, свидетельствующей об искажении данных государственной статистической отчетности.
Порядок проведения проверок
При проведении проверок органы государственной статистики проверяют достоверность первичных статистических данных путем сопоставления их с данными первичных учетных и иных документов.
Субъекты хозяйствования представляют первичные статистические данные с момента создания и до момента их ликвидации (прекращения деятельности).
Первичные статистические данные представляются на основании данных первичных учетных и иных документов, имеющихся на дату представления государственной статистической отчетности за соответствующий отчетный период.
Справочно: п. 4 Инструкции о порядке представления первичных статистических данных (утв. постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28.08.2015 № 100) предусмотрено, что:
– вновь созданные юридические лица (кроме созданных в результате реорганизации), а также юридические лица, находящиеся в процессе ликвидации, ликвидируемые должники представляют первичные статистические данные по формам государственной статистической отчетности по перечням согласно приложениям 1 и 2 к данной Инструкции;
– индивидуальные предприниматели, находящиеся в процессе прекращения деятельности, первичные статистические данные не представляют.
С целью проведения проверок органы государственной статистики имеют право посещать территорию и помещения (кроме жилых) государственных органов, иных организаций (за исключением организаций, которые в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуются дипломатическим иммунитетом), их обособленных подразделений, а также индивидуальных предпринимателей.
Нарушения, выявляемые органами государственной статистики
Основным видом нарушения порядка представления данных государственной статистической отчетности, выявляемым органами государственной статистики при проведении проверок, является представление искаженных данных государственной статистической отчетности.
ПРИМЕР
Наиболее часто выявляемое искажение первичных статистических данных по форме государственной статистической отчетности 12‑т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» — неотражение суммы просроченной задолженности по заработной плате при наличии такой задолженности в соответствии с данными первичных учетных и иных документов.
Искажение данных государственной статистической отчетности — неправильное составление государственной статистической отчетности согласно указаниям по ее заполнению и (или) несоответствие первичных статистических данных данным первичных учетных и иных документов, выявленное после установленного срока представления первичных статистических данных.
Кроме того, при проведении проверок органы государственной статистики выявляют факты непредставления государственной статистической отчетности.
Ответственность за нарушение порядка представления статистической отчетности
Лица, ответственные за составление и представление первичных статистических данных, допустившие нарушение порядка представления данных государственной статистической отчетности, несут как административную, так и уголовную ответственность.
Административная ответственность
В силу чч. 1 и 2 ст. 24.12 КоАП к административной ответственности привлекаются должностные лица и (или) иные уполномоченные лица, ответственные за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальные предприниматели, представившие искаженные данные государственной статистической отчетности, несвоевременно представившие или не представившие такую отчетность органам государственной статистики.
Право составлять протоколы об административных правонарушениях по чч. 1 и 2 ст. 24.12 КоАП имеют органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, прокурор, а также органы государственной статистики.
Представление искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин, а те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, — штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин.
Уголовная ответственность
На основании ч. 2 ст. 427 УК должностное или иное уполномоченное лицо привлекается к уголовной ответственности за внесение заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделку документов, либо составление и выдачу заведомо ложных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, с целью искажения данных государственной статистической отчетности.
Санкция ч. 2 ст. 427 УК предусматривает наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
При этом для привлечения должностного или иного уполномоченного лица к уголовной ответственности такое деяние должно быть им совершено только:
- с прямым умыслом;
- при наличии специальной цели в виде корыстной или иной личной заинтересованности;
- с целью искажения данных государственной статистической отчетности.
Рекомендации проверяемым субъектам
Во избежание нарушения законодательства о государственной статистике проверяемому субъекту необходимо:
1) в письменной форме (путем издания соответствующего приказа, закрепления в должностной инструкции) уполномочить работников субъекта хозяйствования на составление и представление первичных статистических данных по соответствующей форме государственной статистической отчетности;
Справочно: лицо, ответственное за составление и представление первичных статистических данных, — руководитель респондента (лицо, исполняющее его обязанности, индивидуальный предприниматель) или уполномоченный на составление и представление первичных статистических данных работник респондента.
2) обеспечить надлежащее ведение бухгалтерского учета и своевременное представление первичных учетных и иных документов ответственному лицу для составления и представления достоверных данных государственной статистической отчетности.