Департамент, действующий на основании Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 г. № 959 (далее — Положение № 959)), осуществляет надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.
Порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности государственными органами регламентирован Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510), который претерпел ряд изменений и дополнений.
1. Где можно найти план выборочных проверок организаций в 2019 году?
Выборочные проверки проводятся в отношении проверяемого субъекта только при наличии определенных достоверных сведений, материалов и иных оснований. Планы выборочных проверок размещаются на сайте Комитета госконтроля либо его органов. Указанная информация доступна для граждан и организаций любых форм собственности.
2. Какие показатели влияют на назначение выборочной проверки?
Вследствие произошедших изменений, внесенных в Указ № 510, значительно изменились подходы к выбору объекта проверок с целью их планирования.
Выборочная проверка назначается с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора).
Справочно: порядок определения критериев оценки степени риска для отбора субъектов при проведении выборочных проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.02.2018 г. № 19.
Каждый критерий имеет свой балл, свидетельствующий о степени нарушения субъектом законодательства. Включение субъекта в план выборочных проверок возможно, только если сумма баллов, набранных субъектом, превышает индикатор высокой степени риска, т. е. если субъект относится к высокой степени риска.
Справочно: в отношении субъектов, не имеющих риска, или сумма набранных баллов которых по критериям не превышает индикатор, выборочные проверки не назначаются.
К основным критериям оценки степени риска, которые влияют на назначение выборочной проверки, можно, в частности, отнести:
- наличие задолженности по заработной плате, в т. ч. просроченной;
- выплата субъектом средней заработной платы в размере ниже минимальной заработной платы;
- привлечение субъекта и его должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о труде по ч. 1 ст. 9.19 КоАП и ч. 4 ст. 9.19 КоАП (только в отношении должностных лиц) и т. д.
3. Как проходит проверка Департамента, какие документы и сведения подлежат проверке?
В соответствии с подп. 9.2 п. 9 Положения № 959, должностные лица Департамента, являющиеся государственными инспекторами, имеют право знакомиться с документами, ведение которых предписано законодательством о труде и об охране труда, для проверки их на соответствие законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют установленные законодательством ограничения.
Помимо изучения документации проверяемого субъекта, Департаментом осуществляется посещение и осмотр территории, служебных, производственных и иных помещений (объектов) проверяемого субъекта.
4. Что такое «чек-листы» и как их правильно заполнять?
Чек-листы — контрольные списки вопросов, которые Департамент применяет в ходе внеплановых и выборочных проверок. Заполняются чек-листы обеими сторонами проверки (представителями надзорного органа и представителями проверяемого субъекта).
Справочно: формы контрольных списков вопросов (чек-листов) можно найти на официальном сайте Департамента (git.gov.by) в разделе «Надзорная деятельность».
Контрольный список вопросов формируется контролирующим (надзорным) органом со ссылкой на структурные элементы нормативных правовых актов, в т. ч. технических актов. Формулировки таких требований исключают возможность их различного толкования и предусматривают однозначные ответы («да», «нет», «не требуется»).
При планировании выборочных проверок чек-листы направляются проверяемому субъекту, и он имеет фактическую возможность проверить себя и выяснить, соответствует ли его деятельность требованиям законодательства о труде и об охране труда. В случае если нет, то проверяемый субъект до начала проверки может скорректировать свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства, исправить, устранить недостатки еще до прихода проверяющих.
5. За какой период будут проверяться документы при выборочной проверке?
Нормами законодательства определено, что проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года п. 16 Указа № 510.
В предписании на проведение выборочной проверки указывается проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (абз. 8 ч. 3 п. 24 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее — Положение о проверках)).
6. Уведомляется ли проверяемый субъект о проведении внеплановой и выборочной проверки?
Законодательно обязанность по уведомлению проверяемого субъекта о проведении внеплановой проверки отсутствует.
Что же касается выборочной проверки, то согласно п. 22 Положения о проверках в адрес проверяемого субъекта направляется соответствующее уведомление (не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения). Уведомление направляется по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта и считается полученным им по истечении трех дней со дня его направления.
7. Возможен ли перенос даты проверки в связи с наличием уважительных причин?
Законодательно закреплена обязанность проверяемого субъекта по обеспечению возможности проведения выборочной проверки в срок, указанный в уведомлении.
Вместе с тем на практике порой возникают ситуации, когда проверяемым субъектом не может быть обеспечен доступ и возможность проведения проверки соответствующим органом.
Согласно п. 31 Положения о проверках по заявлению проверяемого субъекта, поданному не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления, с указанием причин, препятствующих проведению выборочной проверки, контролирующим (надзорным) органом может быть принято решение о переносе срока проведения выборочной проверки.
Справочно: необходимо обратить внимание на то, что уважительность причин и обстоятельств, препятствующих проведению проверки, оценивает проверяющий орган.
Проверяющим органом о принятом решении по заявлению проверяемого субъекта сообщается не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта. По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только один раз (п. 31 Положения о проверках).
К уважительным причинам, которые могут быть приняты во внимание при решении вопроса о переносе выборочной проверки, можно отнести: длительную болезнь, нахождение уполномоченных должностных лиц проверяемого субъекта в учреждении здравоохранения на стационарном лечении, задержание правоохранительными органами должностных лиц проверяемого субъекта. К заявлению целесообразно приложить копии документов, подтверждающих причины, препятствующие проведению выборочной проверки контролирующим (надзорным) органом.
8. Какие документы выдаются по окончании проверки? Кому может быть адресовано возражение, если проверяемый субъект не согласен с актом проверки или требованием (предписанием), изложенным в предписании?
По результатам проведения внеплановой или выборочной проверки в течение 5 рабочих дней структурным подразделением Департамента составляется акт (справка) проверки, который в течение двух рабочих дней вручается проверяемому субъекту.
Если у проверяемого субъекта имеются возражения по акту (справке), то он или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде данные возражения в проверяющий орган.
Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим, и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись (п. 71 Положения о проверках).
Структурным подразделением Департамента на основании акта, составленного по результатам проведения проверки, выносится решение и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, выявленных при проверке.
Согласно п. 73 Положения о проверках решение или требование (предписание) составляется и вручается в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) акта проверяемому субъекту или его представителю, а в случае подачи возражений — в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям.
Для обжалования требования (предписания) проверяемый субъект должен обратиться в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены (в течение 30 календарных дней со дня его вынесения).
9. Возможен ли перенос сроков исполнения требования (предписания)?
Субъекты хозяйствования независимо от формы собственности обязаны исполнять каждый пункт требования (предписания) об устранении нарушений в определенные в нем сроки, а также в письменной форме сообщать об их выполнении с приложением подтверждающих документов. Также наниматель должен предоставить проверяющему органу возможность удостовериться на месте в устранении нарушений (п. 73 Положения о проверках).
Сроки устранения нарушений, выявленных в ходе проведения проверки, могут быть перенесены по инициативе проверяемого субъекта только один раз. При наличии объективных обстоятельств, не позволивших устранить нарушения, указанные в требовании (предписании), в установленные в нем сроки, проверяющим органом может быть принято решение о переносе сроков устранения нарушений (п. 74-1 Положения о проверках).
Справочно: для того чтобы были перенесены сроки исполнения требования (предписания), проверяемому субъекту необходимо обратиться с заявлением не позднее трех рабочих дней до дня истечения сроков, указанных в требовании (предписании), в проверяющий орган. Заявление должно содержать причины, препятствующие устранению нарушений в установленные сроки.
Решение о переносе сроков или об отказе в этом принимается проверяющим органом не позднее двух рабочих дней со дня поступления заявления (п. 74-1 Положения о проверках).
Справочно: неисполнение или ненадлежащее исполнение требования (предписания), а также непредставление ответа об исполнении (неисполнении) требования (предписания) влекут в отношении уполномоченного должностного лица проверяемого субъекта административную ответственность, предусмотренную ст. 23.1 КоАП.
10. Какое наказание ожидает нанимателя, если он откажется предоставлять затребованные государственным инспектором документы?
Согласно ст. 23.16 КоАП непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влечет административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 20 базовых величин.