В продолжение темы… (к статье "Мониторинг качества образования: разработка положения и системы контроля и анализа")
Мнение эксперта к статье "Мониторинг качества образования: разработка положения и системы контроля и анализа" А. Авдеева
Мнение эксперта к статье "Мониторинг качества образования: разработка положения и системы контроля и анализа" А. Авдеева
Проблема качества образования, в т. ч. дошкольного, является актуальной для всех уровней образования. Поэтому представленный в статье материал будет интересен для заведующих, которые в целях развития возглавляемого ими учреждения дошкольного образования планируют на системной основе накапливать и анализировать соответствующую информацию.
Следует отметить, что в настоящее время в сфере образования уже созданы так называемые системы менеджмента качества. Они также преследуют цель постоянного улучшения удовлетворенности потребителей оказываемыми образовательными услугами и обеспечения требованиям стандартов.
К примеру, на уровне высшего образования такие системы работают практически во всех вузах. Встретить их можно также в некоторых колледжах. Наблюдались попытки внедрения и в школы.
Система менеджмента качества представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для управления качеством и обеспечения качества.
На уровне высшего образования внедрение таких систем осуществлялось через издание специального приказа Министра образования Республики Беларусь «О развитии в высших учебных заведениях Республики Беларусь систем управления качеством образования и приведения их в соответствие с требованиями государственных стандартов Республики Беларусь и международных стандартов» от 24.12.2008 г. № 1000. Причем согласно приказу при необходимости рекомендовалось создать соответствующие структуры по управлению качеством образования в высших учебных заведениях, а также обеспечить обучение сотрудников.
Автором, возможно интуитивно, сделана попытка создания на уровне учреждения дошкольного образования собственной модели системы менеджмента качества.
В учреждении дошкольного образования создать дополнительные структуры сложно. Поэтому автор предлагает в группу по сбору информации включать работников учреждения: учителей-дефектологов, воспитателей, музыкальных руководителей, руководителей физвоспитания, педагога-психолога, старшую медсестру, заместителя заведующего по основной деятельности, заместителя заведующего по хозяйственной работе, заведующего.
Понятно также, что функционал по сбору, оформлению и анализу информации не закреплен в их должностных обязанностях.
Поэтому автор видит решение проблемы обязательности выполнения функций в издании специального локального нормативного правового акта — положения о мониторинге качества образования (далее — Положение).
Такой подход в целом допустим, т. к. п. 1 и 2 ст. 53 Кодекса об образовании требуют от педагогического работника соблюдения правовых норм и закрепляют за ним обязанность выполнять требования учредительных документов и иных локальных нормативных правовых актов учреждения образования.
Вместе с тем во избежание конфликта между руководством учреждения и сотрудниками заведующему следует провести серьезную разъяснительную работу, объяснив коллективу необходимость и результативность такой работы для каждого члена группы. Возможно, придется решить вопрос их материальной заинтересованности. Ведь нагрузка (физическая и психологическая) на работников учреждения дошкольного образования существенно вырастет (сбор информации осуществляется круглогодично; результаты представляются по определенной форме, в определенный срок, различным лицам; работа членов группы по сбору информации оценивается и др.).
Касаясь непосредственно структуры и содержания предложенного Положения, заметим, что срок хранения полученной информации можно не устанавливать, т. к. анализ работы учреждения должен вестись постоянно и будет возникать необходимость в сравнении результатов текущего года с предыдущими.
При разработке Положения, как и любого другого локального нормативного правового документа, следует придерживаться определенных правил нормотворчества (к примеру, употреблять по тексту единообразную устоявшуюся терминологию и др.).