Мониторинг качества образования: разработка положения и системы контроля и анализа
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Мониторинг качества образования: разработка положения и системы контроля и анализа

Мониторинг качества образования как систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки качества образовательных услуг проводится в целях развития системы дошкольного образования, выявления степени соответствия результатов деятельности учреждения дошкольного образования стандартам и требованиям дошкольного образования своевременного предотвращения неблагоприятных или критических ситуаций в учреждении.

Предложенный в статье мониторинг позволяет отметить достижения, выделить и конкретизировать значимые проблемы коррекционно-­образовательного процесса, объективно оценить их на основе анализа результатов за определенный период, моделировать и конструировать повседневную деятельность в целях достижения высокого качества инклюзивного образования.

Авдеев Александр

Заведующий ГУСО «Специальный детский сад № 19 г. Бреста для детей с тяжелыми нарушениями речи»

5094 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Одним из условий, обеспечивающих качество образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, является получение обратной связи о процессе, результатах и условиях функционирования учреждения для последующего анализа деятельности и внесения коррективы. Необходимость получения обратной связи обуславливает разработку основных критериев и показателей, подвергающихся изучению, анализу и составляющих основу мониторинга.

Разработка положения о мониторинге качества образования

Основным локальным актом, регулирующим порядок осуществления мониторинга качества образовательного процесса в учреждении, является положение о мониторинге качества образования.

Положение о мониторинге качества образования

Рассмотрим основные разделы данного положения на примере разработанного положения о мониторинге качества образования ГУСО «Специальный детский сад № 19 г. Бреста для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Общие положения

В данном разделе указываются законодательные и локальные нормативные правовые акты, на основании которых разрабатывается положение о мониторинге качества образования. К таким документам, в частности, относятся:

Кроме этого, в данном разделе указывается, что регулируется данным положением и что понимается под мониторингом качества образования.

Справочно: мониторинг качества образования специального детского сада представляет собой комплексное планомерное изучение образовательной системы учреждения с целью установления уровня эффективности коррекционно-­образовательной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, и прогнозирования дальнейших действий.

Цель мониторинга качества образования

Основной целью мониторинга качества образования является выявление степени соответствия результатов деятельности учреждения образовательным стандартам дошкольного образования и требованиям специального образования.

Задачи мониторинга качества образования

К основным задачам мониторинга качества образования относятся:

1.    Проведение сбора и обработки информации для комплексного изучения образовательной деятельности в учреждении согласно разработанному плану информационного обеспечения качества образования.

2.    Обеспечение повышения качества коррекционно-­образовательного процесса за счет:

  • отслеживания динамики развития воспитанников;
  • реализации личностно ориентированного и индивидуально-­дифференцированного подхода при осуществлении коррекцион­но-­образовательной работы с детьми;
  • выбора наиболее эффективных форм, методов и приемов методического сопровождения педагогов и специалистов учреждения;
  • создания оптимальных условий для разностороннего развития каждого ребенка;
  • осуществления дифференцированного подхода в работе по взаимодействию с семьями воспитанников, привлечения родительской общественности к активному сотрудничеству.

3.    Обеспечение оптимального уровня скоординированности профессиональных действий специалистов учреждения по вопросам коррекции и развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

4.    Осуществление прогнозирования:

  • путей оптимизации психолого-­педагоги­чес­кой и коррекционной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи;
  • условий и возможностей повышения уровня педагогического мастерства педагогов и специалистов учреждения;
  • способов вовлечения родителей воспитанников в образовательную деятельность учреждения.

Предмет мониторинга качества образования

К предмету мониторинга качества образования можно отнести:

  • систему здоровьесбережения воспитанников;
  • динамику развития воспитанников;
  • методическое обеспечение коррекционно-­образовательного процесса;
  • профессиональную подготовленность кадров;
  • взаимодействие с семьей и социумом;
  • материально-­техническое и финансовое состояние учреждения.

Участники мониторинговой службы

Участников мониторинговой службы можно условно разделить на две группы:

1)    группа сбора информации: учителя-­дефектологи, воспитатели, музыкальные руководители, руководитель физвоспитания, педагог-­психолог, старшая медсестра, заместитель заведующего по основной деятельности, заместитель заведующего по хозяйственной работе, заведующий;

2)    группа контроля и регулирования: заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности.

Этапы мониторинга качества образования

К этапам мониторинга качества образования можно отнести:

  • начальный (входной). Срок проведения — сентябрь (1–3 неделя);
  • текущий. Срок проведения — в течение учебного года;
  • промежуточный. Срок проведения — январь (1–2 неделя);
  • итоговый (выходной этап). Срок проведения — май (1–3 неделя).

Содержание мониторинга качества образования

Мониторинг качества образования проводится по следующим направлениям:

1.    Сбор информации.

Используются следующие методы сбора информации:

  • наблюдение;
  • анкетирование и опрос педагогов и родителей;
  • посещение разных форм работы с детьми;
  • самоанализ педагогов.

Информация оформляется в таблицах, а также заносится в карточки анализа.

2.    Анализ полученной информации:

  • определяется уровень актуального развития воспитанников (все специалисты);
  • определяется уровень эффективности кор­рекционно-­развивающей работы учи­те­лей-­дефектологов (определяется по итогам работы в конце установленного срока коррекции при выводе воспитанников в школу);
  • определяется уровень профессиональной подготовки педагогов учреждения.

Итоги анализа оформляются в виде схем, диаграмм и таблиц.

3.    Выработка решений. Контроль и регулирование.

Деятельность мониторинговой службы контролирует заведующий. Итоговые результаты обсуждаются на совещании при заведующем и педагогических советах в результате принимаются административные решения. Оценку деятельности мониторинговой службы дает педагогический совет учреждения.

4.    Использование и хранение информации.

Информация о результатах мониторинга качества образования используется для:

  • оптимизации коррекционно-­образова­тель­ного процесса;
  • прогнозирования результатов на определенный период;
  • самоанализа и самоконтроля.

Хранение информации, полученной в ходе мониторинга качества образования, осуществляется в методическом кабинете учреждения на бумажных и электронных носителях. Срок хранения информации — три года.

Обязанности членов мониторинговой службы

К основным обязанностям членов мониторинговой службы относятся:

  • своевременное предоставление объективной информации;
  • соблюдение конфиденциальности полученной информации (уровень актуального развития воспитанников) и предоставление ее только:

– родителям воспитанников учреждения или лицам, их заменяющим;

– педагогам, непосредственно работающим с ребенком;

– заведующему и заместителю заведующего по основной деятельности;

  • выполнение решения руководства учреждения по результатам мониторинга.

Права членов мониторинговой службы

Члены мониторинговой службы вправе:

  • знакомиться с проектами решений руководства учреждения;
  • вносить предложения по совершенствованию системы мониторинга в учреждении;
  • получать информацию о развитии воспитанников своей группы от других специалистов для корректировки содержания своей деятельности.

Система контроля и анализа деятельности учреждения

Система контроля и анализа деятельности учреждения включает шесть блоков, в каждом из которых выделены направления контроля и анализа.

Таблица системы контроля и анализа деятельности учреждения

1.    Система здоровьесбережения воспитанников:

  • организация питания;
  • соблюдение санитарно-­гигиенического ре­жима, охраны труда, ТБ, ПБ;
  • соблюдение распорядка дня.

2.    Динамика развития воспитанников:

  • итоги коррекционно-­развивающей работы за полугодие, за учебный год;
  • выполнение программы воспитания и обучения детей с ТНР.

3.    Методическое обеспечение коррек­ционно-­образовательного процесса:

  • состояние учебно-­материальной базы;
  • оформление и ведение документации.

4.    Профессиональная подготовленность кадров:

  • выполнение правил внутреннего трудового распорядка;
  • организация коррекционно-­образователь­ного процесса;
  • работа по повышению квалификации.

5.    Взаимодействие с семьей и социумом:

  • организация работы по сотрудничеству с семьей.

6.    Материально-­техническое и финансовое состояние учреждения:

  • состояние оборудования;
  • работа по экономии топливно-­энер­ге­ти­чес­ких ресурсов.  

Далее читайте мнение эксперта к данной статье.

5094 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок