Одним из условий, обеспечивающих качество образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, является получение обратной связи о процессе, результатах и условиях функционирования учреждения для последующего анализа деятельности и внесения коррективы. Необходимость получения обратной связи обуславливает разработку основных критериев и показателей, подвергающихся изучению, анализу и составляющих основу мониторинга.
Разработка положения о мониторинге качества образования
Основным локальным актом, регулирующим порядок осуществления мониторинга качества образовательного процесса в учреждении, является положение о мониторинге качества образования.
Положение о мониторинге качества образования
Рассмотрим основные разделы данного положения на примере разработанного положения о мониторинге качества образования ГУСО «Специальный детский сад № 19 г. Бреста для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Общие положения
В данном разделе указываются законодательные и локальные нормативные правовые акты, на основании которых разрабатывается положение о мониторинге качества образования. К таким документам, в частности, относятся:
Кроме этого, в данном разделе указывается, что регулируется данным положением и что понимается под мониторингом качества образования.
Справочно: мониторинг качества образования специального детского сада представляет собой комплексное планомерное изучение образовательной системы учреждения с целью установления уровня эффективности коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, и прогнозирования дальнейших действий.
Цель мониторинга качества образования
Основной целью мониторинга качества образования является выявление степени соответствия результатов деятельности учреждения образовательным стандартам дошкольного образования и требованиям специального образования.
Задачи мониторинга качества образования
К основным задачам мониторинга качества образования относятся:
1. Проведение сбора и обработки информации для комплексного изучения образовательной деятельности в учреждении согласно разработанному плану информационного обеспечения качества образования.
2. Обеспечение повышения качества коррекционно-образовательного процесса за счет:
- отслеживания динамики развития воспитанников;
- реализации личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода при осуществлении коррекционно-образовательной работы с детьми;
- выбора наиболее эффективных форм, методов и приемов методического сопровождения педагогов и специалистов учреждения;
- создания оптимальных условий для разностороннего развития каждого ребенка;
- осуществления дифференцированного подхода в работе по взаимодействию с семьями воспитанников, привлечения родительской общественности к активному сотрудничеству.
3. Обеспечение оптимального уровня скоординированности профессиональных действий специалистов учреждения по вопросам коррекции и развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
4. Осуществление прогнозирования:
- путей оптимизации психолого-педагогической и коррекционной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи;
- условий и возможностей повышения уровня педагогического мастерства педагогов и специалистов учреждения;
- способов вовлечения родителей воспитанников в образовательную деятельность учреждения.
Предмет мониторинга качества образования
К предмету мониторинга качества образования можно отнести:
- систему здоровьесбережения воспитанников;
- динамику развития воспитанников;
- методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса;
- профессиональную подготовленность кадров;
- взаимодействие с семьей и социумом;
- материально-техническое и финансовое состояние учреждения.
Участники мониторинговой службы
Участников мониторинговой службы можно условно разделить на две группы:
1) группа сбора информации: учителя-дефектологи, воспитатели, музыкальные руководители, руководитель физвоспитания, педагог-психолог, старшая медсестра, заместитель заведующего по основной деятельности, заместитель заведующего по хозяйственной работе, заведующий;
2) группа контроля и регулирования: заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности.
Этапы мониторинга качества образования
К этапам мониторинга качества образования можно отнести:
- начальный (входной). Срок проведения — сентябрь (1–3 неделя);
- текущий. Срок проведения — в течение учебного года;
- промежуточный. Срок проведения — январь (1–2 неделя);
- итоговый (выходной этап). Срок проведения — май (1–3 неделя).
Содержание мониторинга качества образования
Мониторинг качества образования проводится по следующим направлениям:
1. Сбор информации.
Используются следующие методы сбора информации:
- наблюдение;
- анкетирование и опрос педагогов и родителей;
- посещение разных форм работы с детьми;
- самоанализ педагогов.
Информация оформляется в таблицах, а также заносится в карточки анализа.
2. Анализ полученной информации:
- определяется уровень актуального развития воспитанников (все специалисты);
- определяется уровень эффективности коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов (определяется по итогам работы в конце установленного срока коррекции при выводе воспитанников в школу);
- определяется уровень профессиональной подготовки педагогов учреждения.
Итоги анализа оформляются в виде схем, диаграмм и таблиц.
3. Выработка решений. Контроль и регулирование.
Деятельность мониторинговой службы контролирует заведующий. Итоговые результаты обсуждаются на совещании при заведующем и педагогических советах в результате принимаются административные решения. Оценку деятельности мониторинговой службы дает педагогический совет учреждения.
4. Использование и хранение информации.
Информация о результатах мониторинга качества образования используется для:
- оптимизации коррекционно-образовательного процесса;
- прогнозирования результатов на определенный период;
- самоанализа и самоконтроля.
Хранение информации, полученной в ходе мониторинга качества образования, осуществляется в методическом кабинете учреждения на бумажных и электронных носителях. Срок хранения информации — три года.
Обязанности членов мониторинговой службы
К основным обязанностям членов мониторинговой службы относятся:
- своевременное предоставление объективной информации;
- соблюдение конфиденциальности полученной информации (уровень актуального развития воспитанников) и предоставление ее только:
– родителям воспитанников учреждения или лицам, их заменяющим;
– педагогам, непосредственно работающим с ребенком;
– заведующему и заместителю заведующего по основной деятельности;
- выполнение решения руководства учреждения по результатам мониторинга.
Права членов мониторинговой службы
Члены мониторинговой службы вправе:
- знакомиться с проектами решений руководства учреждения;
- вносить предложения по совершенствованию системы мониторинга в учреждении;
- получать информацию о развитии воспитанников своей группы от других специалистов для корректировки содержания своей деятельности.
Система контроля и анализа деятельности учреждения
Система контроля и анализа деятельности учреждения включает шесть блоков, в каждом из которых выделены направления контроля и анализа.
Таблица системы контроля и анализа деятельности учреждения
1. Система здоровьесбережения воспитанников:
- организация питания;
- соблюдение санитарно-гигиенического режима, охраны труда, ТБ, ПБ;
- соблюдение распорядка дня.
2. Динамика развития воспитанников:
- итоги коррекционно-развивающей работы за полугодие, за учебный год;
- выполнение программы воспитания и обучения детей с ТНР.
3. Методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса:
- состояние учебно-материальной базы;
- оформление и ведение документации.
4. Профессиональная подготовленность кадров:
- выполнение правил внутреннего трудового распорядка;
- организация коррекционно-образовательного процесса;
- работа по повышению квалификации.
5. Взаимодействие с семьей и социумом:
- организация работы по сотрудничеству с семьей.
6. Материально-техническое и финансовое состояние учреждения:
- состояние оборудования;
- работа по экономии топливно-энергетических ресурсов.
Далее читайте мнение эксперта к данной статье.