Проведение мониторинга работы руководителя физвоспитания
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Проведение мониторинга работы руководителя физвоспитания

Основной целью психолого-педагогического мониторинга работы руководителя физического воспитания является своевременная коррекция образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды учреждения дошкольного образования для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на здоровье и психологическое благополучие детей.
Почему мониторинг? Этот метод контроля этичен, поскольку не ищет виновных, психологичен, т.к. способствует повышению уровня мотивации персонала и сотрудничеству педагогов физического воспитания с администрацией дошкольного учреждения. И первое, с чего начинается взаимодействие, это понимание руководителем специфики ведения физкультурно-оздоровительной работы. Возникает вопрос: на что должен обратить внимание заведующий при мониторинге физкультурно-оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования?

Новицкая Наталья

заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Детский сад № 44 г. Минска»

Денисенко Лариса

руководитель физического воспитания государственного учреждения образования «Детский сад № 24 г. Речица»

1257 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Поддержать и укрепить здоровье ребенка — эта ответственность ложится на дошкольное учреждение. К основным задачам, стоящим перед педагогами, относится создание здоровьесберегающей среды, что в свою очередь обеспечивает решение задачи физического воспитания — сохранение здоровья воспитанников. В практике работы учреждений дошкольного образования возникает необходимость поиска новых подходов к организации системы физического воспитания, что требует от руководителя физического воспитания определенных знаний и профессиональных умений.

Методы, которые используются на занятиях по физвоспитанию

Как в любом педагогическом процессе, на занятиях по физическому воспитанию должны применяться определенные методы, направленные на формирование и развитие двигательных способностей у детей.

Условно данные методы объединяют в группы: наглядные (показ, использование наглядных пособий, зрительных ориентиров); словесные (объяснение, рассказ, беседа, оценка, команда, распоряжение, указание); практические (повторение упражнений, проведение упражнений в игровой и соревновательной формах).

При организации физкультурно-оздоровительной работы администрация дошкольного учреждения должна ориентироваться на эти методы и учитывать их при планировании мероприятий.

Учет особенностей развития ребенка

Эффективное осуществление физкультурно-оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования строится на учете индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. Давая детям физические упражнения, педагог должен ориентироваться на их состояние здоровья, особенности физической подготовленности и двигательной активности.

Для занятий физической культурой дети распределяются на четыре медицинские группы: основная, подготовительная, специальная медицинская группа и группа лечебной физической культуры.

Распределение детей в ту или иную группу осуществляют врачи-­специалисты организаций здравоохранения (врач-педиатр, врач-терапевт, врач общей практики, врач-хирург и др.).

В основную группу для занятий физической культурой распределяются дети без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние организма и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также дети с незначительными (функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Дети из основной группы допускаются к учебным занятиям по образовательной области «Физическая культура» в полном объеме, занятиям в кружках, секциях, подготовке и участию в физкультурно-оздоровительных и спортивно-­массовых мероприятиях.

В подготовительную группу распределяются дети с дисгармоничным физическим развитием и (или) отстающие от сверстников в физической подготовленности, без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Они допускаются к учебным занятиям по образовательной области «Физическая культура» согласно рекомендациям врача-­специалиста при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений. К занятиям в кружках, секциях, подготовке и участию в физкультурно-­оздоровительных и спортивно-­массовых мероприятиях дети данной группы допускаются индивидуально, после дополнительного медицинского осмотра и (или) обследования.

В специальную медицинскую группу распределяются дети, имеющие выраженные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Они допускаются к учебным занятиям по образовательной области «Физическая культура» по специальным программам, освобождаются от сдачи нормативов по физической культуре и не допускаются к занятиям в кружках, секциях, подготовке и участию в физкультурно-­оздоровительных и спортивно-­массовых мероприятиях.

В группу лечебной физической культуры распределяются дети, которые имеют выраженные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, препятствующие групповым учебным занятиям физической культурой. Занятия лечебной физической культурой проводятся по индивидуальным программам медицинскими работниками, прошедшими специальную подготовку по лечебной физической культуре, в оборудованных для этих целей помещениях. Длительность и форма занятий лечебной физической культурой (групповой, индивидуальной) определяются врачом лечебной физической культуры.

Формы организации физкультурно-­оздоровительной деятельности

К основным формам организации физкультурно-оздоровительной деятельности в учреждении дошкольного образования относятся:

  • организованная физкультурно-оздоровительная деятельность: утренняя гимнастика (ежедневно, начиная с группы второго раннего возраста); занятия по образовательной области «Физическая культура»; индивидуально-­дифференцированные занятия с детьми; подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках (ежедневно); физкультурный досуг один-два раза в месяц во второй младшей группе и два раза в месяц в средней и старшей группах; физкультурный праздник четыре раза в год в средней и старшей группах; день здоровья четыре раза в год в средней и старшей группах;
  • самостоятельная двигательная деятельность: утром, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке;
  • совместная физкультурно-оздоровительная работа учреждения дошкольного образования и семьи.

Виды здоровьесберегающих технологий

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • физкультминутки — проводятся непосредственно во время образовательной деятельности, 2‒3 мин, по мере утомляемости детей;
  • подвижные игры и элементы спортивных игр — проводятся каждый день как часть непосредственно организованной деятельности по физической культуре, на прогулке, в групповой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения;
  • релаксация. Задача состоит не в том, чтобы сдерживать или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. Для работы используется спокойная классическая музыка;
  • стретчинг — это метод, позволяющий естественным путем растянуть мышцы. Например, можно выделять ту или иную группу мышц и тренировать лишь ее. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием;
  • пальчиковая гимнастика — тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, кровообращение, воображение. Проводится ежедневно в любое удобное время;
  • гимнастика для глаз — проводится ежедневно по 3‒5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, содействует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращению;
  • дыхательная гимнастика — проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

К тому же, физкультурно-­оздоровительная среда детского сада должна быть комфортной, рационально организованной, насыщенной разнообразными материалами и оборудованием, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья и физическому развитию детей.

Правовое регулирование деятельности руководителя физвоспитания

Осуществляя физкультурно-оздоровительную деятельность в дошкольном учреждении, руководитель физического воспитания должен руководствоваться следующими НПА и документами:

Основная документация руководителя физического воспитания:

  • перспективный план по образовательной области «Физическая культура»;
  • календарный план специально организованной деятельности по образовательной области «Физическая культура» (планы-­конспекты занятий);
  • план проведения физкультурных досугов, праздников, дней здоровья;
  • циклограмма деятельности руководителя физического воспитания (рекомендовано к ведению, но не обязательно).

Примерный план циклограммы деятельности руководителя физического воспитания.
Оценочная карта мониторинга работы руководителя физического воспитания.
Карточка анализа физкультурного занятия (педагогический контроль).
Анкета для родителей.
План-конспект физкультурного занятия с детьми старшей группы.

1257 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Докладная и служебная записки: от формы до содержания

В статье в формате вопрос-ответ рассмотрены: правила использования, оформления, регистрации докладных записок; различия между докладной и служебной записками; составле...
№ 10 (154) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 218

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление

В июньском номере журнала мы подробно рассмотрели, как выбрать темы заседаний педагогического совета с учетом потребностей УДО, как правильно поставить цель и задачи засе...
№ 9 (153) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1092
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок