Государственная политика в сфере работы с кадрами
Важность проблемы ранней профориентационной деятельности обусловлена основными направлениями развития системы образования.
15 декабря 2023 г. на базе Витебского государственного технологического университета состоялось выездное заседание экспертно-консультативного совета при Президиуме Совета Республики Национального собрания Беларуси под руководством председателя Совета Республики Натальи Кочановой с участием министра образования Андрея Иванца. Одним из рассматривавшихся вопросов выездного заседания являлась мотивированность выпускников школ, их заинтересованность в получаемой профессии.
Андрей Иванец констатировал, что на сегодняшний день система образования с точки зрения подготовки кадров работает стабильно. В целом по стране число работников пенсионного возраста в дошкольном, общем среднем образовании достаточно сбалансированное — около 11 %. Потребность в педагогических кадрах не стоит так остро, однако есть определенные моменты, указывающие на недобор воспитателей и учителей.
Андрей Иванец убежден: «Мы сегодня не ставим задачу форсирования наборов на педагогические специальности, и для нас важно не столько количество, сколько качество». Каждый руководитель на месте должен видеть, каких кадров у него не хватает, чтобы вовремя направлять ребят на обучение. И здесь профориентационная работа — за руководителями учреждений образования.
Построение профориентационной работы
В профориентационной работе есть партнеры-участники:
- руководители школ и детских садов;
- педагогические коллективы школ и детских садов;
- коллективы учащихся и воспитанников;
- родители и законные представители учащихся и воспитанников;
- управления по образованию;
- центры занятости населения.
Это важно
Цель совместной работы детского сада и школы — формирование системы действенной профориентации учащихся, которая будет способствовать профессиональному самоопределению подростков и молодежи в соответствии со способностями и желаниями.
Успех сотрудничества зависит от самих учреждений образования, энергии их руководителей, понимания ими важности партнерства.
Перед учреждениями образования стоит задача помочь учащимся стать уверенными в себе людьми, которые смогут выбрать профессиональный путь и готовы работать в УДО.
В детском саду № 549 г. Минска в непринужденной форме можно окунуться в мир профессий, на практике применить навыки и получить определенные умения.
Руководители детского сада и школ № 208 и № 213 г. Минска договорились о сотрудничестве в организации профориентационной работы с учащимися школ по следующим направлениям:
- диагностика и консультирование;
- содействие профессиональному самоопределению школьников в рамках внеурочной деятельности;
- развитие информационной среды;
- анализ профориентационной работы.
Этапы профориентационной работы
В профориентационной работе в рамках сотрудничества можно выделить следующие этапы:
- информационный — получение сведений о специальностях, сроках обучения, перспективах трудоустройства. Формы реализации: беседы, экскурсии, презентации, информация в СМИ и др.;
- диагностико-консультационный — тесты, консультации специалистов, профессиограммы;
- активизирующий — Дни открытых дверей, компьютерные презентации специальностей, видеосюжеты о прохождении практики, об учреждениях;
- развивающий — мастер-классы, «профессиональные пробы», деловые игры, викторины.
Профориентационные мероприятия в системе «детский сад — школа»
Результаты профориентационной работы
Ежегодно по итогам профориентационной работы важно проводить анкетирование учащихся и их родителей с целью определения удовлетворенности системой ранней профориентации, а по итогам поступления выпускников школ — участников взаимодействия в колледж (университет) целесообразно анализировать результаты приемной кампании.
Если профориентационная работа будет грамотно построена, в перспективе можно будет увидеть следующие результаты.
1. Сотрудничество между учреждениями образования по профориентации выйдет на более качественный уровень:
- профессиональное самоопределение учащихся будет подкреплено возможностью практического ознакомления с предстоящим видом профессиональной деятельности;
- образование будет сопровождаться успешной социализацией воспитанников детских садов и учащихся.
2. Учащиеся в процессе профориентационной работы смогут:
- ознакомиться с профессиями в детском саду;
- развить интерес и способности к планированию учебной и профессиональной карьеры;
- приобрести практические навыки по выбранной профессии.
3. Педагоги в процессе профориентационной работы приобретают опыт:
- проведения круглых столов, Дней открытых дверей;
- создания единой информационной среды по профориентации.
4. Для руководителей детских садов профориентационная работа — это:
- решение кадровых вопросов;
- итоги анкетирования родителей учащихся выпускных классов;
- анализ результатов приемной кампании.
5. Выпускник школы в итоге:
- сможет сделать осознанный выбор своего профессионального будущего — стать педагогом в сфере дошкольного образования;
- будет иметь четко определенные профессиональные планы — работать в учреждении дошкольного образования.
Анкета для учащихся «Определение удовлетворенности системой ранней профориентации»
Анкета для родителей учащихся «Удовлетворенность системой ранней профориентации»
1. Как бы вы оценили уровень профессионализма преподавателей (наставников), работающих с вашим ребенком (по отзывам ребенка)?
- Высокий
- Довольно высокий
- Средний
- Довольно низкий
- Низкий
- Затрудняюсь ответить
2. На ваш взгляд, способствуют ли проводимые занятия профориентации ребенка?
- Полностью
- В основном
- Частично
- В основном не способствуют
- Полностью не способствуют
- Затрудняюсь ответить
3. Способствуют ли формы, методики и технологии обучения, применяемые преподавателями на занятиях, ранней профориентации?
- Да
- Скорее да, чем нет
- И да, и нет
- Скорее нет, чем да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
4. Согласны ли вы с тем, что в учреждении образования, где проводятся занятия с вашим ребенком, созданы условия для обеспечения родителей необходимой информацией?
- Полностью согласен
- В основном согласен
- Частично согласен
- В основном не согласен
- Полностью не согласен
- Затрудняюсь ответить
5. Удовлетворены ли вы качеством и количеством проводимых занятий?
- Да
- Скорее да, чем нет
- И да, и нет
- Скорее нет, чем да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
6. Ваши предложения по совершенствованию профориентационной работы с вашим ребенком.