Профориентационная работа в системе «детский сад — школа»: направления, формы, перспективы

Профориентационная работа в системе «детский сад — школа»: направления, формы, перспективы

Система дошкольного образования постоянно нуждается в вы­со­ко­ква­ли­фи­цированных специалистах. Поэтому в стра­не созданы все условия для получения образования и дальней­шего повышения квалификации работников УДО. 

К привлечению молодых специалистов для работы в УДО необходимо подходить системно, и начинать следует с проф­ориентационной работы. Для этого УДО необходимо целенаправлено сотрудничать со всеми учреждениями образования, в т. ч. и со школами.

Петроневич Наталья

заведующий государственным учреждением образования «Детский сад № 549 г. Минска» 

517 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Государственная политика в сфере работы с кадрами

Важность проблемы ранней профориентационной деятельности обусловлена основными направлениями развития системы образования.

15 декабря 2023 г. на базе Витебского государственного технологического университета состоялось выездное заседание экспертно-­консультативного совета при Президиуме Совета Республики Национального собрания Беларуси под руководством председателя Совета Республики Натальи Кочановой с участием министра образования Андрея Иванца. Одним из рассматривавшихся вопросов выездного заседания являлась мотивированность выпускников школ, их заинтересованность в получаемой профессии.

Андрей Иванец констатировал, что на сегодняшний день система образования с точки зрения подготовки кадров работает стабильно. В целом по стране число работников пенсионного возраста в дошкольном, общем среднем образовании достаточно сбалансированное — около 11 %. Потребность в педагогических кадрах не стоит так остро, однако есть определенные моменты, указывающие на недобор воспитателей и учителей.

Андрей Иванец убежден: «Мы сегодня не ставим задачу форсирования наборов на педагогические специальности, и для нас важно не столько количество, сколько качество». Каждый руководитель на месте должен видеть, каких кадров у него не хватает, чтобы вовремя направлять ребят на обучение. И здесь профориентационная работа — за руководителями учреждений образования.

Построение профориентационной работы

В профориентационной работе есть парт­не­ры-­участники:

  • руководители школ и детских садов;
  • педагогические коллективы школ и детских садов;
  • коллективы учащихся и воспитанников;
  • родители и законные представители учащихся и воспитанников;
  • управления по образованию;
  • центры занятости населения.

Это важно
Цель совместной работы детского сада и школы — формирование системы действенной профориентации учащихся, которая будет способствовать профессиональному самоопределению подростков и молодежи в соответствии со способностями и желаниями.

Успех сотрудничества зависит от самих учреждений образования, энергии их руководителей, понимания ими важности партнерства. 

Перед учреждениями образования стоит задача помочь учащимся стать уверенными в себе людьми, которые смогут выбрать профессиональный путь и готовы работать в УДО.

В детском саду № 549 г. Минска в непринужденной форме можно окунуться в мир профессий, на практике применить навыки и получить определенные умения.

Руководители детского сада и школ № 208 и № 213 г. Минска договорились о сотрудничестве в организации профориентационной работы с учащимися школ по следующим направлениям:

  • диагностика и консультирование;
  • содействие профессиональному само­определению школьников в рамках вне­урочной деятельности;
  • развитие информационной среды; 
  • анализ профориентационной работы.

Этапы профориентационной работы

В профориентационной работе в рамках сотрудничества можно выделить следующие этапы:

  • информационный — получение сведений о специальностях, сроках обучения, перспективах трудоустройства. Формы реализации: беседы, экскурсии, презентации, информация в СМИ и др.;
  • диагностико-­консультационный — тесты, консультации специалистов, профессиограммы;
  • активизирующий — Дни открытых дверей, компьютерные презентации специальностей, видеосюжеты о прохождении практики, об учреждениях;
  • развивающий — мастер-­классы, «профессиональные пробы», деловые игры, викторины.

Профориентационные мероприятия в системе «детский сад — школа»

Результаты профориентационной работы

Ежегодно по итогам профориентационной работы важно проводить анкетирование учащихся и их родителей с целью определения удовлетворенности системой ранней проф­ориентации, а по итогам поступления выпускников школ — участников взаимодействия в колледж (университет) целесообразно анализировать результаты приемной кампании.

Если профориентационная работа будет грамотно построена, в перспективе можно будет увидеть следующие результаты.

1. Сотрудничество между учреждениями образования по профориентации выйдет на более качественный уровень:

  • профессиональное самоопределение учащихся будет подкреплено возможностью практического ознакомления с предстоящим видом профессиональной деятельности;
  • образование будет сопровождаться успешной социализацией воспитанников детских садов и учащихся.

2. Учащиеся в процессе профориентационной работы смогут:

  • ознакомиться с профессиями в детском саду;
  • развить интерес и способности к планированию учебной и профессиональной карьеры;
  • приобрести практические навыки по выбранной профессии.

3. Педагоги в процессе профориентационной работы приобретают опыт:

  • проведения круглых столов, Дней открытых дверей;
  • создания единой информационной среды по профориентации.

4. Для руководителей детских садов профориентационная работа — это:

  • решение кадровых вопросов;
  • итоги анкетирования родителей учащихся выпускных классов;
  • анализ результатов приемной кампании.

5. Выпускник школы в итоге:

  • сможет сделать осознанный выбор своего профессионального будущего — стать педагогом в сфере дошкольного образования;
  • будет иметь четко определенные профессиональные планы — работать в учреждении дошкольного образования.

Анкета для учащихся «Определение удовлетворенности системой ранней профориентации»

Анкета для родителей учащихся «Удовлетворенность системой ранней профориентации»

1. Как бы вы оценили уровень профессионализма преподавателей (наставников), работающих с вашим ребенком (по отзывам ребенка)? 

  1. Высокий
  2. Довольно высокий
  3. Средний
  4. Довольно низкий
  5. Низкий
  6. Затрудняюсь ответить

2. На ваш взгляд, способствуют ли проводимые занятия профориентации ребенка?

  1. Полностью
  2. В основном
  3. Частично
  4. В основном не способствуют
  5. Полностью не способствуют
  6. Затрудняюсь ответить

3. Способствуют ли формы, методики и технологии обучения, применяемые преподавателями на занятиях, ранней профориентации?

  1. Да
  2. Скорее да, чем нет
  3. И да, и нет
  4. Скорее нет, чем да
  5. Нет
  6. Затрудняюсь ответить

4. Согласны ли вы с тем, что в учреждении образования, где проводятся занятия с вашим ребенком, созданы условия для обеспечения родителей необходимой информацией?

  1. Полностью согласен
  2. В основном согласен
  3. Частично согласен
  4. В основном не согласен
  5. Полностью не согласен
  6. Затрудняюсь ответить

5. Удовлетворены ли вы качеством и количеством проводимых занятий?

  1. Да
  2. Скорее да, чем нет
  3. И да, и нет
  4. Скорее нет, чем да
  5. Нет
  6. Затрудняюсь ответить

6. Ваши предложения по совершенствованию профориентационной работы с вашим ребенком.

517 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Работа сторожей в ночное время: особенности, ограничения, оформление, нарушения

В УДО в большинстве случаев к работе в ночное время привлекаются сторожа. Заведующему УДО необходимо знать, что работа в ночное время оказывает негативное влияние на здор...
№ 1 (145) 2024 Семенихина Светлана,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1225
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок