Коучинг в контексте управленческой деятельности
Коучинг представляет собой развивающее консультирование. Разница между привычным консультированием и коучингом заключается в том, что коучинг — это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности, принцип «Сделай за меня» здесь практически не работает.
Основа данной техники — интерактивное общение (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит резервы и пути для решения проблем. Другими словами, в процессе коучинга педагоги находят свой, уникальный способ достижения цели в креативной атмосфере доверия, где педагог чувствует, что его идеи и предложения не остаются без внимания. Так осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу повышения профессиональной и личностной эффективности.
Коучинг в контексте управленческой деятельности представляет собой способ оптимизации взаимоотношений между педагогическими работниками в процессе поиска лучших решений и воплощения их в жизнь, стимулирования и побуждения к повышению уровня личностного развития. В данном методе заложен огромный потенциал для личностного и коммуникативного развития.
Коучинг работает через вопросы, не учит, а помогает учиться, двигаться к цели, осознавать свои истинные, а не навязанные общественным мнением желания, потребности и ценности, находить собственные решения.
Чем коуч отличается, например, от наставника? Как правило, наставник знает из своего опыта, как делать, и дает подопечному готовые рецепты. Коуч же помогает ставить конкретные цели, а средства вполне волен выбирать сам педагог. Коуч отличается и от лидера. Потому как лидер — это тот, кто задает систему ценностей и ведет за собой. Коуч же, скорее, помогает педагогу прояснять собственные ценности и следует за ним.
Эта технология может хорошо сработать, если вы выстраиваете взаимодействие разных по статусу педагогов. Например, если у вас есть несколько опытных педагогов, которые могли бы положительно повлиять на других коллег без опыта работы.
Особенность коучинга в том, что он предлагает набор прикладных инструментов, остро заточенных на эффективность и проверенных практикой.
Коуч — это тот, кто помогает людям прийти в тот пункт назначения, куда им хочется прийти; добиваться тех результатов, которых они хотят достигать; становиться такими, какими они хотят быть. Спрашивая, коуч помогает воспитателю найти ответы на такие вопросы, которых тот еще не задавал или не хотел себе задать, и подойти к проблеме с другой стороны. Искусство коуча — это содействие развитию творческого потенциала педагога.
У всех людей есть нужные ресурсы для осуществления желаемого. Во время обучения человек глубже познает себя, свои способности, возможности, у него появляется уверенность в своих действиях.
Этот метод может применяться во время подготовки к аттестации, составления рабочей программы, работы над проектом, самообразования.
Как организовать коуч-сессию
Предположим, педагогам необходимо написать программу объединения по интересам к новому учебному году, и они не знают, с чего начать. Проведем коуч-сессию, на которой заведующий УДО выступит в роли коуча.
I этап. В методе коучинга первый этап — это всегда этап постановки целей.
Приблизиться к пониманию того, чего именно хотят достичь педагоги при написании программы, позволят открытые вопросы. Например:
- Вы этого действительно хотите, или вам это надо, или вы это должны?
- Воодушевляет ли вас ваша цель?
- Зависит ли достижение результата только от вас?
- Какой результат будет для вас наилучшим?
- Как вы поймете, что это тот результат, который был вам нужен?
- По каким критериям вы будете оценивать достижения?
- Что для вас важно в процессе приближения к цели?
- К какой дате вы хотите получить желаемый результат?
- Как изменится ваша жизнь, когда вы достигните цели?
Самый важный момент этого этапа — педагогу нужно четко сформулировать цель. Лучше всего записать эту цель на бумаге. Задача вопросов — повысить осознанность.
II этап. После того как вы разобрались с ожиданиями, важно разобраться с реальным положением дел.
Вопросы на этом этапе помогут увидеть и оценить, какие ресурсы, знания у педагогов есть и каких недостает для получения желаемого результата. И, что очень важно, выявить возможные ограничения, в т. ч. внутренние.
Какие вопросы можно задать педагогам на этом этапе? Например:
- Делали ли вы что-либо подобное раньше?
- Если да, то что вам мешало достичь результата?
- Какие сейчас у вас есть ресурсы внешние (информация, деньги, люди, контакты и т. п.) и внутренние (умения, навыки, способности) для достижения цели?
- Какие еще ресурсы вам понадобятся для достижения цели?
- Что вы уже делаете для достижения цели?
- На сколько процентов сейчас выполнена ваша цель?
III этап. Третий этап поможет увидеть возможности и найти варианты решения проблемы, мешающей достижению результата.
Примеры вопросов, которые можно задать на этом этапе:
- Как изменить ситуацию, что можно предпринять именно сейчас?
- Какие есть альтернативные варианты?
- Кто может помочь найти нужное решение?
- Где найти недостающую информацию?
IV этап. На четвертом этапе вы переходите от осмысления сложившейся ситуации к поиску реальных действий и долгожданному первому шагу. Задайте вопросы, которые помогут приблизиться к пониманию, как действовать дальше:
- Каким будет ваш первый шаг, с чего следует начать?
- Когда получится начать работу и необходимо ли сделать что-то до этого момента?
- Какая помощь извне необходима?
- Какие препятствия можно встретить на пути?
- Очень важно сохранить приверженность цели и мотивацию до достижения результата. Здесь уместно будет задать и такие вопросы:
- Какова ваша уверенность по 10‑балльной шкале в возможности достижения цели?
- Как вам сохранить мотивацию до конца пути?
- Что вас может остановить?
- Кому еще кроме вас важна ваша цель?
Вовремя заданные и правильные вопросы помогают избежать многих неудач. Собственные ответы становятся естественным фильтром, который отсекает все бесполезное.
Это важно
Цель коуча не в том, чтобы вести человека за руку, оберегая от проблем и сложностей, а в том, чтобы помочь ему верить в свои силы, раскрывать свои способности, опираться на свои достоинства и с их помощью двигаться к новым вершинам.
Пример
Проблема
Воспитатель: «В моей группе двое детей все время ссорятся и мешают мне проводить занятия. Я не знаю, что делать».
Традиционный вариант — это совет: «Вы проводи́те занятия по подгруппам, разделите детей, и все будет хорошо».
Совет есть, но на самом деле ситуация не решена: дети продолжают ссориться; остались невыясненными причины этих ссор; воспитатель не научилась справляться с конфликтами в режиме реального времени; ожидание того, что «все будет хорошо», не оправдалось, педагог ждет новых советов. Ситуация подается как жалоба на детей. В способе решения нет профессионального роста.
Решение проблемы на основе коучинга
Воспитатель излагает ситуацию. Руководитель говорит: «Я сейчас занята, освобожусь через десять минут. Попробуйте точно определить причины ссор, то, как они происходят и как вы на них реагируете». Через десять минут возвращаемся к разговору, но за это время воспитателем уже проведен анализ ситуации.
Получили: рефлексию как основу педагогической деятельности; самостоятельный поиск причин и следствий, а значит, и тренинг самостоятельности в способах ответственного реагирования. Ситуация становится толчком для поиска педагогических действий, а не жалобой. От обвинений детей переходим к профессиональным действиям. Затем вместе с воспитателем выбираем один (или несколько) способ действий, договариваемся о наблюдении за его эффективностью и о встрече для продолжения разговора.
Руководитель перестает быть ресурсом, он становится профессиональным коллегой.