Перенос информационных систем и ресурсов УДО на республиканскую платформу

Перенос информационных систем и ресурсов УДО на республиканскую платформу

Ключевым фактором в организации работы по обеспечению цифрового доверия, защиты информационных ресурсов и информационно-­коммуникационной инфраструктуры УДО является хранение информации, в т. ч. персональных данных, исключительно в центрах обработки данных и дата-центрах, расположенных на территории Республики Беларусь.

В статье рассмотрим особенности размещения информационных систем УДО, включая сайты и почтовые сервисы, на ресурсах РЦОД — республиканского центра обработки данных.

Титова Наталья

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе государственного учреждения образования «Физкультурно-спортивный центр детей и молодежи Фрунзенского района г. Минска», кандидат педагогических наук

Круглик Юрий

Директор ГУО «Гимназия № 19 г. Минска», магистр педагогических наук

684 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Создание РЦОД и республиканской платформы

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.01.2014 № 46 «Об использовании государственными органами и иными государственными организациями телекоммуникационных технологий» РЦОД предназначен для размещения прог­раммно-­техни­ческих средств республиканской платформы и других программно-­техничес­ких средств, информационных систем (ресурсов) государственных органов и иных государственных организаций, хозяйственных обществ, в которых Республика Беларусь либо административно-­территориаль­ная единица обладает акциями (долями в уставных фондах) в размере более 50 % (далее — государственные организации).

Справочно: РЦОД — это специализированный комплекс зданий (сооружений), оборудованных инженерными системами, подключенный к единой республиканской сети передачи данных (ЕРСПД) и (или) выделенным сетям электросвязи.
Республиканская платформа — совокупность программно-­технических средств и информационных систем, подключенных к ЕРСПД, позволяющая оператору оказывать услуги РЦОД и услуги республиканской платформы, в т. ч. с использованием технологий облачных вычислений.

Правовое регулирование

Основными НПА, регулирующими эти вопросы в УДО, а также вопросы размещения информационных ресурсов и систем, использования государственными организациями национального сегмента сети Интернет, телекоммуникационных технологий, являются:

Обязанности УДО

Учреждения дошкольного образования обязаны размещать существующие, создаваемые, приобретаемые, модернизируемые информационные системы, информационные ресурсы, включая сайты и почтовые сервисы, на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы (далее — размещение). Размещение осуществляется поэтапно на основании соответствующих планов-­графиков.

Финансирование расходов

Финансирование расходов, связанных с размещением, осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в республиканском и (или) местных бюджетах на содержание государственных организаций, в т. ч. ГУО, а также из иных источников, не запрещенных законодательством.

Порядок принятия решения

Решение о размещении или о его нецелесообразности принимается на основании Методики оценки и принятия решения о целесообразности размещения существующих, создаваемых (приобретаемых, модернизируемых) программно-­технических средств, информационных систем (ресурсов) государственных органов и иных государственных организаций, хозяйственных обществ, в которых Республика Беларусь либо административно-­территориальная единица обладает акциями (долями в уставных фондах) в размере более 50 процентов, на ресурсах республиканского центра обработки данных и (или) республиканской платформы (утв. постановлением № 182).

В УДО по решению его руководителя со­здается комиссия, в состав которой включаются ответственные за вопросы информатизации и защиты информации работники и (или) работники иных организаций (при необходимости).

Решение о целесообразности (нецелесо­образности) размещения принимается руководителем УДО путем издания распорядительного документа на основании соответствующего заключения, сформированного комиссией по установленной форме.

Руководитель УДО вправе принять решение о целесообразности размещения без создания комиссии и подготовки ею соответствующего заключения.

В своей работе и при принятии решения комиссия должна учитывать перечень оснований, определяющих нецелесообразность размещения информационной системы, информационного ресурса ввиду специфики их назначения и эксплуатации (далее — перечень).

Если в ходе оценки целесообразности (нецелесообразности) размещения комиссией будут выявлены технологические, функциональные и иные особенности, не указанные в перечне, которые, по мнению комиссии, могут являться основанием для принятия решения о нецелесообразности размещения, УДО направляет через вышестоящую государственную организацию запрос в Оперативно-­аналитический центр при Президенте, содержащий сведения об информационной системе, информационном ресурсе, достаточные для определения обоснованности формирования заключения о нецелесообразности размещения.

Справочно: информация о согласовании (несогласовании) признания нецелесообразным размещения рассматривается в течение 6 месяцев и является основанием для подготовки окончательного заключения комиссии.

Комиссия может осуществлять оценку экономической целесообразности (нецелесо­образности) размещения, в ходе которой анализируется текущее состояние информационной системы, информационного ресурса, а также выполняются соответствующие расчеты. Расчет предстоящих среднегодовых затрат, необходимых для оплаты услуг хостинга информационной системы, информационного ресурса на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы, осуществляется ООО «Белорусские облачные технологии» по запросу УДО в течение 30 календарных дней со дня поступления такого запроса.

Размещение признается экономически нецелесообразным, если:

  • среднегодовые затраты на размещение превышают среднегодовую стоимость владения информационной системой, информационным ресурсом и ее системой защиты информации;
  • размещение потребует доработки прикладного программного обеспечения, стоимость которой превышает или соответствует остаточной стоимости материальных и нематериальных активов, входящих в состав информационной системы, информационного ресурса;
  • текущее состояние информационной системы, информационного ресурса позволяет обеспечить их эксплуатацию без проведения модернизации, модернизации ИТ-инфраструктуры для нее в течение более двух лет.

Справочно: решение о нецелесообразности размещения действует до момента вывода из эксплуатации либо до наступления необходимости осуществления модернизации информационной системы, информационного ресурса.

Сведения об информационной системе, информационном ресурсе, в отношении которых руководителем УДО принято решение о нецелесообразности размещения, учитываются при заполнении опросных листов и представляются в установленном порядке в ООО «Белорусские облачные технологии». Копии решений о нецелесообразности размещения направляются в Оперативно-­ана­ли­тический центр при Президенте для учета.

Можно сделать вывод, что методика позволяет провести объективную комплексную оценку информационной системы, информационного ресурса для принятия решения о целесообразности их размещения.

Порядок размещения

Порядок размещения установлен Положением о порядке размещения программно-­тех­нических средств, информационных систем (ресурсов) государственных организаций на ресурсах республиканского центра обработки данных и (или) республиканской платформы (утв. приказом № 26).

После принятия решения о целесообразности размещения УДО осуществляют размещение самостоятельно, в т. ч. с привлечением иных организаций, либо на основании договора на оказание инфраструктурных услуг, заключаемого с ООО «Белорусские облачные технологии».

В случае самостоятельного размещения, в т. ч. с привлечением иных организаций, УДО не менее чем за месяц до начала выполнения работ, связанных с размещением каждой информационной системы, информационного ресурса, направляет соответствующую заявку в ООО «Белорусские облачные технологии». В течение 30 рабочих дней с момента получения заявки осуществляется резервирование ресурсов РЦОД и (или) республиканской платформы. Все работы по размещению осуществляются в соответствии с правилами оказания услуг РЦОД и услуг республиканской платформы.

Справочно: при самостоятельном размещении УДО обеспечивает работоспособность информационной системы, информационного ресурса и сохранность информации до момента подписания с ООО «Белорусские облачные технологии» акта начала оказания услуг РЦОД и (или) услуг республиканской платформы.

При разработке технического задания на создание, приобретение, модернизацию информационной системы, информационного ресурса УДО согласовывает с ООО «Белорусские облачные технологии» технические требования к инфраструктуре, требования по защите информации с определением ориентировочных сроков создания информационной системы, информационного ресурса. При необходимости заключается соглашение о конфиденциальности. В адрес ООО «Белорусские облачные технологии» также направляется соответствующая заявка.

Справочно: в случае размещения путем оказания ООО «Белорусские облачные технологии» инфраструктурных услуг все риски, права, обязанности, ответственность и сроки выполнения работ определяются соответствующим договором на оказание инфраструктурных услуг.

После размещения ООО «Белорусские облачные технологии» совместно с УДО обеспечивает защиту информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации (изменения), копирования, распространения и (или) предоставления информации, блокирования правомерного доступа к ней при оказании государственным организациям услуг РЦОД и (или) услуг республиканской платформы. В этих целях ООО «Белорусские облачные технологии» руководствуется политикой информационной безопасности и разрабатывает необходимые для обеспечения защиты информации локальные документы, в т. ч. определяющие порядок посещения РЦОД, правила оказания услуг РЦОД и услуг республиканской платформы, основные положения соглашения о конфиденциальности.

При эксплуатации ресурсов РЦОД и (или) республиканской платформы УДО руководствуются вышеназванными требованиями и рекомендациями и несут ответственность за действия своих работников, а также работников иных организаций, выполняющих разработку, доработку, администрирование, эксплуатацию и техническую поддержку программно-­технических средств, информационных систем, информационных ресурсов, которые могут повлечь нарушение сохранности, доступности, конфиденциальности и целостности информации, размещенной на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы.

***

Планирование и реализация мероприятий по размещению являются важным аспектом функционирования УДО в современных условиях, который позволяет защитить их информацию и информационную инфраструктуру от негативных воздействий, повысить уровень цифрового доверия, обеспечить надежность функционирования всех систем и минимизировать возможные негативные последствия в результате неправомерных действий третьих лиц.

Также вы можете ознакомиться с образцом заключения о целесообразности (нецелесообразности) размещения.

684 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок