Сюжетно-ролевая игра — это культурное явление: меняется общество, меняется и игра.
Современные реалии и ритм жизни, где все торопятся, а родители заняты работой, чтобы материально обеспечить семью, диктуют свои условия: проще заплатить специалисту, чем сделать самому; проще запланировать кружки и развивающие занятия, чем поиграть с ребенком дома.
Разновозрастное дворовое сообщество детей практически перестало существовать, а значит, перестало обучать игре.
В современном детском саду уделяют больше внимания материальному оснащению сюжетно-ролевой игры, а не развитию самих игровых действий и формированию игры как деятельности. Педагогические работники превращают сюжетно-ролевую игру в сюжетно-дидактическую и прорабатывают с помощью нее программный материал.
Таким образом, несмотря на понимание необходимости и важности сюжетно-ролевой игры, она исчезает из жизни ребенка. Как можно изменить ситуацию?
Сюжетно-ролевая игра — это лаборатория по приобретению социального опыта, она развивает творческое воображение детей, позволяет приблизиться к деятельности взрослых, примерить на себя их роли и действия.
Основной элемент такой игры — это сюжет. Без него игры не будет. Сюжет — область деятельности, которую воспроизводят дети (например, осматривать пациента, печь пирог, строить дом, тушить пожар и т. д.), он должен соответствовать интересам детей и опираться на опыт дошкольника. Это ведет к увлечению ролевыми действиями.
Это важно
Сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека, отражать научно-технический прогресс.
Следующий важный элемент игры — ее содержание, которое ребенок воплощает при помощи определенной роли. Роль для малыша — это его позиция, в которой он отождествляет себя с каким-то героем на основе собственных представлений. В основе роли — правила поведения, которые ребенок заимствует из внешнего мира, копируя манеру поведения взрослых.
Это важно
Главной причиной недостаточного развития сюжетно-ролевой игры современных детей является отсутствие практического участия взрослых в игровой деятельности детей.
Современные исследования игровой деятельности дошкольников показывают, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре развиваться не будут. Пришла пора признать необходимость не только руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого, но и обучения детей игровым действиям. Мы не можем повлиять на изменения, происходящие в обществе, но можем создать условия для формирования у детей навыков сюжетно-ролевой игры!
Мы выделили 9 моментов, которые могут помочь вернуть интерес к сюжетно-ролевой игре и помочь детям в ее освоении.
1. Очень важен игровой диалог
В младшей и средней группах, когда игра только начинается, ребятам очень сложно совместить игровое действие и игровой диалог. Если есть игровое действие, как правило, нет диалога, и наоборот.
Для закрепления игровых диалогов можно использовать телефонные разговоры. Особенно хорошо, если на первых порах есть игровые рации для детей.
2. Игры, рожденные детьми
Это самые интересные, долгоиграющие, эффективные события. Здесь важна роль педагога, внимательно и чутко прислушивающегося к разговорам воспитанников и подхватывающего возникший интерес (альбом фотографий после отпуска, интересная игрушка, книжка — все может служить толчком для развертывания игры).
Так, в нашем детском саду родилась игра «Семь чудес света» — после домашнего просмотра одноименной телевизионной передачи и недельного обсуждения ребятами этих чудес в детском саду.
3. Важные и интересные события
Очень успешны игры, которые проходят после какого-нибудь интересного события, произошедшего в детском саду.
Пример 1
Во время Масленицы в детском саду была организована ярмарка сладостей. Сладости были приготовлены родителями воспитанников, посещение ярмарки детьми было организовано с родителями, сладости дети «покупали» самостоятельно.
На следующий день мы просматривали ролик, снятый на ярмарке, у ребят были восторженные отзывы, и возникли игры «Ярмарка», «Чаепитие дома», «Интервью» и «Телевидение».
Пример 2
Огород на окне. Ребята сажают семена. Растений несколько. Необходимы этикетки для посаженных растений. Их можно вырезать из рекламок, а можно нарисовать самим. Наши ребята рисовали сами, и при рисовании сама собой возникла игра «Угадай, что я нарисовал» (в помощь были описательные загадки, придуманные детьми в процессе этой игры), которая потом развернулась в игры «Питомник растений», «Магазин семян», для которых был составлен каталог семян и оформлены пакетики с семенами.
4. Участие взрослого в игре на равных
Взрослый может войти в игру с неожиданной ролью и показать, как можно договориться об участии в игре, или создавать проблемные ситуации, развивающие сюжет. А может и принять на себя отрицательную роль.
Пример
Важная и всегда актуальная игра «Семья» позволяет стимулировать игровой диалог, если роль ребенка-нехочухи берет на себя взрослый («не хочу есть, не буду умываться, не хочу убирать игрушки»). А ребенку, играющему роль взрослого, придется подбирать аргументы и уговаривать.
5. Реальные события в видеороликах со знакомыми людьми
В игре с ребятами средней группы вдруг выяснилось, что они не очень-то представляют себе игровые действия даже в часто повторяемых обстоятельствах.
Поэтому можно попросить родителей снять видеоролики по проживаемым в реальной жизни ситуациям.
Например, «Миша покупает в магазине булку», «Миша отправляет бабушке открытку», «Миша в парикмахерской», «Миша готовит блины» и т. д.
Ролики необходимо просмотреть и прокомментировать, акцентируя внимание на действиях и диалогах.
6. Хорошим подспорьем для педагогов, организующих игру, могут стать мультфильмы «Три кота» и «Про Миру и Гошу». Если поиграть в «Телевизор» и нарисовать раскадровку мультика, то потом эту ситуацию можно проиграть.
7. Расхождение смыслового и оптического поля
Если говорить о введении в игру предметов-заменителей, то отличной помощью может стать спектакль Марфы Горвиц «Сказки из маминой сумки» про семейку ежиков-расчесок.
Просмотрев спектакль, попробовав придумать свой сюжет с такими же простыми вещами из маминой сумки, легче разделять смысловое и оптическое поля вещей.
8. Обогащение представлений об окружающем мире
Просим родителя рассказать о своей профессии или хобби (и снять мини-ролик), а потом поучаствовать в игре на равных или в роли эксперта.
Пример
В проекте «Воспитатель глазами родителей» мамы и папы участвовали в разных моментах жизни группы.
Режимный момент «Подъем после дневного сна»: мама взяла на себя роль воспитателя, который делает девочкам прически. Сначала все наши красавицы посетили салон красоты, организованный мамой. Потом все ребята группы стали дизайнерами причесок. А потом несколько дней играли в «Парикмахерскую» сами, заплетая кукол и друг друга.
9. Очень важно отслеживать непопулярных детей и помогать им войти в игру
Например, в игре «Семья» ребенок не вошел в «семью», ему не хватило роли. Но он может прийти в дом как гость, как электрик, сантехник, доставщик продуктов, почтальон.
Помогая таким детям, мы повышаем статус ребенка и вовлекаем в игру всех, а также развиваем сюжетную линию игры.