«Мы должны все время самообразовываться, развиваться, находить новое и интересное»

«Мы должны все время самообразовываться, развиваться, находить новое и интересное»

Интервью с заведующим ГУО «Детский сад № 369 г. Минска» Натальей Анатольевной Новицкой

160 Shape 1 copy 6Created with Avocode.


В 2005 г. окончила Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка по специальности «Дефектология» («Тифлопедагогика») с дополнительной специальностью «Педагогика и психология дошкольная». В августе 2005 г. по распределению начала работу в Центре коррекционно-­развивающего обучения и реабилитации Московского района столицы в должности «Воспитатель», в январе 2006 г. была переведена на должность «Учитель начальных классов», где и проработала до октября 2010 г., имея вторую квалификационную категорию «Учитель начальных классов». С 2010 по 2018 г. работала в должности «Воспитатель дошкольного образования» в ГУО «Ясли-сад № 149 г. Минска», имея первую квалификационную категорию «Воспитатель дошкольного образования». С августа 2018 по июль 2023 г. занимала должность заместителя заведующего по основной деятельности, которую совмещала с работой в должности «Учитель-­дефектолог» в ГУО «Детский сад № 44 г. Минска». В июле 2023 г. назначена на должность заведующего ГУО «Детский сад № 369 г. Минска».

Редакция: Добрый день, Наталья Анатольевна! Расскажите о начале вашего профессионального пути в сфере дошкольного образования, достижениях в процессе карьерного роста.

Наталья Анатольевна: Началом моей карьеры стало обучение с сентября 1998 г. по май 2000 г. в УПК Ленинского района г. Минска по программе «Воспитатель-­гувернер». После этого педагогический путь продолжился, и в июле 2023 г. я была назначена на должность заведующего детским садом № 369 г. Минска, где и работаю по настоящее время.

Была награждена благодарностями, грамотами, дипломами, но самыми важными для дальнейшего роста считаю почетную грамоту управления образования, спорта и туризма администрации Фрунзенского района г. Минска за успешную организацию воспитательного процесса, проявленную инициативу, творчество, высокие результаты трудовой деятельности (2015), почетную грамоту управления по образованию администрации Фрунзенского района г. Минска за добросовестный труд в системе образования, достигнутые успехи в воспитании и обучении подрастающего поколения (2019) и благодарственное письмо Президента Республики Беларусь за гражданскую позицию (2020).


Ред.: Какие совместные проекты реализуются в детском саду, с какими организациями сотрудничаете?

Н. А.: В целях совершенствования физического воспитания воспитанников на протяжении многих лет учреждение сотрудничает с Белорусским государственным университетом физической культуры (БГУФК). Совместно со студентами проводятся занятия по физической культуре, физкультурные праздники и развлечения. Начало этой доброй традиции было положено в 2007 г., когда к 30‑летию ГУО «Ясли-сад № 369 г. Минска» вместе со студентами университета были проведены I Олимпийские игры.

Хорошей ежегодной традицией стали и совместные мероприятия в рамках акции «День безопасности. Внимание всем!» с сотрудниками МЧС Фрунзенского района, со старшим инспектором сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью И. Н. Слабко. В этих мероприятиях активно участвуют не только воспитанники, но и сотрудники дошкольного учреждения.

Кроме того, на базе детского сада проходят районные методические объединения разных направлений.


Ред.: Какие информационные технологии используют работники в процессе педагогической деятельности?

Н. А.: Для организации образовательного процесса педагоги используют различные информационные технологии, находят новые интерактивные и эффективные методические средства, идеи и подходы, которые способствуют познавательной активности воспитанников. Например, такие новейшие способы организации учебной деятельности с воспитанниками, как интерактивная доска, кюаркоды или лэпбук, помогают эффективно и быстро усвоить новую информацию, закрепить изученный материал в занимательно-­игровой форме. Эти пособия имеют яркое оформление, четкую структуру.

Для формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нерезко выраженным общим недоразвитием речи учителем-­дефектологом М. В. Езеповой разрабатываются и используются интерактивные игры и упражнения, которые помогают систематизировать, направлять процесс усвоения воспитанниками нового материала.

Каждый наш педагог — творческий, любящий, уникальный, каждый внедряет в свою практику новейшие методики обучения и воспитания, а самое главное — прививает воспитанникам любовь, доброту, искренность, нежность, заботливость, создает для них благоприятную и уютную обстановку в группе.


Ред.: А как построена работа с законными представителями?

Н. А.: Педагогическим коллективом проводится разноплановая работа с законными представителями, что способствует взаимопониманию, объединению усилий семьи и дошкольного учреждения во имя благополучия каждого воспитанника.

Ведется работа по взаимодействию с законными представителями в патриотическом направлении. Можно назвать такие мероприятия, как создание карты «Падарожжа па вядомых мясцінах Беларусі», конкурс чтецов «Мая Радзіма — Беларусь», праздник «Будем в армии служить, будем Родину любить», участие в выставках «Хараство прыроды беларускай зямлі» и др.


Ред.: Какая работа проводится в части обеспечения безопасности воспитанников?

Н. А.: Особое внимание мы уделяем формированию основ безопасности жизнедеятельности воспитанников. Педагогами разработаны различные виды пособий, дидактические и сюжетно-­ролевые игры, игровые атрибуты и лэпбуки, конспекты занятий, проводятся инсценировки сказок, рассказов, видеопросмотры презентаций, мультфильмов с последующим обсуждением. Огромную роль играет сотрудничество с районным отделом по чрезвычайным ситуациям Фрунзенского района, которое позволяет расширить возможности каждого воспитанника и сотрудника в решении задачи по обеспечению безопасности воспитанников.


Ред.: Уделяется ли внимание патриотическому воспитанию?

Н. А.: В этом направлении ведется немалая работа. По белорусской тематике разрабатываются и изготавливаются игровые пособия, дидактические игры, лэпбуки, проводятся театральные постановки. Педагогами описан педагогический опыт по темам «Использование виртуальных экскурсий по формированию представлений о достопримечательностях города Минска у детей старшего дошкольного возраста» и «Использование интерактивных игр в формировании представлений о диких животных Беларуси у воспитанников 3‒4 лет».

Сейчас у нас новая идея, над которой мы усердно работаем, — создание Центра по ознакомлению воспитанников с белорусской культурой, который позволит нам сделать образовательный процесс и для педагогов, и для законных представителей, и для воспитанников еще более интересным, насыщенным, полезным.


Ред.: Как вы думаете, какими качествами должны обладать работники учреждения дошкольного образования?

Н. А.: Прежде всего педагог должен обладать такими качествами, как любовь к детям, ответственность, трудолюбие, умение работать в команде. Каждый педагог должен уметь создать в своей группе особый мир детства, в котором будет поддерживаться положительная и творческая атмосфера: где будут хвалить, поощрять, одобрять, воспитывать и находить подход к каждому воспитаннику как к особому цветку.

Для достижения этой цели я стала использовать различные формы работы с кадрами. От индивидуального подхода к каждому сотруднику, индивидуальных бесед постепенно перехожу на дифференцированный подход, а также использую различные методы, приемы и формы, которые рассчитаны на творчество сотрудников. Важной частью этого процесса стало стимулирование персонала по результатам работы: обязательно награждаем сотрудников. В перестройке работы коллектива очень помогает творческая группа. Она играет роль единой команды, которая способна в любую минуту оперативно, качественно и эффективно выполнить то или иное поручение и прийти к нужной цели.

Много времени приходится уделять изучению нормативных документов, различных программ, подходов к организации финансово-­хозяйственной деятельности. Коллектив периодически обновляется по разным причинам: приходят молодые педагоги, старшее поколение уходит на заслуженный отдых, а кто-то не находит себя в профессии. Формула успеха руководителя заключается в том, чтобы грамотно создать условия для успешной, результативной работы, сформировать единое целое. Все силы руководитель должен направить на обеспечение комфортных условий и для коллектива, и для воспитанников, чтобы люди чувствовали себя как дома, как одна большая семья.


Ред.: Как вы помогаете адаптироваться молодым специалистам?

Н. А.: Важной задачей при поступлении молодых специалистов является создание условий для легкой адаптации каждого педагога. На первом заседании педагогического совета мы знакомимся с сотрудниками, вручаем им мини-подарки для карьерного роста. Вторым шагом является организация наставничества. Молодому специалисту необходима постоянная помощь, поддержка коллег. За каждым педагогам закрепляется опытный педагог, имеющий первую или высшую квалификационную категорию. Особую роль в поддержке играет педагог-­психолог.


Ред.: Как формируется ваш внебюджетный фонд?

Н. А.: В учреждении функционируют дополнительные образовательные услуги, которые работают по программам объединения по интересам: «Вундеркинд», «Подготовка к школе», «Я умею рисовать». Воспитанники с удовольствием их посещают. Под руководством наших педагогов мы превращаем каждое занятие в мир чего-то нового и необычного.

Мы планируем развивать спектр образовательных услуг. Грамотное использование поступающих денежных средств от оказания платных образовательных услуг значительно расширяет возможности учреждения в решении многих проблем. С помощью внебюджетного фонда пополняется развивающая предметно-­игровая среда (игры, игрушки, мебель, игровые площадки, благоустройство территории и т. д.). Главное, чтобы законные представители видели и оценили результат нашей работы.

Отмечу также, что совместно с законными представителями проводим акции по сбору макулатуры под названием «Подари жизнь дереву».


Ред.: Расскажите о достижениях, наградах учреждения дошкольного образования.

Н. А.: Учреждение ежегодно принимает участие в республиканских конкурсах: на лучший детский рисунок на экологическую тематику, юных дарований «Яркие звездочки», «Новогодний формат», новогодней игрушки «В Новый год с “Белой Русью”!» и т. д.

Кроме этого, учреждение принимало участие в районном конкурсе исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я — исследователь», фестивале творческих работ «Мир моими глазами», приуроченном к Международному дню инвалидов, фестивале изобразительных работ воспитанников старшего дошкольного возраста «Страницы мирного детства».

Мы участвовали в преддипломной практике БГУФК — факультативе оздоровительной физической культуры по направлению специальности «Физическая культура дошкольников».

В 2009 г. заняли первое место по волейболу Белорусского профессионального союза работников образования и науки.

В 2016 г. — победители конкурса «Олимпийские игры» в номинации «Олимпийцы среди всех».

В 2021 г. стали лауреатами II степени конкурса юных дарований «Яркие звездочки» в номинации «Юный вокалист», заняли III место в районном конкурсе «Я б в спасатели пошел» в номинации «Детская техника спасателей». В этом же году педагогическому коллективу объявлена благодарность за участие в районном этапе республиканского фестиваля «Безопасное детство».

В 2023 г. награждены дипломами за участие в фестивале творческих работ «Мир моими глазами» и новогоднем конкурсе новогодней игрушки «В Новый год с “Белой Русью”!»


Ред.: Как вы повышаете свою квалификацию, удается ли найти время для самообразования?

Н. А.: На своем примере стараюсь показывать педагогом, что нужно постоянно самообразовываться, проходить повышение квалификации. Мною написаны и опубликованы не одна статья («Роль заместителя заведующего по основной деятельности в процессе аттестации», «Развитие творческих способностей воспитанников посредством конструирования», «Проведение мониторинга работы руководителя физического воспитания»), которые, надеюсь, помогают стремиться выше и изучать новую информацию.


Ред.: Какое напутствие вы можете дать начинающим руководителям?

Н. А.: В своей работе мы не можем просто наблюдать — мы должны все время самообразовываться, развиваться, находить новое и интересное, двигаться и идти со своим коллективом только вперед, рука об руку. Научитесь доверять друг другу, понимать, слышать, оказывать взаимопомощь. И, конечно, же должна присутствовать дисциплина. На своем примере руководитель должен показывать коллективу: добросовестно выполняйте работу, принимайте людей такими, какие они есть, находите индивидуальный подход к каждому, любите то, чем занимаетесь, — и успех, несомненно, будет.

Кроме этого, руководитель должен обладать стрессоустойчивостью, уравновешенностью, уметь решать несколько вопросов одновременно, сохранять самообладание и уважение к людям.

Беседовал Юрий КОСЬКО

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
Государственное учреждение образования «Детский сад № 369 г. Минска» открылось в апреле 1977 г.
Сейчас в учреждении 53 сотрудника и 162 воспитанника. В саду функционирует 11 групп: две — первого младшего, две — второго младшего, две — среднего, две — старшего возраста для детей с тяжелыми нарушениями речи, одна интегрированная группа старшего возраста и две группы старшего возраста.
В учреждении функционируют физкультурный и музыкальный залы, кабинеты педагога-­психолога, учителя-­дефектолога. С 2014 г. работает пункт коррекционно-­педагогической помощи.

160 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Лукашенко: нужно подстроить режим работы детсадов под родителей

Белорусские власти хотят пересмотреть время работы детских садиков и начальной школы, чтобы дети находились под постоянным присмотром педагогов.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 194

Организация питания в вопросах и ответах

Статья подготовлена по материалам онлайн-семинара «Азбука питания в учреждениях образования, инструкции для руководителей», который редакция журнала провела в январе 2024...
№ 2 (146) 2024 Сороговец Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 734
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок