Знать, чтобы предвидеть. Предвидеть, чтобы управлять
Интервью с заведующим ГУО «Детский сад № 64 г. Гродно» Гражиной Викторовной ЦИЛИНДЬ
Интервью с заведующим ГУО «Детский сад № 64 г. Гродно» Гражиной Викторовной ЦИЛИНДЬ
Каждый детский сад имеет свое лицо, свою атмосферу. Гражина Викторовна, как вы думаете, в чем уникальность вашего детского сада, что отличает его от других дошкольных учреждений?
В декабре 2024 г. учреждению исполнилось 32 года — зрелый возраст с опытом и перспективами. В саду 12 групп, 2 из которых — для детей с тяжелыми нарушениями речи, и пункт коррекционно-педагогической помощи.
Для всестороннего развития детей руками наших сотрудников создано уникальное пространство:
Наш детский сад — это то место, где взрослым можно работать и давать знания, детям — учиться и развиваться, а всем вместе — оздоравливаться, набираться сил и отдыхать.
Без привлечения дополнительных финансовых ресурсов ни одному детскому саду не обойтись. Детский сад должен развиваться, должна быть хорошая инфраструктура. Как вы привлекаете дополнительные финансовые средства?
Основным источником привлеченных финансовых средств являются дополнительные платные образовательные услуги. Учитывая результаты работы в данном направлении за прошлый учебный год, а также запросы законных представителей воспитанников, в 2024/2025 учебном году мы приняли решение расширить перечень объединений по интересам. В этом году у нас функционируют «Школа гнома эконома», «Творческая мастерская», «Волшебная кисточка», «Развивающие игры», «Познайка», «Журчащий ручеек», «Танцевальный калейдоскоп», «День рождения малыша».
Свою нишу в области поиска материального ресурса занимает и сбор вторсырья. В учреждении проводятся такие акции, как «Берегоша», «Добрые крышечки», в которых участвуют педагоги и семьи воспитанников.
Кроме того, привлекать дополнительные финансовые средства для улучшения материально-технической базы учреждения помогает попечительский совет.
Консолидация усилий руководителя, педагогов и родителей воспитанников способствует решению задач по привлечению дополнительных средств для нужд детского сада.
Вопросы финансово-хозяйственной деятельности всегда непростые, законодательство надо уметь читать, надо понимать, как его применять. Какими информационными источниками вы пользуетесь в своей деятельности?
Да, законодательство, несмотря на его сложность, все равно надо постигать. Я постоянно пользуюсь системами «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE», государственным информационным ресурсом в области права и правовой информатизации pravo.by. В поисках ответов на вопросы по финансово-хозяйственной деятельности неоднократно обращалась и к вашему журналу. В рубриках «Финансы», «Ставим проблему», «Текущая деятельность» находила ответы на многие вопросы, касающиеся организации финансово-хозяйственной деятельности детского сада. Отмечу, что ваш журнал — актуальный и важный источник правовой помощи как для начинающего, так и для опытного руководителя.
Главное внимание в детском саду направлено на безопасность и охрану здоровья детей. Гражина Викторовна, расскажите, пожалуйста, какие меры безопасности и охраны здоровья у вас уже применяются?
Действительно, главным приоритетом в нашем детском саду является сохранение здоровья и безопасность каждого ребенка и каждого сотрудника.
Особое внимание уделено пропускному режиму, который начинается уже с калитки. Учреждение оснащено камерами видеонаблюдения, установлена домофонная система.
Как при организации пропускного режима не нарушить законодательство о защите персональных данных, подскажет статья Швед Н. Персональные данные при организации пропускного режима // Руководитель учреждения дошкольного образования. — 2024. — № 11
Важно уметь донести основы безопасности детям. Педагогические работники в разных видах деятельности знакомят воспитанников с основами безопасного поведения в детском саду, на улице, в быту. В каждой группе имеется уголок безопасности, своевременно пополняются и обновляются информационные стенды. В учреждении функционирует центр безопасности «Безопасный мир», в котором проходят мероприятия с участием представителей МЧС, ГАИ по формированию навыков безопасного поведения. Проведенная совместная работа педагогов учреждения по созданию авторских дидактических игр по безопасности позволила принять участие в городском фестивале «Безопасное детство» и занять призовое место в номинации «Дидактическая игра».
Вопросы охраны труда в учреждении на постоянном контроле, поэтому на протяжении многих лет отсутствуют факты нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, случаи производственного травматизма.
Как правильно провести и документально оформить контроль по охране труда, читайте в статье А. Прилуцкого «Руководство по проведению контроля по охране труда в УДО»
В настоящий момент наше учреждение участвует в смотре-конкурсе на лучшее проведение первичными профсоюзными организациями Белорусского профсоюза работников образования и науки общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, лучшего общественного инспектора по охране труда. И, конечно, мы рассчитываем на победу.
Назначение на должность заведующего — важный этап в профессиональной карьере. Как вы начинали свой путь в дошкольном образовании? Какие первые шаги предприняли?
В сферу дошкольного образования я пришла почти 14 лет назад. И все эти годы работаю в своем любимом «Родничке». Педагогическую деятельность начинала с должности воспитателя дошкольного образования, затем работала педагогом-психологом, заместителем заведующего по основной деятельности. С декабря 2023 г. назначена на должность руководителя. Такой путь дал мне возможность не только всесторонне освоить профессию педагога, но и послужил толчком для личностного роста и развития творческих способностей.
«Почему именно эта сфера?» — задаю себе такой вопрос и знаю точный ответ: потому что это мое. Я считаю, что моя задача как руководителя в первую очередь напрямую связана с возможностью делать мир лучше. В моем конкретном случае — лучше для детей, их родителей, сотрудников. Ведь детский сад «Родничок» — это не просто место моей работы, это часть моей жизни. Вступив в должность заведующего, я четко понимаю, какими я хочу видеть его помещения, игровые площадки, территорию. Чтобы детский сад шагал в ногу со временем, был комфортным и безопасным, благоустроенным и имеющим неповторимый имидж, мы разрабатываем план работы по подготовке к летнему периоду и новому учебному году.
Чтобы эффективно управлять детским садом и обеспечивать качественный образовательный процесс, необходима четкая и слаженная работа административной команды. Кто входит в состав администрации и каковы основные функции каждого административного работника?
В нашем учреждении работает слаженная административная команда, в которую входят заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности Инна Ивановна Архипчик и заместитель заведующего по хозяйственной работе Юлия Александровна Гормаш. Их характеризуют такие качества, как ответственность, целеустремленность, умение и желание работать в команде, заинтересованность в результате совместной работы. Каждый из моих заместителей не только управляет и контролирует работу своего подразделения, но и взаимодействует с коллегой для результативной и слаженной работы учреждения.
Общее умение смотреть в одном направлении позволяет нам вовремя принимать правильные, порой нестандартные решения, влияющие на показатели учреждения.
Эффективный руководитель умеет адаптировать свой стиль управления к разным ситуациям и потребностям коллектива. Гражина Викторовна, а какой стиль управления вы используете в своей работе?
Я придерживаюсь демократичного стиля управления: уважаю мнение каждого сотрудника, даю возможность проявить себя, строю партнерские отношения, готова к диалогу и компромиссам.
Сейчас с уверенностью могу сказать, что отличным способом удержания лидерства является умение брать на себя ответственность и принимать конкретные решения, быть требовательным в первую очередь к себе и ставить перед собой и коллективом четкие, достижимые цели.
Ведь моя задача как лидера состоит в том, чтобы задать правильный тон и настрой всей команде для достижения результатов в будущем.
Но мне как руководителю с таким стилем управления бывает и сложно. Необходимо вовремя уловить зарождающийся конфликт и погасить его, в каждой конкретной ситуации к конкретному человеку применить правильный метод воздействия. И в этом мне помогает мой опыт работы в должности педагога-психолога.
Считаю, что мой стиль мотивирует сотрудников на более высокие результаты, развивает их профессиональные навыки и формирует командный дух.
Мои принципы управления детским садом основаны на четком видении того, каким должно быть учреждение, как оно работает и к каким результатам мы стремимся.
Я как руководитель несу ответственность за воспитанников и сотрудников. Лояльна к работникам, даю возможность для роста. Стремлюсь идти в ногу со временем, оперативно реагирую на изменения. Стараюсь обеспечивать достойные условия труда. В приоритете — качество, контроль, доходы-расходы, работа с кадрами.
Учитывая ваш опыт работы в сфере дошкольного образования и то, с какими вызовами и задачами сталкиваются заведующие детских садов, какой совет вы бы дали заведующим?
Очень хочется пожелать в совершенстве постичь науку управления. Для этого, на мой взгляд, начинающему руководителю важно находить хороших наставников, не отказываться от помощи опытных коллег, искать новые возможности для самореализации и развития.
Нужно быть готовым к принятию нестандартных решений, быть преданным своему делу и верить в свои силы. Создать команду целеустремленных, инициативных и творческих педагогов, быть тактичным в отношении сотрудников и родителей.
Уметь организовывать коллектив, не забывать о поддержке и моральном поощрении сотрудников, заботиться о людях и деле одновременно. Любую работу в учреждении проводить на качественном уровне. Использовать формулу успеха «Знать, чтобы предвидеть. Предвидеть, чтобы управлять».
Беседовала Елена ПЛЕХАНОВА