
ДЕТСКИЙ САД НА САМООКУПАЕМОСТИ
В последнее время в Сети активно обсуждается вопрос о сборе с родителей средств на нужды детских садов. Ирина Валентиновна, как вы относитесь к этой практике?
В нашем детском саду вопрос о принудительных сборах с родителей не стоит. Мы полностью покрываем текущие нужды за счет внебюджетной деятельности.
Родители, желающие оказать добровольную помощь, могут перечислить средства на специальный счет детского сада. Хочу подчеркнуть: это исключительно добровольное решение. Мы никогда не ставим родителей перед фактом необходимости сдачи денег.
Полученные средства мы осваиваем строго в соответствии с потребностями учреждения, предварительно утвердив смету расходов. Таким образом, мы обеспечиваем прозрачность и целевое использование средств.
НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ ЗАТРАТЫ
Какие основные статьи расходов есть у детского сада? Какие сложности возникают при планировании бюджета в условиях постоянных изменений?
Учитывая, что нашему детскому саду уже 31 год, основная часть бюджета уходит на поддержание и обновление материально-технической базы, а также на проведение текущих ремонтов. Здание со временем изнашивается, оборудование устаревает, и это требует постоянных вложений.
При планировании бюджета, конечно, возникают сложности. Главная проблема — это непредсказуемость. Например, запланировали замену окон, но внезапно прорвало трубу, и все средства приходится срочно перенаправлять на устранение аварии. Поэтому планирование бюджета у нас — это постоянный процесс корректировки и пересмотра приоритетов.
ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ НА МЕЧТУ
Ирина Валентиновна, как вы решаете проблему нехватки финансирования на обновление материально-технической базы? Какие альтернативные источники финансирования вы используете?
Основной источник финансирования для обновления материально-технической базы — это средства местного бюджета. Однако мы активно используем и альтернативные источники.
В частности, успешная организация платных объединений по интересам (плавание, фитнес, художественно-речевые занятия и т. д.) позволяет нам получать внебюджетные средства.
Эти деньги мы направляем на текущие ремонты, благоустройство территории, приобретение спортивного и игрового оборудования, оргтехники.
Огромную помощь оказывает спонсор — ОАО «АСБ Беларусбанк». Благодаря их поддержке за последние два года мы смогли заменить напольное покрытие во всем детском саду.
Кроме того, мы активно участвуем в различных конкурсах. Например, за первое место в конкурсе «Белгосстрах — детям» мы получили сертификат на благоустройство.
БЕЗОПАСНЫЙ ОСТРОВОК
Ирина Валентиновна, какие меры вы принимаете для обеспечения безопасности детей и сотрудников в учреждении?
Безопасность детей и сотрудников — наш главный приоритет. Для этого у нас внедрен ряд мер:
- контроль доступа: установлена домофонная система на входе в здание, разработана и строго соблюдается инструкция по организации пропускного режима;
- обучение безопасности: педагоги регулярно знакомят детей с основами безопасного поведения в различных видах деятельности. В каждой группе оборудован уголок безопасности;
- интерактивное обучение: на первом этаже создана «Зайкина школа Безопасности» — пространство, где воспитатели и родители совместно обучают детей правилам безопасного поведения в различных ситуациях (дома, на улице, при пожаре и т. д.).






КАДРОВЫЙ ГОЛОД
Вовлеченные и заинтересованные сотрудники - успех для детского сада. Какие факторы, по вашему мнению, влияют на текучесть кадров в УДО и какие меры вы принимаете для удержания и мотивации сотрудников?
Задача руководителя современного детского сада — не просто найти сотрудников, а заинтересовать, привлечь и создать условия для их профессионального роста. Мы, например, уже восемь лет являемся базовой площадкой для Минского городского педагогического колледжа, принимаем на практику учащихся и молодых специалистов. Это позволяет нам присматривать перспективных сотрудников и формировать кадровый резерв.
На текучесть кадров в УДО, безусловно, влияет высокая эмоциональная нагрузка и необходимость постоянного профессионального развития. Работу наших педагогов нельзя назвать легкой, но работа тех, кто посвятил себя воспитанию детей, вызывает уважение.
От воспитателей требуется самоотдача, поэтому важно создать для них комфортные условия и обеспечить поддержку.
Для мотивации и удержания педагогов мы используем следующие меры:
- стимулируем к повышению квалификационной категории, направляем на различные семинары, конференции, курсы повышения квалификации;
- предоставляем возможность участвовать в конкурсах педагогического мастерства, проводить открытые мероприятия, делиться опытом;
- отмечаем достижения грамотами, премиями, благодарностями;
- привлекаем к работе в творческих группах, помогаем обобщать опыт, готовить авторские пособия и публикации;
- создаем в коллективе атмосферу взаимопомощи, поддержки и уважения.
РОДИТЕЛИ НА ПОРОГЕ
Часто ли вам приходится разрешать конфликты с родителями? Как вы выстраиваете взаимодействие с родителями? Какие приемы позволяют вам эффективно решать возникающие конфликты и вопросы?
Первое знакомство с родителями — это не просто формальность, а стратегически важный момент для выстраивания партнерских отношений. Задача заведующего — создать условия для активного участия родителей в жизни детского сада, развития их педагогической компетентности и включения в образовательный процесс.
Я всегда лично участвую во взаимодействии с родителями, организую встречи и беседы. В ходе этих встреч стараюсь собрать информацию о ребенке, его семье и условиях воспитания, познакомить родителей с программой детского сада, режимом дня, работой специалистов и ориентировать их на сотрудничество. Важно создать у родителей положительное впечатление о детском саде и снять тревожность за ребенка (родитель должен быть уверен, что его ребенку здесь будет хорошо).
ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ
Знаем, что проверки в вашем детском саду проходят в основном без замечаний. Ирина Валентиновна, как вы готовите детский сад к проверкам? Какие советы вы можете дать коллегам, чтобы избежать проблем?
Подготовка к проверке дает возможность оценить работу детского сада и выявить слабые места. Главное — это слаженная командная работа администрации и всего коллектива. Первый шаг — внутренний аудит. Тщательно проверяем состояние помещений, игровых зон, оборудования, а также готовим всю необходимую документацию.
Важный аспект — обучение сотрудников. Проводим семинары, где рассказываем о критериях оценки, разбираем типичные ошибки и способы их предотвращения.
"Когда в коллективе налажена командная работа, проверки проходят без проблем."
ЖУРНАЛ КАК КОМПАС
Как вам помогает журнал «Руководитель учреждения дошкольного образования» в вашей работе? Какие рубрики для вас наиболее полезны?
Наше учреждение является постоянным подписчиком журнала «Руководитель учреждения дошкольного образования». Журнал стал незаменимы помощником в нашей работе. Его читаю не только я, но и мои заместители, инспектор по кадрам.
Раздел «Трудовые отношения» помогает решать юридические вопросы. Рубрика «Календарь заведующего» в вашем журнале - это незаменимый инструмент в моей работе, поскольку она позволяет мне планировать и структурировать задачи на месяц, а также содержит полезные ссылки на необходимые нормативные документы и пособия, что значительно экономит время и повышает эффективность моей деятельности.
Все материалы журнала содержат актуальные статьи с практическими советами и рекомендациями, направленные на решение конкретных задач, с которыми сталкивается руководитель детского сада.
ЧТЕНИЕ ДЛЯ ДУШИ
Какую книгу вы бы посоветовали прочитать всем заведующим детскими садами и почему?
Сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Прекрасное, поучительное произведение, которое будет интересно как детям, так и взрослым, причем не обязательно педагогической профессии. В произведении говорится о чистоте сердца, о чистоте мыслей, об ответственности за сказанные слова и совершенные поступки. Прочитав эту книгу, многие взрослые вспомнят, что такое — быть ребенком, ведь, по словам писателя, «все мы были когда-то детьми, но мало кто из нас помнит об этом».
ЛИЧНЫЙ КОДЕКС РУКОВОДИТЕЛЯ
Ирина Валентиновна, что для вас самое важное в работе заведующего, какие принципы вы ставите во главу угла?
Для меня работа заведующего — не просто должность, а призвание. Самое важное — это создание условий для развития детей и профессионального роста сотрудников.
Я стараюсь быть не просто администратором, а лидером, который вдохновляет, поддерживает и направляет коллектив. Важно видеть перспективу развития детского сада, быть открытым к новым идеям и не бояться экспериментировать.
Принципы, которые я ставлю во главу угла:
- любовь к детям: все решения должны приниматься в интересах детей;
- уважение к сотрудникам: каждый сотрудник — это ценный член команды;
- ответственность: за каждое свое действие нужно нести ответственность;
- открытость: важно быть открытым к диалогу с родителями, сотрудниками и обществом;
- профессионализм: постоянно совершенствовать свои знания и навыки.

Беседовала Елена ПЛЕХАНОВА