Экспериментальное учреждение образования — уникальная страна знаний
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Экспериментальное учреждение образования — уникальная страна знаний

Интервью с директором ГУО «Начальная школа № 48 г. Витебска» Илоной Францевной МАРЧЕНКО

285 Shape 1 copy 6Created with Avocode.


УНИКАЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ

Илона Францевна, расскажите об уникальности и вашей школы. что способствует раскрытию потенциала детей и реализации идей педагогов?

В сентябре 2024 г. в новом витебском микрорайоне Билево открылась начальная школа № 48, которая является уникальным экспериментальным объектом, прошедшим государственную экспертизу. Учреждение рассчитано на 850 детей, из них 560 — воспитанники детского сада, 290 — учащиеся начальной школы, и разделено на три блока: детский сад (блоки А и Б) и начальная школа (блок В), соединенные между собой. В блоках А и Б размещается 31 группа для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, в их числе две — для детей с дефектами речи. Отдельное помещение отведено для группы кратковременного пребывания «Кроха» для детей, не посещающих дошкольное учреждение, без организации питания и дневного сна.

Школа обеспечивает всестороннее развитие и безопасное пребывание обучающихся, предлагая:

  • коррекционно-­развивающее пространство: два центра коррекционно-­педагогической помощи, интерактивную и сенсорную комнаты (включая комнату психологической разгрузки с интерактивным оборудованием);
  • спортивно-­оздоровительную инфраструктуру: три физкультурных зала, скалодром, два тренажерных зала, плавательный бассейн (доступный для детей с ограниченными возможностями), спортивные площадки (баскетбол, волейбол, бадминтон, мини-футбол, гимнастика, прыжки в длину);
  • творческое и познавательное пространство: два музыкальных зала, класс хореографии, две изостудии, комнату безопасности, кабинет ОБЖ, отдел цветочно-­декоративных растений, мини-площадку для шахмат и шашек, два лингафонных и два лингвистических кабинета;
  • обеспечение безопасности: видеонаблюдение (137 камер), электромагнитные и кодовые замки на входных дверях и калитках, телефоны в каждом классе и группе, домофонную систему, СКУД, систему дымоудаления, освещение по периметру и подсветку фасада;
  • безбарьерную среду и благоустроенную территорию: адаптированный бассейн, веранды с витражами и прорезиненной плиткой, современное детское надворное оборудование, площадку для изучения ПДД и правил безопасности, цветовое оформление этажей.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Когда началось строительство учреждения, вы уже были директором и решили участвовать в эксперименте или был создан экспериментальный объект, для которого искали руководителя и выбрали вас?

Когда началось строительство, я работала в другом учреждении образования заведующим. Будучи более 25 лет активно вовлеченной в образовательную сферу Первомайского района, работая на различных должностях в учреждениях дошкольного образования (заместителем заведующего по основной деятельности, заведующим детским садом № 8 г. Витебска, заведующим дошкольным центром развития ребенка № 2 г. Витебска) и добиваясь высоких результатов в укреплении материально-­технической базы, обеспечении качественного образования и энергосбережении (включая награды за лучшую работу по укреплению материально-­технической базы, созданию энергосберегающей среды, диплом I степени «Зеленая школа», свидетельство о занесении на доску почета отдела по образованию Первомайского района г. Витебска за укрепление материально-­технической базы), я была назначена директором нового учреждения в апреле 2024 г., чтобы эффективно управлять его масштабной структурой.


Какого уровня этот эксперимент — республиканского, областного, городского? Кто его инициировал? Какова цель эксперимента? В чем его суть?

Эксперимент республиканского уровня, инициировал его председатель Витебского горисполкома Виктор Павлович Николайкин, который с 2019 г. избирался депутатом Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва, являлся председателем Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству.

При проектировании учреждения образования комплексно решены вопросы объемно-­пространственного формирования здания. Начальная школа сочетает в себе дошкольное и начальное образование, что обеспечивает бесшовный переход из детского сада в школу, а также позволяет сэкономить ресурсы и использовать современные технологии.


Что анализировалось перед началом и в ходе эксперимента? Какие условия были обязательными для включения в эксперимент?

С целью сокращения инвестиционного цикла, экономии времени и пространства перед проектировщиками и строителями была поставлена задача спроектировать и построить одно детское дошкольное учреждение, равное трем по наполняемости. Этот проект — детский сад, совмещенный с начальной школой, — разрабатывал коллектив института «Витебскгражданпроект». Согласно технико-­экономическим показателям площадь территории — 3,3871 га, площадь здания — 17 683,9 м2. Главной проблемой проектирования стало отсутствие строительных норм и правил (ТНПА). Для учреждения образования такой специфики и мощности потребовалось подготовить и утвердить специальные технические условия. Проект разрабатывался с учетом демографических, социальных, экономических, экологических и ландшафтных условий микрорайона Билево‑3 в соответствии с программами обучения и воспитания детей младшего школьного и дошкольного возраста, санитарными правилами и нормами содержания и организации деятельности данного учреждения. Перед началом и в ходе эксперимента проверялось наличие современных учебных помещений с доступом к технологиям и специализированными зонами для групповой работы. Кроме того, учитывался комфорт и безопасность для обучающихся и сотрудников. Важно было, чтобы педагоги имели соответствующую квалификацию.


Как финансируется группа кратковременного пребывания? Какие расходы несет учреждение на содержание этой группы? Как в нее можно попасть? Есть ли конкурс, критерии отбора?

Группа кратковременного пребывания «Кроха» использует помещения и ресурсы школы (игровая, музыкальный и спортивный залы), не требуя дополнительных затрат от учреждения, она доступна для всех желающих детей, без конкурса и отбора. Информация о работе группы размещена на сайте учреждения, и при наличии спроса открываются дополнительные группы.


Какие дополнительные расходы возникают в связи со статусом учреждения как экспериментального объекта?

В связи со статусом экспериментального объекта учреждение не несет дополнительных расходов, так как для реализации инновационных проектов (таких как «Зеленые школы», областные проекты по футболу и мультилингвальному обучению) изначально были закуплены необходимые материалы и оборудование, включая оборудование для компьютерных классов, лингафонных кабинетов и мультисенсорное оборудование для кабинета учителя-­дефектолога.

Каким специальным оборудованием оснащено учреждение для обеспечения инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями?

Для специальных групп в кабинете учителя-­дефектолога есть мультисенсорный речевой тренажер «ИНТОН-М-ВТА» для нейрореабилитации, интерактивный стол логопеда, стол «Информационно-­справочный киоск», тренажер для развития дыхания «Футбол», прибор для письма «Брайлю» и др.

КОМАНДА

Какова структура администрации вашей школы? Сколько у вас заместителей? Как вы можете охарактеризовать ваш коллектив? В привязке к эксперименту кто за что отвечает по блокам (сад, школа, группа «Кроха»)? Кто отвечает за питание?

Структура администрации:

  • директор;
  • заместитель директора по основной деятельности Татьяна Геннадьевна Завадская (блоки А и Б — дошкольники, включая группу «Кроха»);
  • заместитель директора по учебной деятельности Татьяна Леонидовна Климович (блок В — начальная школа);
  • заместитель директора по хозяйственной деятельности Нина Валентиновна Гришечкина (все три блока).

За питание отвечает бракеражная комиссия, в которую входят директор, его заместители и медицинская сестра. Так как на школу и детский сад готовят повара пищеблока школы (не сторонние организации), деления по блокам нет.

Руководство школы работает в связке с коллективом. Если описывать наш коллектив, то подойдут такие определения, как опыт, молодость, взаимопонимание, доверие, стремление к развитию.


ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Финансово-­хозяйственная деятельность — это важная часть вашей ответственности. Сложно ли вам с ней справляться? Где черпаете помощь?

Начальная школа № 48 — это новостройка, на которую действует гарантия в течение 5 лет. Ремонт в учреждении делается по гарантии. Это большая помощь директору школы. Кроме того, я как постоянный подписчик журнала «Руководитель учреждения дошкольного образования» получаю от вас нужную и важную информацию, документы для работы руководителя. И еще пользуюсь системой «ЭТАЛОН» и др.


Возможно, экспериментальность вашего учреждения позволяет увеличивать поступление внебюджетных средств за счет оказания дополнительных платных услуг? Выполняется ли план по внебюджетным средствам?

По запросу родителей в учреждении организованы платные услуги: занятия по хореографии, развивающие занятия по подготовке к школе, по логической математике, изобразительной деятельности, ментальной математике, английскому языку, общефизической подготовке с элементами тхэквондо. Особой популярностью пользуется обучение плаванию в группе «Дельфин», где занятия ведут опытные инструкторы. Так как учреждение является новостройкой, то плана по внебюджету нет.


Вы сами принимаете решение о закупках для детского сада, начальной школы и группы кратковременного пребывания? Как часто проводите закупки?

До открытия учреждения образования составляла технические задания для блоков детского сада и школы согласно нормативным документам. Для группы кратковременного пребывания по проекту были закуплены игрушки, мебель. На данный момент материально-­техническая база на хорошем уровне. Если появится необходимость закупки конечно, этим буду заниматься я как директор, опираясь на нормативные документы.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ

Как организовано питание обучающихся? Сколько работников общепита обслуживают 850 детей?

Начальная школа № 48 г. Витебска обеспечивает учащихся сбалансированным питанием. Пищеблок, соответствующий санитарным нормам, оснащен современным оборудованием и включает цеха для приготовления пищи, моечные, складские помещения и холодильные камеры. Учащиеся питаются в обеденном зале на 98 мест, а для доставки еды в дошкольные группы используется лифт. Приготовлением пищи занимаются сотрудники пищеблока, включая шеф-повара, четырех поваров, кладовщика и кухонных рабочих. Для детей предусмотрено диетическое питание по утвержденному меню. функционирует буфет сети «Витмил», где можно приобрести сладости и выпечку.


СВОБОДНАЯ ТЕМА

Есть ли у вас время на отдых? Как восстанавливаетесь после нагрузок?

Время на отдых есть. Я четко распределяю время работы и время отдыха. Отдыхать предпочитаю с семьей. Она мне дает силы, поддержку. Люблю свой город Витебск, каждым месяц с семьей строим маршрут выходного дня по нашему городу. Люблю пешие прогулки по экологически, чистым местам, катание на велосипеде — обязательно всей семьей.


Беседовала Елена ПЛЕХАНОВА

285 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

«Руководитель учреждения дошкольного образования» № 2 (2025) за 5 минут: Закупки в УДО, руководство по проведению контроля по охране труда, декретный отпуск и право на трудовой отпуск, общеобъектовая инструкция по пожарной безопасности.

Кроме того, в 2-м номере журнала: • Отчетность-2025: новые формы и сроки • Гид для заведующего по безвозмездной (спонсорской) помощи • Приемка товаров: памятки для за...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 139

Как проконтролировать работу заведующего хозяйством: разрабатываем циклограмму

Должность заместителя заведующего по хозяйственной работе в УДО вводится при наличии 9 и более групп. Это преду­смотрено типовыми штатами работников учреждений дошкольног...
№ 11 (155) 2024 Шевченко Виолетта,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1028
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок