Кодексом об образовании (ст. 117) определено, что самоконтроль — это комплексный анализ образовательной деятельности, включающий самопроверку, самооценку образовательной деятельности, осуществляемый учреждением образования. Порядок и периодичность его проведения определяются руководителем учреждения образования.
В процессе управления самоконтроль выполняет ряд функций:
- обеспечивает систематическое получение информации о реальном состоянии дел в УДО по различным направлениям деятельности;
- позволяет проанализировать и определить проблемы для принятия конструктивных решений по оптимизации управления качеством дошкольного образования;
- выявляет положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса.
Виды самоконтроля
Определение вида самоконтроля осуществляется по различным признакам:
- по признаку исполнителя контроля — взаимоконтроль, административный плановый, административный регулирующий (внеплановый);
- по признаку логической последовательности — текущий, предварительный, промежуточный, итоговый;
- по периодичности проведения — эпизодический, постоянный, периодический (ежедневный, ежемесячный и т. п.).
В практике работы УДО принято определять вид контроля по охвату его объектов: фронтальный, тематический, оперативный, персональный. Так, фронтальный самоконтроль — это всестороннее, целостное изучение деятельности учреждения образования (педагогов группы). Тематический — предполагает изучение работы по определенной теме. Оперативный — направлен на проверку состояния работы по узкой проблеме. В ходе персонального самоконтроля исследуется деятельность одного педагога.
Обеспечивать эффективность функционирования и управления самоконтроль может лишь в том случае, если он проводится систематически и планово. В УДО самоконтроль планируется перспективно на учебный год в годовом плане работы учреждения, где указываются вид самоконтроля, его тема, срок проведения, ответственный исполнитель, орган принятия управленческих решений.
С целью оптимального распределения времени для проведения самоконтроля в годовом плане работы учреждения темы самоконтроля расставляются по месяцам. Объекты самоконтроля определяются исходя из результатов итогового анализа деятельности педагогического коллектива за прошедший учебный год, годовых задач, опыта работы педагогических работников, малоизученных направлений деятельности. Количество самоконтроля в месяц зависит от объема его содержания. Как показывает практика, наиболее рационально планировать от 2 до 4 тем в месяц. Особое внимание нужно уделять выбору содержания для изучения. Следуя принципу эффективности и экономичности самоконтроля, который определяется соотношением результатов (как он способствовал улучшению деятельности учреждения) и затрат сил, времени на его осуществление, нецелесообразно выделять такие темы, как организация дежурства воспитанников, утреннего приема, питьевого режима, рассаживания воспитанников и т. п.
Процесс самоконтроля
Процесс самоконтроля (последовательность этапов, действий, направленных на достижение цели самоконтроля) включает:
1) определение цели и задач. Цель — изучение выбранного объекта самоконтроля. Задачи конкретизируют цель (что конкретно будет изучаться);
2) подбор критериев и показателей. В соответствии с поставленными целью и задачами определяются критерии, на основе которых можно оценить состояние изучаемого вопроса. Каждая задача должна быть подкреплена совокупностью критериев. Показатель характеризует степень выраженности критерия. Он может обозначаться как количественно (в баллах), так и качественно (словами). Выбор критериев и показателей осуществляют заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности;
3) выбор методов самоконтроля. В зависимости от критериев подбираются методы самоконтроля, т. е. способы его осуществления. Для сбора информации об образовательном процессе применяют наблюдение, изучение документации, продуктов детской деятельности, опросные методы (беседы, анкеты) и др.;
4) изучение объекта самоконтроля:констатация, фиксация фактов изучаемого вопроса. Фиксация результатов изучения осуществляется любым удобным для организатора самоконтроля способом;
5) анализ полученной информации. Анализируя полученные результаты, оценивают фактическое состояние дел в сравнении с требованиями НПА, программ, методик и т. д. Выявляют положительные аспекты деятельности, затруднения и недостатки. Определяют основные причины выявленных несоответствий;
6) формулировка выводов и рекомендаций. В ходе подготовки рекомендаций в первую очередь необходимо предусмотреть корректировку типичных проблем деятельности, характерных для большинства педагогических работников, а затем определять способы устранения недостатков отдельных возрастных групп или педагогов.
Результаты самоконтроля оформляются в виде информации, в которой излагаются цель и задачи, сроки проведения, основные критерии оценки, общие факты в соответствии с критериями с указанием положительных моментов и недостатков, итоговая оценка (вывод), рекомендации, дата составления информации, должность, подпись, расшифровка подписи исполнителя. Материалы, в которых фиксировались наблюдения, не являются объектом контроля и, соответственно, не хранятся;
7) обсуждение результатов самоконтроля и принятие управленческих решений. В УДО результаты самоконтроля рассматриваются на заседаниях педагогического совета, совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — совет по профилактике), совещаниях при заведующем. По итогам рассмотрения принимаются управленческие решения, которые при положительных результатах направлены на поощрительные меры, способы распространения положительной педагогической практики, при отрицательных — на корректировку недостатков. Определяются сроки и ответственные за исполнение.
Обсуждение вопросов и принятие управленческих решений фиксируются в протоколах. Требования к оформлению протоколов определены:
8) проверка исполнения управленческих решений.
***
Таким образом, самоконтроль является одним из главных средств совершенствования качества образовательного процесса в УДО.