В ст. 25–29 Закона о пожарной безопасности в кратком изложении определены виды внештатных пожарных формирований: пожарные команды, пожарные дружины, пожарно-технические комиссии, а также обязанности, права членов внештатных пожарных формирований, их гарантии и меры поощрения. Кроме того, данными статьями определен порядок финансирования деятельности внештатных пожарных формирований.
Статьей 25 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что Советом Министров Республики Беларусь устанавливается порядок создания и деятельности внештатных пожарных формирований.
В связи с этим постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.05.2020 № 296 утверждено Положение о порядке создания и деятельности внештатных пожарных формирований (далее — постановление № 296, Положение о внештатных пожарных формированиях соответственно), которое, как и Закон о пожарной безопасности, вступило в силу с 24.05.2020.
Справочно: одновременно с этой даты утратило силу постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 13.10.1995 № 571 «Об утверждении положений о внештатных пожарных формированиях и смотрах противопожарного состояния жилых домов в населенных пунктах», которым были утверждены:
– положение о добровольных пожарных командах;
– положение о добровольных пожарных дружинах на предприятиях, в учреждениях и организациях;
– положение о группах внештатных пожарных инспекторов;
– положение о пожарно-технических комиссиях;
– положение об учебно-методических центрах органов местного самоуправления и предприятий по обучению населения правилам пожарной безопасности;
– положение о клубе юных пожарных;
– Типовое положение об условиях и порядке проведения смотров противопожарного состояния жилых домов в населенных пунктах.
Постановлением № 296 утверждено единое Положение о внештатных пожарных формированиях, состоящее из соответствующих глав, регламентирующих деятельность пожарных команд, пожарных дружин, пожарно-технических комиссий.
В Положении о внештатных пожарных формированиях не изложены права и гарантии членам указанных формирований, а содержатся лишь отсылки к Закону о пожарной безопасности.
Принятым постановлением № 296 не предусматривается разработка организациями положений об указанных внештатных пожарных формированиях, учитывающих специфические условия их деятельности в этих организациях.
Однако разработка таких положений, по мнению автора, представляется целесообразной в силу ряда обстоятельств.
Учитывая, что в Положении о внештатных пожарных формированиях, как указывалось выше, не изложены права и гарантии членам внештатных пожарных формирований, а содержатся лишь отсылки к Закону о пожарной безопасности, организации рекомендуется разработать положения о каждом внештатном формировании, содержащие всю информацию, регламентирующую их деятельность, путем соответствующего объединения правовых норм, содержащихся в Законе о пожарной безопасности и в Положении о внештатных пожарных формированиях.
Кроме того, п. 25 Положения о внештатных пожарных формированиях установлено, что пожарная дружина может не создаваться при наличии в организации пожарной команды, и в таком случае нет необходимости в разработке положения о пожарной дружине.
Справочно: пожарная команда представляет собой объединение работников организации (ее структурного подразделения), в (на базе) которой она создана, принимающее участие в предупреждении и тушении пожаров, обеспечивающее круглосуточную готовность к тушению пожаров с применением пожарной автоцистерны или иной приспособленной для тушения пожаров техники. Пожарная команда включается в план привлечения сил и средств на тушение пожаров и ликвидацию других чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах.
Пожарная дружина представляет собой объединение работников организации (ее структурного подразделения), в которой она создана, принимающее участие в предупреждении и тушении пожаров, обеспечивающее в рабочее время готовность к тушению пожаров первичными средствами пожаротушения, техническими средствами противопожарной защиты, а также с применением пожарной автоцистерны или иной приспособленной для тушения пожаров техники (при их наличии). Пожарная дружина не включается в план привлечения сил и средств на тушение пожаров и ликвидацию других чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах (ч. 3–4 ст. 25 Закона о пожарной безопасности).
В этих положениях могут быть также изложены правовые нормы, предусматривающие порядок поощрения членов внештатных пожарных формирований, страхования на случай произошедших при выполнении возложенных на них обязанностей смерти (гибели), увечья или иного повреждения здоровья и др.
Кроме того, в Законе о пожарной безопасности предусмотрено наделение руководителем организации, в которой действуют внештатные пожарные формирования, определенными обязанностями и правами руководителей этих формирований. Эти обязанности и права следует отразить в указанном положении.
Изложенное свидетельствует о целесообразности разработки в организации указанных положений, сосредотачивающих в себе все правовые нормы, регламентирующие деятельность внештатных пожарных формирований, что не запрещено постановлением № 296.
Заметим, что в наименованиях пожарных команд и пожарных дружин теперь отсутствует слово «добровольные». Поэтому в правовых нормах Закона о пожарной безопасности и Положения о внештатных пожарных формированиях содержатся формулировки, означающие как возможность, так и обязательность создания в организации соответствующих внештатных пожарных формирований.
Так, пожарные команды могут создаваться, а пожарно-технические комиссии создаются, если в организации имеется штатный инженерно-технический персонал.
Справочно: пожарно-техническая комиссия представляет собой объединение работников имеющей штатный инженерно-технический персонал организации (ее структурного подразделения), в которой она создана, осуществляющее подготовку предложений по осуществлению пожарно-профилактических мероприятий, своевременному выявлению и устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и международных актов (ч. 5 ст. 25 Закона о пожарной безопасности).
Создание пожарных дружин
Создание пожарных дружин является обязательным, но, в отличие от общественных инспекторов по охране труда, которые являются выборными профсоюзными активистами, члены пожарных дружин комплектуются не на основании заявлений работников, желающих быть членами пожарной дружины, а на основании решения организации. Таким образом, пожарная дружина не является формированием какой-либо общественной организации.
Обратите внимание
Пожарные дружины создаются в организациях с численностью работающих в здании, сооружении и помещениях организации от 25 до 100 человек — в количестве не менее 5 человек. При численности работающих свыше 100 человек количественный состав дружины увеличивается из расчета не менее 5 человек на каждые 100 работающих (ч. 1 п. 25 Положения о внештатных пожарных формированиях).
Пожарные дружины могут создаваться в структурных подразделениях организации, и их комплектование должно производиться таким образом, чтобы при сменном графике работы организации в каждой смене имелись члены пожарной дружины.
В организации с численностью работающих в здании, сооружении и помещениях менее 25 человек пожарная дружина может не создаваться, а обязанности на случай возникновения пожара должны распределяться между работниками такой организации решением ее руководителя. Пожарная дружина также может не создаваться при наличии в организации пожарной команды.
Эти обстоятельства в совокупности означают, что при создании внештатных пожарных формирований должно быть обеспечено выполнение всех указанных и других законодательных требований в целях обеспечения пожарной безопасности, своевременного принятия действенных мер по обнаружению и устранению возгораний и пожаров.
Обратите внимание
Стимулирующим средством в создании внештатных пожарных формирований является предоставление членам этих формирований поощрительных отпусков и других видов поощрений за активное участие в предупреждении и тушении пожаров. Порядок предоставления таких отпусков согласно ст. 160 ТК устанавливается в коллективном договоре.
Основной задачей пожарной дружины является участие в предупреждении и тушении пожаров в рабочее время с применением первичных средств пожаротушения, технических средств противопожарной защиты, а также пожарной автоцистерны или иной приспособленной для тушения пожаров техники (при их наличии).
Заметим, что во всех инструкциях по охране труда содержится требование к работнику уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, оказывать первую помощь потерпевшим при несчастном случае. Таким образом, не только члены внештатных пожарных формирований, но и практически все работники должны обладать этими умениями.
Большое значение в Законе о пожарной безопасности и в Положении о внештатных пожарных формированиях придается обучению членов внештатных пожарных формирований по программе пожарно-технического минимума, а также умению пользоваться средствами пожаротушения.
Кроме того, члены пожарных команд и пожарных дружин, незастрахованные, и (или) не прошедшие соответствующую подготовку, и (или) не обеспеченные экипировкой, пожарным аварийно-спасательным оборудованием и инструментом для тушения пожаров, к участию в тушении пожаров не допускаются.
Создание пожарных команд
В Положении о внештатных пожарных формированиях не содержится правовых норм, определяющих критерии, признаки, численность работающих и другие заслуживающие внимания обстоятельства, для решения вопроса о создании пожарной команды.
Положением о внештатных пожарных формированиях пожарные команды подразделяются на три разряда.
В характеристиках пожарной команды, в соответствии с которыми она относится к одному из указанных разрядов, содержатся весьма непростые для реализации требования. Их выполнение требует соответствующего количества подготовленного персонала, пожарной техники и других средств для тушения пожаров и, естественно, соответствующей экипировки для членов пожарной команды.
Исходя из этого и учитывая необходимость обеспечить круглосуточную готовность пожарной команды к тушению пожаров, становится очевидным, что деятельность пожарной команды требует серьезного материально-технического оснащения. Поэтому необходимость создания пожарной команды должна быть обоснована, а ее содержание должно быть оправданным.
Как указано в Положении о внештатных пожарных формированиях, основной задачей пожарной команды является участие в предупреждении и тушении пожаров с применением пожарной автоцистерны или иной приспособленной для тушения пожаров техники с обеспечением круглосуточной готовности к тушению пожаров. Таким образом, пожарная команда является важной опорой подразделений по чрезвычайным ситуациям в тушении пожаров.
Обратите внимание
Пожарные команды, в отличие от пожарных дружин, включаются в план привлечения сил и средств на тушение пожаров и ликвидацию других ЧС в населенных пунктах.
В то же время для обеспечения соответствующей готовности пожарной команды выполнить стоящие перед ней задачи требуется иметь необходимую численность команды, а также обеспечить постоянную готовность всех средств пожаротушения, что представляется непростым делом.
Создание пожарно-технической комиссии организации
Как уже отмечалось, пожарно-техническая комиссия создается решением организации, имеющей штатный инженерно-технический персонал.
В крупных организациях пожарно-технические комиссии могут создаваться в структурных подразделениях организации.
Основной задачей данной комиссии является подготовка предложений по осуществлению пожарно-профилактических мероприятий, своевременному выявлению и устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и международных актов.
В завершение необходимо отметить, что в состав пожарно-технической комиссии следует включать целый ряд специалистов, входящих в состав других комиссий, деятельность которых связана с обеспечением охраны труда и безопасности производственной деятельности, а работа членов пожарных дружин и пожарно-технических комиссий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности весьма схожа с работой общественных инспекторов по охране труда, комиссий по охране труда профсоюзного комитета, профсоюзных бюро.
Это наводит на мысль о необходимости в организации их совместной работы и оптимизации проведения различных мероприятий, что может быть реализовано путем отражения этого в Системе управления охраной труда организации.