«Денег уходит много, но это вложение в будущее». Где учатся дети айтишников
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

«Денег уходит много, но это вложение в будущее». Где учатся дети айтишников

Часто можно услышать, что частное образование в Беларуси настолько дорогое, что позволяют его себе (и больше всего ценят) именно айтишники. Правда ли это? В какие школы и сады водят детей родители, занятые в ИТ-сфере? Тратятся ли на кружки и репетиторов? Мы поговорили с несколькими сотрудниками крупной компании ISsoft. Узнали, как родители-айтишники относятся к образовательной системе в Беларуси, что думают о частных и государственных школах и планируют ли отправить детей учиться в вуз за границу. 

525 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

«Готов платить за те знания, которые получают дети»

У Михаила Сагаловича, руководителя отделов DevOps, QA Automation, трое детей: Майя, Натан и Яков. Дочери всего четыре года, и она ходит в государственный садик санаторного типа.

— Все наши дети ходили в один и тот же сад. Мы сразу решили, что хотим попасть именно в санаторный сад, потому как на здоровье детей там обращают больше внимания, чем в обычных. Про частные сады тоже думали, но до реальных поисков не дошло — санаторный сад вполне устраивает.

Старшие сыновья второй год получают частное образование. Изначально учились в обычной государственной школе недалеко от дома. Если с обучением старшего сына Яши критических вопросов не возникало, то младшему Натану не повезло с учителем, говорит папа.

— Для меня было странно водить ребенка в школу к учительнице, которая абсолютно неграмотно общается в чате с родителями. Потом знакомые рассказали нам, что открывается набор в новую частную школу. Мы с женой сходили на ознакомительную встречу, где рассказали, что в школе будут обучать метапредметно, обязательной школьной формы не будет, как и родительских собраний. Домашними занятиями детей обещали не перегружать, сказали, что будут делать с ними уроки после занятий, чтобы дома оставалось свободное время.

Родителям понравилось, что у учителей горели глаза, пришлась по душе философия школы, и они решили перевести туда детей. На деле практически все, что обещали, в школе исполнили, говорит Михаил.

— Конечно, все домашние задания дети там делать не успевают, но в школе все равно с ними занимаются уроками. А собрания родители потребовали сами. Здорово, что они проходят в комфортном формате с печеньками и чаем, учитель не критикует на них детей, там же присутствует руководство школы, которое общается с родителями.

Как только началась пандемия, детей перевели на удаленное домашнее обучение, что тоже большой плюс, считает Михаил. Есть в школе предметы, которые необязательны для государственной системы образования. Например, дети учатся программировать уже в начальной школе. Можно выбирать дополнительные занятия, сыновья ходили на единоборства, программирование и журналистику. Помимо школы старший сын Яков ходит на шахматы.

Сыновья Михаила Конечно, частное образование стоит больших денег, отмечает Михаил. За обучение двоих сыновей в год они с женой платят 22 тысячи рублей. Но родители убеждены, что эти деньги стоят тех знаний, которые получают дети.

— К сожалению, государственная система образования в плачевном состоянии. Профессия учителя не престижна, низкооплачиваемая, а в педагогический университет берут почти всех желающих. Из-за этого в школы приходят педагоги, которые сами не умеют многого, чему хотят научить детей. Конечно, есть талантливые учителя, но их очень мало.

«Долго сомневались, нужна ли ребенку спортивная школа»

В семье продакт-менеджера Валерия Хващевского трое детей: 4-летняя Ксения, 10-летний Владислав и уже почти взрослая 18-летняя Валерия. Все дети ходили в обычные сады и школы, средний сын сейчас учится в школе со спортивным уклоном.

— Младшая дочка сейчас ходит в обычный садик около дома. Мы живем в Лошице, и тут несколько новых садов с бассейнами, адекватной инфраструктурой и хорошими условиями для детей. Сын также ходил в садик около дома, только в соседний. Вообще для нас с женой самое важное — правильные люди рядом с детьми: добрые и терпеливые воспитатели и адекватная заведующая. В обоих случая нам повезло, дети были в надежных руках.

10-летний Влад сейчас учится в государственной спортивной школе. Год назад начал заниматься плаванием, его успехи заметили тренеры и позвали в другую школу. С первого по четвертый класс он посещал обычную среднюю школу возле дома.

— Было сложно принять решение о переводе. Месяц тренер уговаривал нас, ну разве что не угрожал (смеется). Безусловно, спорт это важно, но карьера профессионального спортсмена — это не совсем то, на чем хотелось бы строить будущее сына. Были опасения, что в новой школе акцент будет смещен в сторону спортивных дисциплин. Но убедительность тренера и тот факт, что в новую школу переходила девочка, которая нравится сыну (улыбается), склонили нас к положительному решению.

Прошел год, и родители ни разу не пожалели. Говорят, что им очень повезло с педагогами: классным руководителем и тренерами — молодыми и увлеченными ребятами, которые по-настоящему вкладываются в детей, говорит папа.

— Нам нравится, что день сына в школьное время занят правильными активностями: в первой половине дня занятия, в 13:00 у них тренировка, которая продолжается до 15:00. Опасения относительно «проседания» по общим предметам, к счастью, не оправдались, требования учителей высокие, по моим ощущениям, даже жестче, чем в предыдущей школе. Влад однозначно окреп физически, стал взрослее, самостоятельнее и чуть более собранным.

Как и другие современные дети, школьник очень любит смотреть YouTube-блогеров и играть в игры, но с нагрузкой в спортивной школе на это остается не так много времени. При этом перегруженности нет — такой баланс очень важен, подчеркивает папа. Летом он старается привлекать Влада к работам на даче, учит орудовать болгаркой и бензопилой. Также Владу очень нравится брейк-данс, правда, пока эти занятия на «паузе».

Старшая дочь Лера тоже училась в обычной государственной школе, а после 9 класса поступила в Минский государственный колледж электроники на специальность «Техник-программист». В этом году она уже выпустилась и планирует поступать в БГУИР.

— Да, программирование увлекло Леру, мне кажется это ее, — делится Валерий. — Какое-то время Лера ходила на курсы ИТ-компании по скретчу (язык программирования), училась в ИТ-академии, а также несколько лет посещала курсы английского. Помимо этого Лера занимается танцами, много катается на велосипеде.

Мыслей о частном образовании у родителей не возникало. Как рассказывает Валерий, на данном этапе их устраивает система образования в Беларуси, если добавить к ней другие активности.

— Проблемы в образовании определенно есть: система не успевает за переменами в мире, программа обучения устарела в колледже, и есть такое же ощущение в отношении университетов. К сожалению, уровень преподавания также не идет в ногу со временем. Тем не менее, государственные учебные заведения в сочетании с подготовительными курсами ИТ компаний позволяют по крайней мере в этой сфере продвигаться и достигать мирового уровня.

«Дети ходят в гимназию, учиться хотят за границей»

NET-инженер Анатолий Андров — отец шестерых детей: самому младшему исполнилось пять лет, а старшая дочь отметила свое 18-летие. Никто из детей в семье не ходил в сад. Второй ребенок Ваня родился через два года после первого, через три года появился Паша, еще через два — Маша. В общем, получалось так, что жена всегда была в декрете и полностью занималась воспитанием и развитием детей.

— Садики нужны больше для социализации, а у нас дома всегда было несколько детей, поэтому они отлично играли и играют вместе, учатся друг у друга и очень быстро развиваются.

Самая старшая в семье — Оля. Она училась в государственной гимназии с преподаванием на белорусском языке. В эту же гимназию родители постепенно приводили и остальных детей.

— Мы считаем, что обучение языкам очень важно для развития мышления детей. У нас все, кроме самых маленьких, знают по четыре языка (русский, белорусский, английский, польский). У средних детей в школе дополнительно еще идет изучение пятого — китайского языка.

Сейчас родители подумывают о том, чтобы перевести детей в школу около дома (недавно семья переехала в собственный дом в Колодищах). Школа пока в процессе строительства, планируется, что материальная база будет шикарная, отмечает Анатолий. Если преподаватели при этом подберутся не очень сильные, родители готовы нанимать детям репетиторов по тем предметам, которые нужно будет подтянуть. Сейчас на дополнительные занятия с учителями в среднем в семье уходит около 100 долларов в месяц, в год поступления старшей дочери тратили около 200 долларов.

Также мама и папа материально готовы поддержать решение детей учиться за границей. Главное, чтобы выбор профессии был осознанным.

— Старшая дочь выбрала для себя ИТ-сферу и самостоятельно составляла рейтинг вузов, куда хотела бы поступать. Помогла определиться с выбором профессии, кстати, летняя школа программирования у меня на работе — в ISsoft. Дочка до сих пор вспоминает преподавателей оттуда.

У девушки есть карта поляка, и учиться она захотела в университете в Познани (Польша). Обучение бесплатное, но на английском языке.

— Сейчас Оля уже окончила первый курс, мы помогаем ей осваиваться за границей, оплачиваем общежитие, которое стоит столько же, сколько у нас в Минске съемные квартиры. Самое главное, что ребенок сам выбрал место, где учиться, и хочет развиваться в этой сфере.

Ване сейчас 16 лет, он также мечтает переехать в Познань. И, как и старшая сестра, смотрит в сторону ИТ.

— Не все дети у нас хотят «уехать поскорее» из Беларуси, как можно подумать. Второй наш сын Павел, например, планирует пока поступать в белорусский вуз, но, возможно, все поменяется, ему пока еще 13 лет. Но вообще мы не ограничиваем детей в выборе вузов и профессий, наша задача — дать им достойное образование, которое им будет нравиться.

Дополнительными активностями старших детей занимается отец, а с младшими ребятами больше времени проводит жена. Дочери Маше сейчас 11 лет, Артему-Антонию — 9, а Тимуру-Петру — 5, он пока единственный не ходит в школу.

— Двое сыновей у нас занимаются баскетболом в «Баскетбольной мечте», где их тренирует бывший тренер ЦМОК-ов. Ездят в спортивные лагеря, в том числе за границу. Мы даем детям возможность пробовать разное. Оля, например, ходила год в музыкальную школу по классу скрипки. Но через год сменился преподаватель, и она занятия бросила, мы не были против. Мария загорелась как-то игрой на фортепиано и думала пойти учиться. Мы купили ей синтезатор, она «поигралась» и перестала. Зато инструментом заинтересовался Ваня, он импровизирует. А еще по YouTube он научился играть на гитаре и за пару месяцев уже может сочинять соло и играть по аккордам.

Анатолий с сожалением констатирует, что образование в Беларуси с каждым годом становится все хуже. В пример приводит свой опыт.

— Когда я учился на первых курсах университета, старшекурсники в качестве курсовых делали программно-аппаратные комплексы. Я делал это же задание только в качестве диплома. А после окончания вуза приходил в общежитие и видел, как студенты не могут просто подключить винчестер к компьютеру, о чем может это говорить...

«На дополнительные занятия уходит много денег, но это вложение в будущее»

Руководитель QA-департамента Марина Лепешко — мама двоих детей. Дочь Валерия уже окончила математическую государственную гимназию. Сыну Кириллу — 11 лет, осенью он пойдет в шестой класс государственной гимназии.

— Когда дочь пошла в школу, частное образование я не рассматривала. Читать про частные школы начала, когда пришло время выбирать место учебы для Кирилла. Но остановилась на государственной гимназии, важным фактором был хороший состав педагогов. Кирилл учится в физико-математической гимназии, при школе посещает дополнительные занятия по математике от БГУ. Также ходит на плавание и занятия робототехникой. На дополнительные активности детей всегда уходит достаточно много денег, но это хорошее вложение в будущее, — считает Марина.

Старшая дочь сейчас рассматривает бесплатное обучение в Чехии. Ее дедушка в советское время много бывал в Чехии по работе, и для него поступление Леры в эту страну имеет особое значение.

— Сейчас Лера выбрала несколько технических государственных вузов в Праге и Брно, где есть специальность «Прикладная информатика/математика». Бесплатное обучение там предусмотрено чешском языке, поэтому дочка учила язык с репетитором на протяжении двух лет.

К государственному образованию в Беларуси Марина относится неоднозначно.

— Советская школа всегда считалась одной из самых сильных в мире, к сожалению, сейчас эта сила теряется с каждым годом. Конечно, у нас есть достойные вузы, замечательные преподаватели, но нет возможности, например, корректировать программу обучения, выбирая дополнительные предметы в университете, на которые хотелось бы сделать больший упор, что давно внедрено в систему высшего образования за границей.

Исчточник: Ребёнок BY

525 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок