Краткая справка о работе учреждения
В ГУО «Детский сад № 549 г. Минска» накоплен опыт работы с детьми с ОПФР, создана необходимая среда, которая характеризуется открытостью, целостностью, ориентированностью на индивидуализацию и социализацию воспитанников.
В учреждении функционируют три специальные группы (одна — для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и две — для детей с тяжелыми нарушениями речи) и пять интегрированных групп. Детский сад посещают 15 детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (это 11 % от общего количества воспитанников — 130). 58 детей (или 45 %) участвуют в совместном обучении, из них 11 — ребята с особыми образовательными потребностями.
У главного входа в учреждение образования оборудован пандус, в коридорах первого этажа, в т. ч. около входа в каждую группу, закреплены поручни.
Проводимая в учреждении работа
Для нас обязательными являются проведение разъяснительной работы об особенностях организации образовательного процесса в условиях интеграции; формирование позитивного образа ребенка с ОПФР; наличие подготовленных специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования, в т. ч. для работы с воспитанниками с ОПФР, нуждающимися в персональном сопровождении), обеспечивающие качественное организационно-методическое сопровождение образовательного процесса.
Организация предметно-
пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда в УДО организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, требований образовательного стандарта дошкольного образования, учебной программы дошкольного образования, перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием (постановления Министерства образования Республики Беларусь от 09.04.2024 № 41 «Об установлении перечней мебели, инвентаря, средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса» и от 14.07.2014 № 105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием»).
В образовательном процессе не используются игры (игрушки), которые:
- носят явный асоциальный характер,
- провоцируют ребенка на агрессивные действия.
Образовательная работа с воспитанниками
Наши специалисты систематически повышают квалификацию в Минском городском институте развития образования, Институте повышения квалификации и переподготовки Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, Академии образования, являются активными участниками районных методических объединений.
15 малышей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата из специальной и интегрированных групп обучаются по программам «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» и «Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития». Образовательная работа с остальными воспитанниками ведется по учебной программе дошкольного образования.
Воспитатели совместно с педагогом-психологом формируют положительные межличностные отношения в коллективе детей и взрослых. В кабинете педагога-психолога имеются различные пособия для игр и занятий с детьми. Например, из дидактических игрушек — развивающие игрушки-шнуровки, пирамиды, из дидактических игр — парные картинки, лото, домино, маршрутные игры.
Учителя-дефектологи проводят индивидуальные и подгрупповые занятия. В работе они используют камешки марблс, сортет с геометрическими формами, шумовые баночки, тактильные коврики и другие средства обучения.
Для детей оборудован зал адаптивной физкультуры. Специалистом проводятся занятия по адаптивной физической культуре как индивидуально, так и в подгруппах. Для коррекции общей моторики используются тренажеры, канат, батуты, ступеньки, фитнес-мячи, круглые и овальные модули, гимнастические снаряды, вертикализатор, тактильная волнистая дорожка. Имеется специальный велосипед для тренировки вестибулярного аппарата ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
В сенсорном уголке имеются светящаяся сеть, сухой бассейн (шариковый), кресло-трансформер для релаксации, набор массажных мячей, мячи-гиганты разного размера, другое оборудование и средства обучения.
Эффективным средством коррекции моторики является гидротерапия — занятия в бассейне. Используются специальные круги и подставки.
Приобретение средств обучения
В 2022/2023 и 2023/2024 учебных годах из наиболее крупного оборудования и средств обучения приобрели тактильную дорожку, сухой бассейн (шариковый), качели «Гнездо», два специальных стульчика, установлено дополнительно 6 поручней в коридорах первого этажа, выполнен ремонт пола в игровой специальной группы для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, кабинете учителя-дефектолога специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, пункте коррекционно-педагогической помощи, обновлена мебель в кабинетах учителей-дефектологов специальных групп.
Изучив и проанализировав перечни инвентаря, средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса, в перспективе планируем приобрести:
- в кабинет педагога-психолога — тактильно-развивающий центр «Домик», интерактивный образовательный стол-песочницу;
- в музыкальный зал — столик обучающий музыкальный, музыкальный и танцевальный коврики;
- в кабинет учителя-дефектолога — тактильно-развивающий центр «4 забавы», интерактивный комплекс для логопеда ArticMi («умное зеркало»);
- в сенсорный уголок — тактильно-световую пузырьковую колонну, ковры-панели (световые, тактильные), музыкальное кресло-подушку и магические жезлы.
Нерегламентированная деятельность воспитанников, реализуемая в условиях специально созданной развивающей предметно-пространственной среды, направлена на решение образовательных задач. При этом предполагается выбор каждым ребенком деятельности по интересам и возможности взаимодействовать со сверстниками, взрослыми или действовать индивидуально.
Создание благоприятных условий для воспитанников
Учитывая физические особенности воспитанников, созданы условия и в группах. Возле игровых уголков, умывальников прикреплены поручни, благодаря которым ребята могут самостоятельно выполнять какие-либо действия. Все игровые материалы расположены на открытых, доступных детям-инвалидам полках. Практичны и доступны для малышей с ОПФР сюжетно-ролевые игры как промышленного производства, так и изготовленные самостоятельно. Они яркие, красочные и качественные. Для снятия мышечного тонуса и развития мелкой моторики рук приобретены большие дидактические игрушки: «домики», «жуки», «осьминожки». Используя дидактические пособия, дети с ОПФР осваивают сенсорные эталоны.
Педагоги проявляют творчество и инициативу, создают благоприятные условия для вхождения в практическую жизнь каждому ребенку-инвалиду. Дети участвуют в занятиях по интересам, принимают активное участие в праздничных мероприятиях, театрализованных постановках, а роли выполняют в соответствии со своими возможностями.
Наши выпускники легче адаптируются к среде школы, класса, т. к. им уже знакома такая организация общения и взаимодействия. Ребята продолжают обучение в интегрированных классах средних школ № 9, 25, 204 и 213.
Заключение
За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса руководитель учреждения образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (выпуск 28) (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69). Данная норма закреплена в должностных инструкциях педагогических работников.
Обновление и развитие материально-технической базы учреждения позволяет создать условия для организации качественного и безопасного образовательного процесса в целях разностороннего развития личности детей, в т. ч. с ОПФР, в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями.