Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОПФР

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОПФР

Одним из критериев качества дошкольного образования является обеспеченность материально-технической базы учреждения образования, создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей в т.ч. удовлетворение особых образовательных потребностей воспитанников с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР). Рассмотрим опыт создания развивающей предметно-пространственной среды в ГУО «Детский сад № 549 г. Минска».

Петроневич Наталья

заведующий государственным учреждением образования «Детский сад № 549 г. Минска» 

105 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Краткая справка о работе учреждения

В ГУО «Детский сад № 549 г. Минска» накоплен опыт работы с детьми с ОПФР, создана необходимая среда, которая характеризуется открытостью, целостностью, ориентированностью на индивидуализацию и социализацию воспитанников.

В учреждении функционируют три специальные группы (одна — для детей с нарушениями функций опорно-­двигательного аппарата и две — для детей с тяжелыми нарушениями речи) и пять интегрированных групп. Детский сад посещают 15 детей с нарушениями функций опорно-­двигательного аппарата (это 11 % от общего количества воспитанников — 130). 58 детей (или 45 %) участвуют в совместном обучении, из них 11 — ребята с особыми образовательными потребностями.

У главного входа в учреждение образования оборудован пандус, в коридорах первого этажа, в т. ч. около входа в каждую группу, закреплены поручни.

Проводимая в учреждении работа

Для нас обязательными являются проведение разъяснительной работы об особенностях организации образовательного процесса в условиях интеграции; формирование позитивного образа ребенка с ОПФР; наличие подготовленных специалистов (педагога-­психолога, учителя-­дефектолога, воспитателя дошкольного образования, в т. ч. для работы с воспитанниками с ОПФР, нуждающимися в персональном сопровождении), обеспечивающие качественное организационно-­методическое сопровождение образовательного процесса.

Организация предметно-­
пространственной среды

Развивающая предметно-­пространст­венная среда в УДО организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, требований образовательного стандарта дошкольного образования, учебной программы дошкольного образования, перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием (постановления Министерства образования Республики Беларусь от 09.04.2024 № 41 «Об установлении перечней мебели, инвентаря, средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса» и от 14.07.2014 № 105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием»).

В образовательном процессе не используются игры (игрушки), которые:

  • носят явный асоциальный характер,
  • провоцируют ребенка на агрессивные действия.

Образовательная работа с воспитанниками

Наши специалисты систематически повышают квалификацию в Минском городском институте развития образования, Институте повышения квалификации и переподготовки Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, Академии образования, являются активными участниками районных методических объединений.

15 малышей с нарушениями функций опорно-­двигательного аппарата из специальной и интегрированных групп обучаются по программам «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» и «Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития». Образовательная работа с остальными воспитанниками ведется по учебной программе дошкольного образования.

Воспитатели совместно с педагогом-­пси­хо­логом формируют положительные межличностные отношения в коллективе детей и взрослых. В кабинете педагога-­психолога имеются различные пособия для игр и занятий с детьми. Например, из дидактических игрушек — развивающие игрушки-­шнуровки, пирамиды, из дидактических игр — парные картинки, лото, домино, маршрутные игры.

Учителя-­дефектологи проводят индивидуальные и подгрупповые занятия. В работе они используют камешки марблс, сортет с геометрическими формами, шумовые баночки, тактильные коврики и другие средства обучения.

Для детей оборудован зал адаптивной физкультуры. Специалистом проводятся занятия по адаптивной физической культуре как индивидуально, так и в подгруппах. Для коррекции общей моторики используются тренажеры, канат, батуты, ступеньки, фитнес-мячи, круглые и овальные модули, гимнастические снаряды, вертикализатор, тактильная волнистая дорожка. Имеется специальный велосипед для тренировки вестибулярного аппарата ребенка с нарушениями функций опорно-­двигательного аппарата.

В сенсорном уголке имеются светящаяся сеть, сухой бассейн (шариковый), кресло-­трансформер для релаксации, набор массажных мячей, мячи-гиганты разного размера, другое оборудование и средства обучения.

Эффективным средством коррекции моторики является гидротерапия — занятия в бассейне. Используются специальные круги и подставки.

Приобретение средств обучения

В 2022/2023 и 2023/2024 учебных годах из наиболее крупного оборудования и средств обучения приобрели тактильную дорожку, сухой бассейн (шариковый), качели «Гнездо», два специальных стульчика, установлено дополнительно 6 поручней в коридорах первого этажа, выполнен ремонт пола в игровой специальной группы для детей с нарушениями функций опорно-­двигательного аппарата, кабинете учителя-­дефектолога специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, пункте коррекционно-­педагогической помощи, обновлена мебель в кабинетах учителей-­дефектологов специальных групп.

Изучив и проанализировав перечни инвентаря, средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса, в перспективе планируем приобрести:

  • в кабинет педагога-­психолога — тактильно-­развивающий центр «Домик», интерактивный образовательный стол-песочницу;
  • в музыкальный зал — столик обучающий музыкальный, музыкальный и танцевальный коврики;
  • в кабинет учителя-­дефектолога — так­тиль­но-­развивающий центр «4 забавы», интерактивный комплекс для логопеда ArticMi («умное зеркало»);
  • в сенсорный уголок — тактильно-­световую пузырьковую колонну, ковры-­панели (световые, тактильные), музыкальное кресло-­подушку и магические жезлы.

Нерегламентированная деятельность воспитанников, реализуемая в условиях специально созданной развивающей предметно-пространственной среды, направлена на решение образовательных задач. При этом предполагается выбор каждым ребенком деятельности по интересам и возможности взаимодействовать со сверстниками, взрослыми или действовать индивидуально.

Создание благоприятных условий для воспитанников

Учитывая физические особенности воспитанников, созданы условия и в группах. Возле игровых уголков, умывальников прикреплены поручни, благодаря которым ребята могут самостоятельно выполнять какие-либо действия. Все игровые материалы расположены на открытых, доступных детям-­инвалидам полках. Практичны и доступны для малышей с ОПФР сюжетно-­ролевые игры как промышленного производства, так и изготовленные самостоятельно. Они яркие, красочные и качественные. Для снятия мышечного тонуса и развития мелкой моторики рук приобретены большие дидактические игрушки: «домики», «жуки», «осьминожки». Используя дидактические пособия, дети с ОПФР осваивают сенсорные эталоны.

Педагоги проявляют творчество и инициативу, создают благоприятные условия для вхождения в практическую жизнь каж­дому ребенку-­инвалиду. Дети участвуют в занятиях по интересам, принимают активное участие в праздничных мероприятиях, театрализованных постановках, а роли выполняют в соответствии со своими возможностями.

Наши выпускники легче адаптируются к среде школы, класса, т. к. им уже знакома такая организация общения и взаимодействия. Ребята продолжают обучение в интегрированных классах средних школ № 9, 25, 204 и 213.

Заключение

За создание здоровых и безопасных усло­вий при организации образовательного процесса руководитель учреждения образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (выпуск 28) (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69). Данная норма закреплена в должностных инструкциях педагогических работников.

Обновление и развитие материально-­технической базы учреждения позволяет создать условия для организации качественного и безопасного образовательного процесса в целях разностороннего развития личности детей, в т. ч. с ОПФР, в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями.

105 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Выполнение определенной работы гражданином: как правильно заключить договор

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в...
№ 9 (153) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 243

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление

В июньском номере журнала мы подробно рассмотрели, как выбрать темы заседаний педагогического совета с учетом потребностей УДО, как правильно поставить цель и задачи засе...
№ 9 (153) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 554
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок