Организация игровой деятельности с учетом индивидуальных возможностей детей
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Организация игровой деятельности с учетом индивидуальных возможностей детей

В статье представлены варианты использования визуальной поддержки, оказывающие существенную помощь при обучении детей с расстройством аутистического спектра (далее — РАС) навыкам сюжетно-­ролевой игры, а также даны рекомендации по обучению игровым навыкам.

Борисова Наталья

педагог-психолог высшей квалификационной категории

Жукова Валентина

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

Крылович Светлана

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

764 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Актуально

В начале августа в Гомеле прошло третье заседание консультативного совета при Совете Республики по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) под председательством Натальи Кочановой.
В центре внимания были вопросы социальной адаптации и интеграции детей с ОПФР. Участники заседания обсудили развитие форм социальной поддержки семей с детьми с инвалидностью, узнали о современных формах работы по социальной адаптации и реабилитации детей-­инвалидов, а также выразили согласие, что трудовые навыки — основа успешной социализации молодых инвалидов в общество.
Наталья Кочанова подчеркнула исключительную важность инклюзивного образования: «Если мы будем делать все, как прописано в наших законах, сделаем все, чтобы каждый ребенок, у которого пусть и есть какие-то проблемы, но он может петь, рисовать, заниматься изготовлением сувенирной продукции, это будет замечательно. И мы говорим не только про детей, а в целом про тех людей, которые имеют такие расстройства. Эти люди могут и должны жить в социуме, должны учиться, развиваться, работать».

Источник: сайт Министерства образования

В настоящее время значимой и актуальной является проблема социальной адаптации детей с ОПФР, в частности, РАС, и интеграции их в общество.

У детей с РАС имеются стойкие и свое­образные нарушения коммуникативного поведения, а также эмоционального контакта с окружающим миром. Речевые и коммуникативные навыки у данной нозологической группы детей нарушаются в наибольшей степени, что отражается на качестве их жизни.

Низкий уровень владения вербальными и невербальными средствами общения имеет прямую связь с проявлениями у детей с РАС нежелательных форм поведения.

Подготовка к самостоятельной жизни — одна из основных целей психолого-­педагогического сопровождения таких детей. Следовательно, важной задачей при их обучении является формирование знаний компетенций, необходимых человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.

Обязательным условием формирования функциональных навыков является использование визуализации процесса обучения и структурирование деятельности. В частности, это касается тех навыков, которые предполагают выполнение нескольких последовательных шагов. Практика показывает, что чаще всего дети с РАС нуждаются в подсказках специалистов и родителей не в процессе выполнения отдельных действий, а при переходе от одного действия к другому. Для того чтобы ребенок был максимально самостоятельным и независимым от взрослых, можно использовать различные варианты визуальной поддержки.

С одной стороны, такая среда упорядочивает деятельность ребенка, способствует уменьшению беспокойства и страхов, устанавливает определенные правила поведения, обеспечивает видимое ожидание смены деятельности. С другой стороны, это мотивирует ребенка с РАС к взаимодействию с окружающими.

Принцип действия при формировании социальных навыков в сюжетных играх

На панель или планшет прикрепляются карточки с изображением последовательных игровых действий. По мере выполнения заданий карточки снимаются и откладываются в контейнер с выполненным заданием.

При работе с алгоритмами необходимо учитывать уровни сложности восприятия визуального материала.

1‑й уровень — использование карточек, обозначающих предметы (чаще всего это фотографии реальных материалов, с которыми ребенок уже знаком).

2‑й уровень сложности — применение абстрактных картинок-­символов, которые подразумевают работу с несколькими подобными материалами.

3‑й уровень предполагает использование карточек с изображением действий с предложенным материалом. Рекомендуется для детей с развернутым глагольным словарем, способных различать действия на карточках.

На 4‑м уровне при составлении алгоритма используются сюжетные картинки с изображением людей, т. к. не все виды деятельности можно отобразить конкретными предметами (например, действие «дать рецепт аптекарю» в сюжетно-­ролевой игре «Аптека»).

Таким образом, визуализация деятельности детей с РАС способствует формированию самостоятельности, поддерживает уверенность детей в себе, помогает развивать коммуникацию и взаимодействие с окружающими и быть более успешными в социуме.

Обучение сюжетно-­ролевой игре

Обучение навыкам игры аналогично обу­чению любым другим навыкам. Определяем конкретные цели, способы измерения 

прогресса, включаем в задание поощрение. Это может означать, что вознаграждаться будет игровое поведение ребенка: награда за то, что он поиграл с игрушкой.

Заключение

От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-­ролевая игра в дошкольном детстве, во многом зависят возможности будущей социализации. В игровом проживании сюжетов из жизни людей ребенок учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в то же время свои интересы, быть гибким во взаимоотношениях и т. д. Именно в сюжетно-­ролевой игре ребенок приобретает очень важный и разнообразный социальный опыт.

764 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Суммированный учет рабочего времени сторожей: памятка для заведующего

Суммированный учет рабочего времени является одним из нестандартных режимов рабочего времени, применяемых в УДО для определенных категорий работников. Об особенностях его...
№ 11 (155) 2024 Семенихина Светлана,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 493

Депутаты приняли во втором чтении законопроект по вопросам образования

Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект "Об изменении кодексов по...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 70
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок