Организация игровой деятельности с учетом индивидуальных возможностей детей
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Организация игровой деятельности с учетом индивидуальных возможностей детей

В статье представлены варианты использования визуальной поддержки, оказывающие существенную помощь при обучении детей с расстройством аутистического спектра (далее — РАС) навыкам сюжетно-­ролевой игры, а также даны рекомендации по обучению игровым навыкам.

Борисова Наталья

педагог-психолог высшей квалификационной категории

Жукова Валентина

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

Крылович Светлана

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

745 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Актуально

В начале августа в Гомеле прошло третье заседание консультативного совета при Совете Республики по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) под председательством Натальи Кочановой.
В центре внимания были вопросы социальной адаптации и интеграции детей с ОПФР. Участники заседания обсудили развитие форм социальной поддержки семей с детьми с инвалидностью, узнали о современных формах работы по социальной адаптации и реабилитации детей-­инвалидов, а также выразили согласие, что трудовые навыки — основа успешной социализации молодых инвалидов в общество.
Наталья Кочанова подчеркнула исключительную важность инклюзивного образования: «Если мы будем делать все, как прописано в наших законах, сделаем все, чтобы каждый ребенок, у которого пусть и есть какие-то проблемы, но он может петь, рисовать, заниматься изготовлением сувенирной продукции, это будет замечательно. И мы говорим не только про детей, а в целом про тех людей, которые имеют такие расстройства. Эти люди могут и должны жить в социуме, должны учиться, развиваться, работать».

Источник: сайт Министерства образования

В настоящее время значимой и актуальной является проблема социальной адаптации детей с ОПФР, в частности, РАС, и интеграции их в общество.

У детей с РАС имеются стойкие и свое­образные нарушения коммуникативного поведения, а также эмоционального контакта с окружающим миром. Речевые и коммуникативные навыки у данной нозологической группы детей нарушаются в наибольшей степени, что отражается на качестве их жизни.

Низкий уровень владения вербальными и невербальными средствами общения имеет прямую связь с проявлениями у детей с РАС нежелательных форм поведения.

Подготовка к самостоятельной жизни — одна из основных целей психолого-­педагогического сопровождения таких детей. Следовательно, важной задачей при их обучении является формирование знаний компетенций, необходимых человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.

Обязательным условием формирования функциональных навыков является использование визуализации процесса обучения и структурирование деятельности. В частности, это касается тех навыков, которые предполагают выполнение нескольких последовательных шагов. Практика показывает, что чаще всего дети с РАС нуждаются в подсказках специалистов и родителей не в процессе выполнения отдельных действий, а при переходе от одного действия к другому. Для того чтобы ребенок был максимально самостоятельным и независимым от взрослых, можно использовать различные варианты визуальной поддержки.

С одной стороны, такая среда упорядочивает деятельность ребенка, способствует уменьшению беспокойства и страхов, устанавливает определенные правила поведения, обеспечивает видимое ожидание смены деятельности. С другой стороны, это мотивирует ребенка с РАС к взаимодействию с окружающими.

Принцип действия при формировании социальных навыков в сюжетных играх

На панель или планшет прикрепляются карточки с изображением последовательных игровых действий. По мере выполнения заданий карточки снимаются и откладываются в контейнер с выполненным заданием.

При работе с алгоритмами необходимо учитывать уровни сложности восприятия визуального материала.

1‑й уровень — использование карточек, обозначающих предметы (чаще всего это фотографии реальных материалов, с которыми ребенок уже знаком).

2‑й уровень сложности — применение абстрактных картинок-­символов, которые подразумевают работу с несколькими подобными материалами.

3‑й уровень предполагает использование карточек с изображением действий с предложенным материалом. Рекомендуется для детей с развернутым глагольным словарем, способных различать действия на карточках.

На 4‑м уровне при составлении алгоритма используются сюжетные картинки с изображением людей, т. к. не все виды деятельности можно отобразить конкретными предметами (например, действие «дать рецепт аптекарю» в сюжетно-­ролевой игре «Аптека»).

Таким образом, визуализация деятельности детей с РАС способствует формированию самостоятельности, поддерживает уверенность детей в себе, помогает развивать коммуникацию и взаимодействие с окружающими и быть более успешными в социуме.

Обучение сюжетно-­ролевой игре

Обучение навыкам игры аналогично обу­чению любым другим навыкам. Определяем конкретные цели, способы измерения 

прогресса, включаем в задание поощрение. Это может означать, что вознаграждаться будет игровое поведение ребенка: награда за то, что он поиграл с игрушкой.

Заключение

От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-­ролевая игра в дошкольном детстве, во многом зависят возможности будущей социализации. В игровом проживании сюжетов из жизни людей ребенок учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в то же время свои интересы, быть гибким во взаимоотношениях и т. д. Именно в сюжетно-­ролевой игре ребенок приобретает очень важный и разнообразный социальный опыт.

745 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок