Готовность ребенка к школе формируется из многих аспектов. Часть из них — эмоциональный, познавательный, социальный и речевой (мы ранее обсуждали с логопедом-дефектологом Еленой Кравчун). Не менее важным является и определенный уровень психического развития ребенка, без которого сложно усваивать учебную программу.
— Часто, когда родители решают отдать ребенка в первый класс в шесть лет или даже раньше, они рассуждают примерно так: если умеет читать и писать, то к школе готов. Это не совсем верный подход. В интеллектуальной сфере мы больше внимания уделяем развитию психических процессов, а не обучению конкретным навыкам. Память, внимание, мышление, речь — это база, на которой строится обучение. Если этот фундамент крепкий, то ребенок будет готов к школе, даже если он еще не научился читать, писать и считать, — отмечает специалист.
Когда не хватает мотивации…
Если некоторые психологические процессы у ребенка еще недостаточно развиты, то это явный признак того, что ребенок к школе не готов и поступление лучше отложить на год. В первую очередь об этом говорят недостаточно развитая мотивационная готовность и неумение произвольно регулировать собственное поведение.
— Под мотивацией мы подразумеваем желание учиться, и оно, к слову, не всегда приравнивается к желанию ходить в школу. Бывает, что ребенок хочет в первый класс не потому, что там он узнает что-то интересное, а потому, что ему купят новый портфель или туда зачислили его друзей. Важно рассказывать детям, чем именно они будут заниматься на уроках и какие у них будут обязанности в классе, — поясняет Н. Протасеня.
Чтобы заранее подготовить ребят к изменениям, в старшей группе детского сада для них проводятся специальные занятия. Будущие первоклассники читают специальные сказки и изучают картинки, связанные со школой, и даже ходят туда на экскурсии. Постепенно они разбираются, чем занимаются ученики на уроках, и в игровой форме знакомятся с правилами поведения.
— Произвольность — это умение регулировать свое поведение. В школе не всегда бывает так же интересно, как в детском саду, поэтому ребенок должен научиться проявлять волевое усилие в учебе. Структуры мозга, которые отвечают за этот навык, дозревают примерно к шести годам,и раньше этого возраста я бы не рекомендовала отдавать ребенка в первый класс. Но если и в шесть летребенок невнимателен, неусидчив, постоянно отвлекается на занятиях и не привык доводить начатое дело до конца, значит, ему еще сложно концентрироваться и проявлять волю. В этих случаях я советую остаться еще на один год в детском саду и психологически дозреть, — рассказывает педагог.
При этом психолог отмечает: во многих случаях лучше не дожидаться идеальной готовности ребенка к школе и отдавать его в первый класс в 6–6,5 лет. Лишний год в детском саду может, наоборот, притормозить развитие. Многим детям неинтересно проходить повторно прошлогоднюю программу: они учатся читать и имеют уже другие интересы. На все это накладывается кризис школьного возраста, и во второй половине года поведение многих семилеток заметно портится.
Не хочу учиться!
В начале и конце учебного года Н. Протасеня проводит психологическую диагностику воспитанников старших групп детского сада. У каждого из них проверяются развитие речи, внимания, памяти, мышления и моторики рук, после чего психолог составляет письменные рекомендации для родителей. В них она обращает внимание на навыки, которые ребенку стоит подтянуть перед школой и при необходимости рекомендует индивидуальные занятия, к примеру, с логопедом. Несколько кружков по интересам, в том числе по подготовке к школьному обучению, есть и в самом детском саду, однако с ними важно знать меру.
— Ходить на все доступные кружки не нужно — достаточно двух, максимум трех, если ребенок сам горит желанием и справляется. Это тот случай, когда лучше меньше, но качественнее. Если переусердствовать с занятиями и подготовкой к школе, то можно заранее отбить у ребенка желание учиться, — поясняет специалист.
Бывает, что дошкольники изначально не хотят идти в первый класс, и причины тому могут быть разные.
— Одни дети сразу говорят: там будет трудно, другие не хотят выполнять домашние задания. У некоторых есть пример старших сестер и братьев, которые не очень хорошо учатся, и ребенок перенимает у них нежелание ходить в школу. В таких ситуациях родителям нужно поговорить с младшим и объяснить, что его представление об учебе может быть совсем другим. Бывает, что родители наказывают ребенка за какие-то провинности, заставляя читать или писать, или угрожают фразами вроде «В школе с тобой нянчиться не будут!». Так тоже формируется негативное отношение к процессу обучения, — приводит примеры психолог.
Трудности адаптации
Но как бы не было сильно желание или нежелание идти в школу, каждому первокласснику придется столкнуться с трудностями адаптации. Детям необходимо привыкнуть к новому взрослому в лице учителя, коллективу, требованиям и обязанностям. У некоторых этот процесс проходит легче, у других тяжелее.
— Адаптация к школе занимает примерно месяц-два, и чем больше у детей будет умений и навыков к началу учебного года, тем быстрее они привыкнут к учебе. Очень помогает в этом деле адекватная самооценка. Если родители не пугают ребенка трудностями и неудачами, а учат правильно на них реагировать, формируют ощущение, что он все может и со всем справится, то у первоклассника не должно возникнуть каких-то проблем или страха перед школой. Помочь в процессе адаптации также могут совместные покупки вещей к школе, рассказы родителей о новой роли ученика и важности учебы, — подытоживает Н. Протасеня.
Книги также помогают подготовиться к школе и сгладить трудности адаптации в первом классе. Когда родители читают ребенку, у него обогащается представление об окружающем мире, развиваются и мышление, и внимание, и память. Особенно полезными будут издания, которые доступно рассказывают об учебе в школе, важности знаний и различных профессиях.
Источник: Агентство «Минск-Новости»