Новое в законодательстве для УО за февраль 2022 г.
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Новое в законодательстве для УО за февраль 2022 г.

1476 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Кодекс об образовании в новой редакции

Принят Закон Республики Беларусь от 14.01.2022 № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» (рег. № 2/2874 от 27.01.2022).

Законом Кодекс об образовании изложен в новой редакции. Она направлена на совершенствование норм Кодекса с учетом практики его применения в современных условиях, а также на приведение отдельных предписаний в соответствие с законодательством.

В частности, обновленный документ предусматривает:

  • обязательное получение общего среднего образования (в настоящее время предусмотрено обязательное получение общего базового образования);
  • проведение итоговой аттестации по завершении общего среднего образования по отдельным учебным предметам в виде централизованного экзамена;
  • расширение перечня учреждений образования, основным органом самоуправления в которых является педагогический совет;
  • установление возможности реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия между учреждениями образования;
  • закрепление нового вида дополнительного образования — одаренных детей и молодежи на базе Национального детского технопарка;
  • возможность получения дошкольного образования на дому;
  • оптимизацию видов учреждений дошкольного образования (в прошлой редакции их было шесть, теперь остается только три вида: детский сад, санаторный детский сад, дошкольный центр развития ребенка) и др.

Кроме того, расширяется сфера применения целевой подготовки (она распространена на организации, расположенные не только в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, но и в иных населенных пунк­тах), пред­усматривается функционирование на уровне профессионально-­технического и среднего специального образования колледжей, на уровне высшего образования — университетов, академий и институтов.

Основные положения Закона вступают в силу с 01.09.2022.

Справочно: с официально опубликованным документом можно ознакомиться по ссылке.

Изменены нормы питания и денежные расходы на питание обучающихся

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2022 № 29 (рег. № 5/49871 от 19.01.2022) внесены изменения в постановления Совета Министров Республики Беларусь:

  • от 27.04.2013 № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обу­чающихся в учреждениях образования»;
  • от 07.08.2019 № 525 «Об утверждении спе­ци­фических санитарно-­эпидемиологичес­ких требований»;
  • от 14.10.2019 № 694, которым утверждено Положение об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования.

Основная часть изменений касается норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования.

Кроме того, изменения коснулись специ­фических санитарно-­эпидемиологических требований и вопросов организации питания обучающихся.

Постановление вступило в силу с 21.01.2022.

Работа с персональными данными работников

Приняты рекомендации Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь от 18.01.2022 «Рекомендации об обработке персональных данных в связи с трудовой (служебной) деятельностью» (далее — Рекомендации).

В Рекомендациях говорится, что сложность и многоаспектность взаимодействия нанимателя и работника, в т. ч. в связи с возложением на нанимателя большого числа функций по документированию трудовых отношений, предоставлению в отношении работника информации в статистические, налоговые и другие органы, обуславливает необходимость обработки нанимателем персональных данных работников в самых различных целях.

Это требует принятия комплекса мер по недопущению нарушения прав работников, в т. ч. правильному определению оснований обработки, круга лиц, которые имеют доступ к данным о работнике, сроков хранения персональных данных, исключению обработки избыточных персональных данных.

Следует учитывать, что в связи с неравным статусом сторон в рамках трудовых отношений согласие, как правило, не может выступать правовым основанием для обработки нанимателем персональных данных работников (работник находится в подчиненном положении, и согласие не носит свободного характера). В большинстве случаев такая обработка осуществляется в силу требований законодательства.

Отражением этого факта являются положения абз. 8 ст. 6 и абз. 3 п. 2 ст. 8Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» о том, что согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных, в т. ч. специальных персональных данных, не требуется при оформлении трудовых (служебных) отношений, а также в процессе трудовой (служебной) деятельности субъекта персональных данных в случаях, предусмотренных законодательством.

Кроме того, в ряде случаев взаимоотношения между нанимателем и работником не основаны непосредственно на исполнении трудовых обязанностей (например, участие работников в общественной жизни организации, спортивных, культурно-­массовых мероприятиях, организация добровольного медицинского страхования, посещение бассейна и т. п.).

В подобных случаях могут быть использованы в зависимости от конкретных обстоятельств иные основания для обработки персональных данных, в частности:

  • согласие;
  • получение персональных данных оператором на основании договора, заключенного (заключаемого) с субъектом персональных данных, в целях совершения действий, установленных этим договором;
  • обработка персональных данных, когда они указаны в документе, адресованном оператору и подписанном субъектом персональных данных, в соответствии с содержанием такого документа;
  • обработка персональных данных, когда такая обработка является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами.

При этом если правовым основанием обработки персональных данных работника является согласие, то в целях оптимизации процедуры получения такого согласия наниматель, исходя из анализа бизнес-­процессов, положений коллективных договоров, иных локальных правовых актов, может определять перечень целей обработки персональных данных, для которых правовым основанием будет являться согласие, и предлагать принимаемым на работу работникам решить, на какие из данных целей обработки они готовы дать согласие.

В случае направления запроса о предоставлении персональных данных работников запрашивающий орган (организация) должен указать правовые основания для запроса, цель обработки, содержание и объем запрашиваемых персональных данных. Если при этом правовым основанием для обработки персональных данных является согласие субъекта персональных данных, то запрос направляется с приложением копии согласия.

1476 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок