Наша героиня Татьяна Аспман переехала в Швецию 14 лет назад. Сейчас она заканчивает магистратуру по специальности «Клиническая психология, психолог-психотерапевт». Работает ассистентом психолога в детско-юношеской абилитации, где людям с различными сложностями развития помогают адаптироваться и улучшить качество жизни. Татьяна воспитывает дочь.
«Отпуск по уходу за ребенком часто делят на двоих»
Мы начали разговор с этапа беременности, ведь этот период во многом влияет на дальнейшие отношения родителей к ребенку и друг к другу. Так, например, шведские мамы и папы часто говорят «мы беременны» и «мы ждем ребенка». Таким образом они показывают, что вынашивание, роды, а также дальнейший уход и воспитание — общее дело, в которое оба родителя вносят равнозначный вклад.
— Роды здесь чаще всего партнерские, — рассказывает Татьяна. — Отец, который не находится рядом с мамой в родзале, — это скорее исключение. Отпуск по уходу за ребенком — 480 дней — часто родители делят между собой, причем его можно использовать до тех пор, пока ребенку не исполнится восемь лет. Это разделение благоприятно сказывается на малыше: в течение первых месяцев он одинаково хорошо привыкает к маме и папе, выстраивает с каждым из родителей доверительные отношения. Оба взрослых становятся взаимозаменяемы.
Разделение забот о малыше положительно влияет на отношения между родителями. У них не может быть конфликтов на почве того, что один работает, а другой «сидит дома». В случае развода дети часто начинают жить поочередно у обоих родителей.
«С детского сада ребенок изучает свои права»
В год шведский малыш обычно отправляется в детский сад. Есть варианты от государства и частные кооперации, для которых родители сами арендуют помещения и нанимают работников. По величине группы бывают разными — от шести человек в маленьких населенных пунктах до 20 в крупных городах. Встречаются садики, в которых дети разных возрастов могут быть в одном коллективе.
— Благодаря такому подходу годовалые малыши рано начинают взаимодействовать с незнакомыми людьми, — объясняет наша героиня. — Это помогает с первых лет развивать социальные навыки, но может быть очень сложно для спокойных, домашних детей. Некоторым в течение первых лет жизни тяжело на несколько часов расставаться с родителями.
Дети могут находиться в садике только в то время, когда их мамы и папы на работе. Если один из родителей безработный или находится в отпуске по уходу за младшим ребенком, малыш может быть в учреждении не более 15 часов в неделю.
В «детсадовский» период взрослые уже начинают строить с детьми диалог. Появляются первые «неудобные» вопросы: о том, откуда берутся дети, чем отличаются мальчики и девочки. Большинство шведов стараются быть открытыми и говорить детям правду, обрабатывая информацию в соответствии с возрастом ребенка. Для таких бесед есть специальные книги и фильмы, которые придут на помощь родителям. Рассказывать небылицы про «капусту» и «аиста» здесь вряд ли будут.
Кстати, в Швеции разговор с детьми часто начинают с вопроса, а не с утверждения.
— Можно вместо «Пора домой!» сказать: «Хочешь ли ты сейчас пойти домой?» — приводит пример Татьяна. — Таким образом взрослые проявляют интерес к детским мыслям, могут узнать мнение ребенка и понять, как дальше себя вести с ним. Шведские семьи чаще всего стараются прийти к консенсусу — принять решение, которое понравится всем сторонам. Это сложный процесс, но он помогает избежать конфликтов и затаенных обид.
Чтобы общее решение достигалось проще, ребенку нужно доступно все объяснять. В Швеции на вопрос «Почему?» очень редко можно услышать ответ «Потому что». Родители пользуются аргументами и учат детей делать то же самое.
Конечно, ссоры случаются во всех семьях. Но в Швеции запрещено физически наказывать детей:
— Шведское государство обращало внимание на проблемы детей еще в 17-м веке. Именно тогда стали появляться первые приюты для малышей, которые остались без родителей. В 20-м веке шведы все больше говорили о правах ребенка, дискутировали на эту тему. В результате в 1979 году государство на законодательном уровне запретило физические наказания, — рассказывает Татьяна. — С тех пор легкий хлопок по попе и даже угроза насилием могут привести к серьезным неприятностям у родителей. Сотрудники детских учреждений, которые видят или подозревают физические наказания в семье, обязаны сообщать об этом органам власти. На нарушителей закона могут пожаловаться и окружающие — например, соседи. В зависимости от тяжести преступления родителям может грозить штраф или даже лишение свободы и изъятие ребенка из семьи.
Также в Швеции на законодательном уровне ратифицирована «Конвенция ООН о правах ребенка». В детских садах и школах, в книгах и специальных передачах детям рассказывают об их правах. Они знают о физических границах и понимают, что к их телу никто не может прикасаться без разрешения. С детского сада дети запоминают выражение «Стоп! Мое тело», которое используется для собственной защиты. С помощью него можно даже отказаться от объятий, если человеку не хочется, чтобы его трогали.
С первых лет шведские дети имеют право на свои взгляды, выражение собственного мнения. Это касается банальных вопросов еды и одежды, а также важных, определяющих жизнь моментов — например, выбора книг, кружков. Для шведов ребенок — это полноценный и полноправный член семьи.
— Безусловно, свобода предоставляет арену для развития, но она не должна перерастать во вседозволенность, — считает Татьяна. — Решение все равно нужно принимать взрослым, которые отвечают за здоровье, самочувствие и развитие ребенка. Балансируя между свободой и рамками в процессе воспитания, они обязаны научить малыша выстраивать границы, слышать чужие мнения и искать компромиссы. Если он не поймет этого, в будущем могут возникнуть проблемы с социализацией.
«Шведы стараются привить детям любовь к прогулкам и спорту»
Еще в саду дети учатся писать, читать и считать — все это происходит в игровой форме. Основные знания начнут закладываться уже в школе.
Учреждения образования в этой стране хорошо оснащены. Родителям не нужно покупать ничего кроме спортивной формы. В школе дети получат остальное — от карандашей до материалов к урокам труда. В 75% учреждений старшеклассникам выдают компьютеры или планшеты. Ими можно пользоваться на занятиях и забирать домой. Таким образом шведы пытаются избежать неравенства в образовании.
— Некоторые родители помогают детям с домашними заданиями, — делится наблюдениями героиня. — Но встречается это нечасто. Во-первых, младшим школьникам дают очень маленький объем «домашки»: например, за неделю нужно решить пару задач и прочитать один текст. Во-вторых, с детьми, которые не успевают по программе, после уроков дополнительно занимаются учителя. На второй год за неуспеваемость оставить не могут: скорее аттестуют не по всем предметам, но это можно будет исправить даже после окончания школы.
Примерно с четвертого класса дети могут приходить в школу и уходить домой самостоятельно. У них в принципе много свободного времени. Шведские дети достаточно долго освобождены от домашних обязанностей. Со временем начинают брать ответственность за свою комнату и поддерживать порядок там. Иногда к обязанностям их приучают в игровой форме: например, ребенок может вместе с родителями накрыть на стол перед приходом гостей. Заинтересоваться работой по дому помогают разнообразные игрушки. В магазинах можно увидеть кухни и посуду, деревянные плиты, продукты для кукол.
— Мне кажется, шведское воспитание прививает детям положительные качества всем известной героини Астрид Линдгрен — Пеппи Длинныйчулок, — говорит Татьяна. — Она самостоятельна, у нее много свободы, большой простор для фантазии, присутствует критическое мышление: например, девочка может отказаться от устаревших правил этикета, которые не приносят пользы ни ей, ни окружающим. Героиня постоянно получает новые впечатления, развивается. К тому же Пеппи физически сильна и много двигается. Сейчас, когда сидячий образ жизни становится все более распространенной проблемой, шведы стараются привить детям любовь к прогулкам, спорту и играм на детской площадке.
Еще одна черта известной героини, которая не сразу бросается в глаза, — это любовь к отцу, своему дому и уюту. Как и все родители мира, шведы учат детей ценить свою семью и поддерживать близких, при этом будучи свободными и независимыми.
По словам Татьяны Аспман, в белорусских семьях прослеживаются похожие тенденции: меняются подходы к воспитанию, берется все самое лучшее из опыта других стран. Наша героиня советует родителям прислушиваться к себе и своим детям, чтобы процесс воспитания был максимально комфортным и продуктивным.
Автор: Мария Томашевская / Иллюстрации: Наташа Пирог
Источник: Ребёнок BY