Экономическое воспитание — новое направление дошкольной педагогики, которое способствует приобретению элементарных навыков ориентировки в экономических явлениях и формированию социально-активной личности, правильному поведению в социуме.
ГУО «Ясли-сад № 138 г. Минска» на протяжении трех лет (с 2017 по 2020 гг.). реализовывало на практике экспериментальный проект Министерства образования «Апробация методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста» под руководством А. Л. Давидович (заместитель начальника Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования — начальник управления дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук), Е. И. Смолер (заведующий научно-исследовательским сектором УО «Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент). В экспериментальную деятельность были включены воспитанники 3–7 лет групп общего назначения.
Экспериментальная работа показала, что воспитание бережливости, деловитости, ответственности, предприимчивости, уважительного отношения к законам экономики, расширение представлений в этой области — очень важное условие для успешной социализации и коммуникации детей дошкольного возраста.
Особенности образовательного процесса для детей с тяжелым нарушением речи
Ребенку с тяжелым нарушением речи тяжело, а иногда и совершенно невозможно быть полноценным участником коммуникации, т. к. социализация таких детей имеет ряд своих особенностей. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают затруднения в усвоении культуры и образцов поведения в обществе, нарушения познавательной сферы, дефицит в общении с окружающими людьми, трудности во взаимодействии с социальной средой.
Поэтому работа по формированию основ экономической культуры у детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) посредством игровой деятельности будет способствовать развитию способности ориентироваться в социальных отношениях.
Исходя из данных особенностей необходимо создать специальные условия вспомогательного характера для наилучшей адаптации и дальнейшей социализации и интеграции ребенка с тяжелыми нарушениями речи. К одним из таким условий относится целенаправленная работа по формированию основ экономической культуры посредством игровой деятельности, которая, учитывая данную категорию детей, прежде всего включает коррекционную направленность игр.
Организация игровой деятельности
В ходе игровой деятельности воспитанники приобретают необходимый минимум экономических представлений (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах как эквиваленте результата человеческого труда и др.), экономические умения (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.), экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность).
На коррекционных занятиях учителя-дефектолога представления детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Дидактические и сюжетно-ролевые игры по формированию основ экономической культуры способствуют развитию речи: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, учат правильно излагать свои мысли.
Игры можно дифференцировать на следующие блоки:
1. Труд — продукт — товар — знакомство с профессиями людей, с разными формами сбыта продукции, с производством товара. В рамках этого блока необходимо сформировать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги.
2. Деньги — формирование правильного отношения к деньгам как предмету жизненной необходимости, воспитание разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. Нужно дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, а потому к ним следует относиться с уважением.
3. Мой город, моя страна — сведения о производстве полезных товаров, знакомство с ресурсами родного региона.
4. Реклама — развитие у детей положительного отношения к рекламе путем объяснения ее назначения.
Для успешного усвоения информации рекомендуется использовать современные интерактивные возможности.
Взаимодействие с родителями при организации образовательного процесса
Работа по экономическому воспитанию детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) неэффективна без участия родителей (законных представителей). На всех этапах работы требуется поддержка ребенка дома, в семье.
Совместная работа должна проводиться в тесном сотрудничестве учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования и родителей (законных представителей). Деятельность этой триады будет способствовать положительной социализации в обществе, повышению уровня речевой активности, развитию познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств детей.
***
В заключение еще раз хочется отметить, что период дошкольного возраста является сензитивным. Это особенно важно учитывать в процессе формирования основ экономической культуры у детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). И данный процесс организовать можно и нужно с помощью игровой деятельности.