1. Покажите папам и мамам все смыслы и ценность инклюзивного общества
Разговаривать об инвалидности с детьми и родителями в школе и детском саду нужно и важно. Более того, не только вести беседы, когда тема становится актуальной, и в классе или группе появляется ребенок с особенностями психофизического развития, а рассказывать об инвалидности «до» прихода такого ребенка.
В первую очередь, педагогическим работникам стоит общаться с родителями. Чем раньше и правильнее учителя и воспитатели проведут работу с мамами и папами, расскажут и покажут, как правильно подавать ребенку информацию об инклюзии, пояснять мысль о разнообразии мира, тем проще ребенку будет воспринимать тему инвалидности. Следует подчеркнуть, что родители самостоятельно смогут хорошо и качественно донести до детей эту тему, если они сами являются сторонниками инклюзивного общества.
Важно осознавать, что если ребенок слышит дома какой-то негатив про инвалидность, то все усилия если не сводятся к нулю, то очень сильно снижаются. Поэтому педагогам необходимо донести до родителей все смыслы и ценность инклюзивного общества. Объяснить, что именно инклюзивное образование помогает сформировать личность ребенка так, чтобы с ранних лет он чувствовал себя комфортно, общаясь с другими людьми. Детям с инвалидностью получение образования вместе со всеми помогает легче социализироваться и повысить свою самооценку. В будущем это упростит им поиск свого пути в жизни. А их сверстники с ранних лет научатся принятию, разовьют в себе чувство эмпатии, поймут важность поддержки друг друга.
В детском саду воспитателям и работникам стоит в первую очередь общаться на тему инклюзии с родителями. А вот педагогам в старших классах школы можно вести работу параллельно, разговаривая одновременно с мамами, папами и детьми.
2. Поддерживайте любознательность ребенка
Дети от природы многим интересуются и очень любознательны. Они постоянно получают новую информацию и узнают мир, себя и друг друга. И если с ранних лет вложить в их сознание, что мир разнообразен, то и в будущем они будут хорошо воспринимать многогранность планеты с принятием и одобрением.
Разнообразие — важная составляющая человеческого опыта, тем не менее взрослые часто избегают обсуждения с детьми тем об отличиях, потому что не хотят привлекать к ним внимание или травмировать ребенка. Здесь важно понимать, что независимо от того, говорите ли вы об отличиях расы, пола или способностей, про инвалидность, дети их замечают. Если вы не разговариваете на эти темы открыто и не разрешаете детям задавать вопросы, они принимают решение, что это какая-то плохая, запрещенная или даже табуированная тема.
3. Будьте честными и прямыми
Педагогам не стоит запрещать детям задавать вопросы про инвалидность, инклюзию, а наоборот, нужно стараться поддерживать эти темы, раскрывая всю их глубину. Например, если ребенок спросит «почему эта девочка не ходит?», ответьте: «Это нормально. У нее есть инвалидная коляска, которая помогает ей передвигаться. Если тебе интересно, как она движется, мы можем у нее спросить» (если есть возможность пообщаться с другим ребенком).
Когда дети становятся старше, то можно давать более развернутые ответы: «Некоторым мальчикам и девочкам с особенностями психофизического развития нужны «помощники» — ассистивное оборудование, благодаря которому дети и выполняют определенные задачи. Например, одним легче передвигаться с помощью коляски и реабилитационного велосипеда. Другие общаются с помощью речевого коммуникатора». И если дети продолжат расспрашивать, то покажите на картинке те технологии, о которых будет идти речь в беседе, ознакомьтесь с информацией вместе, ответьте на интересующие ребенка вопросы.
Разговаривайте с детьми на понятном им языке. То есть с дошкольниками воспитатели проводят одну беседу, в младших классах учителя общаются, подбирая другие слова, а со старшеклассниками разговаривают третьим способом, приводя уже более серьезные примеры по инклюзии. Поэтому и была разработана дисциплина «Инклюзивная образовательная практика», которая преподается у всех будущих педагогов, обучающихся в вузах. И все учебные программы созданы в пяти вариантах с учетом направления деятельности конкретного специалиста. Учебная дисциплина одна, но программы обучения, например, у воспитателя сада, педагога-психолога и учителя по определенному предмету отличаются.
4. Сделайте свои объяснения положительными
Педагогам стоит разговаривать и с родителями, и с детьми в положительном ключе. Так будет проще общаться с папами и мамами. А дети впитывают все как губка, и если вы будете открытыми, честными и искренними, то большая вероятность, что другой человек, будь то ребенок или родитель, будет перенимать ваш стиль общения. Например, объясните, что слуховые аппараты помогают другим слышать, а инвалидные кресла помогают передвигаться, вместо использования отрицательного оттенка (он не слышит, она не может ходить и т.д.). Используйте термин «инвалидность», или «человек с особенностями психофизического развития», когда общаетесь с людьми с инвалидностью. Не используйте выражения «лицо с ограниченными возможностями», или «отсталый», поскольку эти термины рассматривают инвалидность как что-то негативное и тем самым усиливают отчуждение, изоляцию, некую стигматизацию людей с инвалидностью.
5. Показывайте пример
Дети часто обращаются ко взрослым за советом, спрашивая, как себя вести, особенно когда оказываются в незнакомой среде. Если вы смущаетесь, стесняетесь или ведете себя агрессивно при разговоре с человеком с инвалидностью, ребенок обязательно усвоит это поведение и эмоции. Поэтому педагогам и в школе, и в детском саду стоит контролировать свои эмоции и чувства, особенно в те моменты, когда ребенка с инвалидностью будут представлять группе или классу.
Воспитателям и учителям нужно хорошо проанализировать свое собственное отношение и убеждения относительно инвалидности, прежде чем общаться с родителями и детьми. В общении с мамой, папой и ребенком об инвалидности нужно всячески противодействовать любому негативному отношению или убеждению, которое может возникнуть у педагога.
Если педагог сам будет положительно, с вниманием и уважением относиться к ребенку с особенностями психофизического развития, то группа в саду и класс в школе быстрее примут такого ребенка. Нужно показывать свой хороший пример, тогда и работать с родителями и детьми по теме инклюзии будет намного проще.
6. Выстройте атмосферу принятия
Самое главное для воспитателя или педагога в разговоре — не произносить слово «диагноз». О том, что в классе появится ребенок с особыми образовательными потребностями, педагог узнает еще в июне. Сначала ему следует собрать родителей и при объявлении новости начать с Конституции нашей страны, которая гарантирует право на образование, и никто из нас не в праве отказать ребенку получать образование там, где решили родители. Его задача как учителя, подумать над тем, что сделать, чтобы включить ребенка в образовательный процесс и выстроить в классе атмосферу принятия. А также над тем, как для этого можно использовать ресурс всех родителей. Можно так и предложить: «Давайте подумаем вместе». Более того, можно договориться с родителями, что сначала педагог поговорит с детьми, потом сообщит в родительском чате, что и как было сказано. И при общении с детьми на данную тему попросить родителей не отклоняться от выработанного плана и формулировок.
7. Важность взаимопомощи в педагогическом коллективе
Если педагог чувствует, что самостоятельно не справляется со своими эмоциями перед ребенком с особенностями психофизического развития, ему нужна поддержка для правильного выстраивания диалога с детьми и родителями, он может обратиться за помощью к педагогу-психологу. Это именно тот специалист, который проводит психологическую работу с учащимися школы как на личностном уровне, так и на уровне коллектива.
Также следует обратиться к педагогу-психологу, если класс столкнется с таким явлением как буллинг по отношению к ребенку с инвалидностью. Буллинг — это систематическое психологическое, физическое или иное насилие со стороны одного ребенка (группы детей) в адрес другого. Это серьезная проблема, которая может привести к тяжелым эмоциональным последствиям. Если говорить о буллинге простыми словами, то это агрессия внутри детского коллектива. И от нее страдают все — не только зачинщик и жертва, но и дети, которые наблюдают за ситуацией со стороны.
Живой пример из практики
Случаются ситуации, когда родители говорят: «Нет, мы не хотим видеть ребенка с инвалидностью в классе с нашим ребенком». По этому поводу обязательно должен состояться разговор.
«В моей практике был интересный случай, когда грамотный учитель правильно выстроил отношение к этой теме в классе, понимая, что родители детей могут выступать против новой ученицы с особенностями психофизического развития. Это был первый класс. В августе, перед началом учебного года, педагог встретилась с папами и мамами учеников и задала им вопрос: «Расскажите мне о ваших детях, но не о том, что они умеют читать или писать. Я хочу знать, какие у них таланты?». Учитель обыграла ситуацию так, что мама девочки с инвалидностью говорила последней. Мама ребенка с инвалидностью начала свой рассказ: «Моего ребенка зовут Катя. Дочь фантастически рисует. Она прекрасно говорит по-английски. Катя знает много стихов, изъясняется короткими фразами. И она даже могла бы научить английскому языку ваших детей». А потом добавила: «Но есть одно «но» — моя девочка передвигается на инвалидной коляске». Вот эта последняя фраза мамы уже не имела никакого значения для других родителей с точки зрения оценки. Все думали о том, что каждый ребенок соткан из возможностей и способностей».
Ссылка на историю от Хитрюк Веры Валерьевны - директора Института инклюзивного образования УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».
Материал подготовлен в рамках информационно-просветительской кампании «Просто дети в школе» www.prostodeti.by, которая реализуется Министерством образования Беларуси и Детским фондом (ООН) ЮНИСЕФ в Беларуси при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации.