Порядок обжалования административного решения
Согласно пп. 1 и 2 ст. 30 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее — Закон) заинтересованное лицо обладает правом на обжалование административного решения в административном (внесудебном) порядке.
Административная жалоба направляется в государственный орган, иную организацию, вышестоящие по отношению к уполномоченному органу, принявшему административное решение, либо в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров относится рассмотрение таких жалоб.
Пример
Обжалование административного решения заведующего УДО осуществляется путем направления административной жалобы в отдел образования городского (районного) исполкома.
Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами (ч. 1 п. 3 ст. 30 Закона).
Это важно
Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке либо в случае отсутствия органа, рассматривающего жалобу.
Типичные нарушения
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся процессуальные нарушения законодательства об административных процедурах.
Неправомерное истребование документов
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 15 Закона в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, не могут включаться документы и (или) сведения, которые имеются в уполномоченных органах или могут быть получены ими от других государственных органов, иных организаций, а также из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных, за исключением случаев, когда такие документы и (или) сведения находятся у заинтересованного лица.
К сожалению, на практике заинтересованные лица во многих случаях по-прежнему вынуждены собирать самостоятельно все необходимые документы и (или) сведения. При этом работники уполномоченных органов нередко ссылаются на то, что заявители сами высказали желание собрать все необходимые документы, хотя зачастую это вынужденное желание.
Пример
Выдача справки о невыделении путевки на детей на санаторно-курортное лечение и оздоровление в текущем году осуществляется по месту работы сотрудника. При этом подп. 2.44 п. 2 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее — перечень № 200)), определено, что для получения указанной справки необходимо предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Истребование от гражданина еще и заявления о предоставлении данной справки является нарушением, т. к. заявление не предусмотрено перечнем.
Нарушение порядка проведения приема
Наиболее распространенными нарушениями при проведении приема заинтересованных лиц являются:
- необеспечение работы уполномоченных органов в удобное для граждан время (прием документов лишь в отдельные рабочие дни, например только во вторник и четверг) или невыполнение требования об установлении графика приема граждан — начиная с 8:00 или заканчивая в 20:00 (например, только с 9:00 до 12:00 и др.);
- отмена приема заинтересованных лиц либо отсутствие должностных лиц уполномоченных органов во время личного приема на рабочих местах без обеспечения замены их иными должностными лицами.
Справочно: требование по обеспечению работы в удобное для граждан время установлено Директивой Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата»; запрет отмены приема — п. 4 ст. 6 Закона.
Несоблюдение сроков осуществления административных процедур
Порядок исчисления сроков осуществления административных процедур определен п. 3 ст. 12 Закона.
В отличие, например, от гражданского законодательства, процессуальные сроки по законодательству об административных процедурах начинают исчисляться не со следующего дня, а в день подачи заявления. Это во многом объясняется тем фактом, что административные процедуры осуществляются в очень краткие сроки, в т. ч. и в день подачи заявления. Окончаниемсрока осуществления административной процедуры является день исполнения административного решения.
Нередко несоблюдение установленных сроков маскируется посредством просьбы, адресованной заинтересованному лицу, не ставить дату на заявлении, что позволяет несколько растянуть срок его рассмотрения.
Причины невыполнения установленных сроков могут быть различными: большая загруженность, несвоевременное представление информации по запросу иными организациями, ошибочное исчисление сроков и др.
Неправомерный отказ в приеме заявления
Основания для отказа в приеме заявления об осуществлении административной процедуры указаны в ст. 17 Закона.
Вместе с тем встречаются ситуации, когда работники уполномоченных органов отказываются принимать заявления по надуманным причинам (например, отсутствие специалиста, происходящие изменения законодательства, якобы неправильно составленное заявление и др.). Наиболее часто за подобными действиями скрывается незнание того, как работать с тем или иным заявлением, или нежелание принимать по нему решение. Этому способствует и тот факт, что решение об отказе в приеме заявления по общему правилу принимается в устной форме, соответственно, работнику уполномоченного органа нет необходимости документально фиксировать причины отказа.
Подобные действия не основаны на законодательстве и могут повлечь применение к виновным лицам соответствующих мер дисциплинарной ответственности.
Несоблюдение формы административного решения
Административное решение об осуществлении административной процедуры или об отказе в ее осуществлении принимается в письменной форме, в т. ч. посредством внесения записей в регистры, реестры, протоколы, банки данных, иные документы или информационные ресурсы.
На практике работники уполномоченных органов иногда отказываются оформлять в письменном виде отказ в приеме заявления, несмотря на соответствующую просьбу заинтересованного лица. Подобные действия ограничивают возможности для защиты заинтересованным лицом своих прав, являются прямым нарушением законодательства и могут повлечь применение к виновным мер дисциплинарной ответственности.
Недостатки в информировании заинтересованных лиц
Наиболее распространенными нарушениями являются:
- отсутствие (на информационных стендах, сайтах и др.) необходимой информации;
- размещение противоречивой, неактуальной или недостоверной информации (различные требования к представляемым документам, противоречивые графики приема заинтересованных лиц, неправильное указание организации, в которую необходимо обращаться за осуществлением процедуры, и др.).
Это важно
В соответствии со ст. 10.19 КоАП за нарушение законодательства об административных процедурах предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 4 БВ.
Рекомендации для заведующего
Чтобы в последующем нарушения не стали причиной административных жалоб или предметом судебного рассмотрения, рекомендуем следующее.
1. Назначить лиц, ответственных:
- за организацию работы с гражданами в УДО на основе заявительного принципа «одно окно»;
Справочно: на практике указанные обязанности чаще всего возлагаются на заместителя руководителя УДО.
- за своевременную актуализацию и размещение информации на информационных стендах «одно окно» и сайте УДО.
2. Обеспечить проведение необходимой и достаточной разъяснительной работы с ответственными лицами, осуществляющими административные процедуры в УДО, а также с заинтересованными лицами, обращающимися по указанным вопросам в УДО.
Порядок информирования ответственных лиц (лиц, выполняющих функции ответственных лиц в случае их временного отсутствия) включает:
- доведение до них требований законодательства об административных процедурах на оперативных совещаниях;
- направление на семинары по указанным вопросам и т. д.
Порядок информирования заинтересованных лиц включает размещение в УДО в доступном для обозрения месте (на информационных стендах, табло и (или) иным способом), а также на сайте (при его наличии) информации:
- о структуре УДО, его руководителе и заместителях руководителя;
- режиме работы УДО и графике приема заинтересованных лиц;
- наименованиях административных процедур, осуществляемых УДО;
- перечнях документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, а при необходимости — о порядке их заполнения и представления;
- перечнях самостоятельно запрашиваемых УДО документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, не включенных в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами;
- сроках осуществления административных процедур, сроках действия справок или других документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур;
- размере платы, взимаемой при осуществлении административных процедур, или порядке ее определения;
- местонахождении, номере служебного телефона, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется), должности работника УДО, осуществляющего прием заинтересованных лиц;
- наименовании, месте нахождения и режиме работы вышестоящего по отношению к УДО в соответствии с его подчиненностью (подотчетностью) государственного органа, иной организации.
Справочно: информация, относящаяся к государственным секретам, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, не размещается.
На информационных табличках, размещаемых при входе в помещение, в котором проводится прием заинтересованных лиц, либо на рабочем месте или на одежде работника, осуществляющего прием, должна быть информация о занимаемой должности, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) указанного работника.
Справочно: требования о размещении общедоступной информации, в т. ч. по вопросам осуществления административных процедур, ее перечень, включая интернет-сайты организаций, установлены ст. 221 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации», Указом Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», Положением о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 645).
3. Осуществлять внутренний контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере, включая рассмотрение данных вопросов на совещаниях и т. д.
Заведующий УДО в пределах своей компетенции обязан осуществлять контроль за осуществлением административных процедур.
Заведующий или уполномоченные им работники ежеквартально (если иное не установлено в локальных правовых актах учреждения) должны анализировать замечания и предложения заинтересованных лиц, касающиеся осуществления административных процедур в УДО, в целях оптимизации его деятельности и устранения имеющихся в работе недостатков.