Проектное управление учреждением образования: технологичный менеджмент нового поколения
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Проектное управление учреждением образования: технологичный менеджмент нового поколения

Проектное управление как технология управления образовательной организацией возникло 10 лет назад. Данную технологию нельзя назвать полностью инновационной: пришедшее в образование из бизнес-сферы, понятие «управление проектами» оказалось необычайно востребованным среди руководителей УДО. Происходящие в системе образования изменения диктуют новые требования к организации образовательного процесса. Нормативная сфера со временем усложняется, а выполнять обновленные методические рекомендации становится все труднее. Для чего нужны стратегические изменения в структуре управления?

Крошева Елена

специалист по интернет-маркетингу, руководитель медиа-аналитического центра ИРБИС

322 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Любая организация образования — это сложный по своей внутренней структуре механизм, который может функционировать успешно, может находиться в процессе стагнации или быстрыми темпами развиваться. Недостаточная открытость современных УДО к инновационным процессам во многом обусловлена той психологической ломкой стереотипов, которой подвержено большинство современных руководителей.

Общий недостаток ресурсов может с легкостью компенсироваться внутренними или внешними перестройками, а вот переломить сознание управленца, сделать из него по-настоящему эффективного менеджера достаточно сложно. Менеджер образовательного процесса выстраивает интегрированные коммуникации между всеми его участниками: руководителем УДО, родителями, воспитателями. Целью его действий традиционно является извлечение прибыли, однако не прямое, выраженное материально, а в плане совокупности конечного эффекта по повышению качества образования.

Проектная деятельность: определяем приоритеты

Прежде чем перейти к основным вопросам проектного управления, следует досконально изучить саму инновационную методологию. Особенно эффективной она оказывается в усло­виях, когда стоит задача повышения результативности при ограниченности ресурсов.

Изначально основной причиной отсутствия эффективности у УДО является банальный недостаток средств. Чтобы не списывать полностью со счетов вопросы экономического регулирования, обратимся к статистике.

Постановлением Совета Министров Рес­пуб­лики Беларусь от 26.12.2020 № 762 «О финансировании государственных учреждений дошкольного образования» определено, что на обучение и воспитание одного ребенка в 2024 г. выделяется 4033,85 руб., а в сельских населенных пунктах — 4943,08 руб.

Безусловно, эффективность работы специалистов УДО повышается с ростом материальных ресурсов. Однако в условиях, когда средства ограничены, развивающий механизм работает на порядок быстрее. Это обу­словлено тем, что работникам сферы образования необходимо гибко реагировать на изменения социально-­экономического климата, которые не всегда положительны.

Антикризисный менеджер призван получить стабильный эффект даже при недостаточных материальных ресурсах. Пришедший из бизнеса, этот постулат прочно закрепился и в образовании.

Для повышения эффективности работы необходимы квалифицированные кадры. Важно, чтобы существовала единая концепция понимания круга проблем, стоящих перед конкретной организацией. При этом творческая составляющая руководителя играет не последнюю роль. Выстроенная внутренняя система взаимоотношений благоприятствует функционированию организации в целом, поэтому необходимо прилагать усилия для формирования эффективных как горизонтальных, так и вертикальных коммуникаций.

Основными двигателями прогресса при этом являются:

  • развитие базы образовательной сферы;
  • организация лояльной системы управления;
  • реклама и менеджмент в УДО.

Инновационные технологии управления предполагают внедрение гибкой методологии, которая затрагивает все структуры и системы образовательного процесса УДО. Этимология креативности инновации может оказаться различной. При этом, затрагивая основные аспекты профессиональной деятельности руководителя, можно выделить следующие ее аспекты:

  • совокупность идей улучшения результатов образовательного процесса;
  • реализация нормативно-­правовых и материальных компонентов образования;
  • повышение эффективности функционирования УДО как итог.

Инновационная система управления должна стать полноценным элементом модели управления УДО в постоянно изменяющихся внешних условиях. Политическая и общественно-­экономическая ситуация в стране красноречиво отражает грядущие изменения в образовательной сфере. И гибкое реагирование на текущие сложности позволяет руководителю эффективно трудиться с использованием уже существующих ресурсов. Проще говоря, вместо того, чтобы придумывать что-то новое, достаточно преобразовать или модернизировать старое.

Актуальной проблемой УДО является не до конца разработанная модель управления. При недостаточной разработанности оценочный критерий реально существующего управленческого аппарата — это проблема. Инновационной деятельностью занимаются многие. Однако механизмы традиционной реализации креативных проектов не могут быть однозначными. Проектное управление предполагает организацию базовых алгоритмов управленческой деятельности педагогов в качестве совокупности координированных действий с определенными точками начала и окончания. Эти действия может предпринимать как непосредственно руководитель, так и организация с точным указанием сроков затрат и четких параметров выполнения данного проекта.

Данные принципы полностью заимствованы из менеджмента, однако их эффективное применение позволяет грамотно формировать уникальные образовательные продукты, результаты или услуги.

Управление инновационной деятельностью образовательной организации имеет жизненный цикл. Весь процесс делится на 5 основных подгрупп:

  1. инициация;
  2. планирование;
  3. исполнение;
  4. мониторинг управления;
  5. завершение.

Методология принятия управленческих решений предполагает наличие соответствующей нормативно-­правовой базы. Инновации в образовании существовали всегда, и выстраиваются они в соответствии с логикой выполнения каждого конкретного проекта. Введение нормативно-­правового регулирования управленческой деятельности в образовании позволяет систематизировать имеющиеся знания и навыки, развивать систему образования в целом.

Справочно: проект — комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникального результата в условиях временны́х и ресурсных ограничений.

Прототипом для организации бюджетной антикризисной модели управления является целеполагание. Контроль реализации образовательных проектов требует наличия вспомогательных процессов, которые необходимы для реализации того или иного проекта. Подобные решения позволяют обеспечивать необходимый социально-­экономический эффект в организации образования. Опережающий характер развития проектного управления подтверждает экономическую эффективность подобного подхода наличием практического опыта решения управленческих задач.

Компоненты системы проектного управления

Основным компонентом системы проектного управления является структурное подразделение. Это проектный офис внутри образовательной организации, который требует наличия проектной команды (творческой, инициативной группы). В основе данного факта лежит необходимость поддержки и развития проектного управления сообразно профессиональным навыкам и компетенциям его участников.

Методология проектного управления в образовательной деятельности включает в себя нормативно-­регламентную базу. Она формирует зоны ответственности и полномочия участников проектной группы.

Третьим является информационный компонент системы проектного управления.

Основное преимущество данной системы — улучшение количественных и качественных показателей системы управления образованием, а также несомненное удобство указанного инструмента для руководителей.

Проектный подход в УДО крайне необходим там, где реализуются инновационные процессы. Благодаря указанному направлению можно наиболее эффективно достигать решения организационных, социально-­экономических, научных и предпринимательских вопросов.

Классификация управленческих проектов в образовательной среде

Основной сферой действия в проектном управлении образованием являются исследовательские проекты. Как правило, они направлены на достижение практического результата в рамках проводимых исследований. Это работа инновационных площадок в УДО. Потребительский мониторинг и проведение маркетинговых исследований позволяют полностью закрывать существующие потребности УДО (к примеру, при открытии новых групп, оказании платных дополнительных услуг, расширении либо оптимизации штата сотрудников).

Учебный проект, в отличие от исследовательского, предполагает практическую направленность. Он способствует определению эффективных образовательных технологий, с помощью которых происходит обучение воспитанников в деском саду. Учебные проекты можно выделить самостоятельно в рамках достижения необходимого образовательного эффекта. Учебные организационные проекты содержат следующие тематические функциональные направления:

  • промежуточная аттестация;
  • итоговая аттестация;
  • тайм-менеджмент;
  • управление коммуникациями;
  • управление ресурсами (кадрами);
  • управление рисками.

Четыре основные группы образовательных проектов:

  1. исследовательские;
  2. учебные;
  3. учебно-­организационные;
  4. управленческие.

При этом управленческий проект оказывается эффективным в случае, когда он полностью соответствует логике реального процесса развития. Если руководитель образовательной организации, ответственный за принятие управленческих решений, обладает способностью критично оценивать ситуацию, прогнозировать риски и управлять ими, можно говорить о применимости различных видов анализа в структуре управления УДО. Умение анализировать собственную деятельность (выделять успешные и неуспешные ее стороны, определять риски и прогнозировать) — это основная компетенция современного руководителя образовательной организации.

Определяющие признаки проекта

Проектное управление — деятельность, направленная на достижение цели. Это новая цель, новый продукт — скоординированная, взаимосвязанная деятельность при выполнении делегированных полномочий. Целеполагание — основной принцип проектного управления. Это предвосхищенный результат в виде частичного или полного решения поставленной проблемы. Формулировка поставленных перед руководителем задач также достаточно важна. Они должны иметь четкое отражение в плане проекта, поскольку на завершающем этапе профессиональной деятельности важно получить соответствующий результат. Анализ ресурсов влечет за собой изменение количества полученного результата. Грамотная реорганизация ресурсов позволяет повысить результативность руководящих указаний.

Оценка рисков — необходимый вид деятельности в проектном управлении, когда менеджер ограничен в финансах. Однако современные образовательные организации привыкли обходиться малым бюджетом, без вливания дополнительных средств. Поэтому выстраивать инновационную деятельность эффективнее на базе существующих ресурсов. Материальный стимул — весомая составляющая, которая позволяет вовлечь в процесс формирования инноваций максимальное количество работников образовательной сферы. Процесс развития УДО при этом становится все более динамичным, позволяя достигать положительного эффекта в сжатые сроки.

322 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Депутаты приняли во втором чтении законопроект по вопросам образования

Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект "Об изменении кодексов по...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 70

Санитарно-эпидемиологические требования для детских садов: последние изменения

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2024 № 502 внесены изменения в специфические санитарно-­эпидемиологические требования к содержанию и эксплуат...
№ 8 (152) 2024 Косько Юрий,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 875
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок