Следует отметить, что ранее вопросы признания несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении регулировались Инструкцией о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47 (с последующими изменениями и дополнениями; далее — Инструкция). В приложении 1 к Инструкции также содержались критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего.
И первое, на что необходимо обратить внимание, — с принятием постановления № 22 Инструкция не утратила своей юридической силы. На данный момент она остается действующей. А отсюда и вопрос: каким НПА руководствоваться и почему?
Согласно п. 5 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. «О нормативных правовых актах» нормативные правовые акты Совета Министров Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
Таким образом, в первую очередь следует руководствоваться нормами, содержащимися в постановлении № 22, но не забывать, что Инструкция также подлежит применению в части, ему не противоречащей.
Это важно
Какими нормами Инструкции точно не следует руководствоваться, так это критериями и показателями социально опасного положения несовершеннолетнего, т. к. они с определенными изменениями установлены в постановлении № 22.
Критерии социально опасного положения
Постановление № 22 предусматривает три критерия социально опасного положения (далее — СОП):
- родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей);
- родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
- родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей).
В новом документе существенно изменены подходы к критериям и показателям СОП.
Во-первых, конкретизированы показатели неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей: оставление детей без пищи; отсутствие пищи, отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма; проживание детей в жилых помещениях с нарушениями противопожарной безопасности; систематическое невыполнение рекомендаций медицинских работников, что угрожает жизни и (или) здоровью детей; препятствование получению ребенком обязательного общего базового образования.
Во-вторых, новеллой является определение показателей СОП, свидетельствующих о необеспечении родителями надзора за поведением ребенка и его образом жизни. В данном случае оценке подлежит исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей, контролю за их поведением и местонахождением через призму совершения детьми деяний, содержащих признаки административных правонарушений или преступлений. В этой связи с учетом практики рассмотрения комиссиями по делам несовершеннолетних протоколов по ст. 9.4 КоАП, а также способов доказывания неисполнения родителями возложенных на них обязанностей по воспитанию детей, контролю за их поведением особое внимание учреждениям образования необходимо обратить на предоставляемые по запросам государственных органов характеристики в отношении семей и воспитанников, в которых отдельно и тщательно должны оцениваться указанные выше моменты.
В‑третьих, в новом постановлении № 22 сохранен такой критерий СОП, как отрицательное влияние поведения родителей на воспитание детей, жестокое обращение с детьми. Вместе с тем показатели данного критерия также претерпели изменения. Сохранились основные моменты, свидетельствующие об отрицательном влиянии родителей на своих детей — привлечение родителей к административной ответственности за указанные правонарушения; потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ; употребление ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия, а также установление фактов жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.
Заведующему на заметку
В постановлении № 22 отсутствует такой критерий СОП, как нахождение несовершеннолетнего в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации, который присутствует в Инструкции.
Что меняется в процедуре принятия решений?
Помимо изменений критериев и признаков социально опасного положения, особый интерес вызывает и изменение самой процедуры принятия решения.
В Положении дается определение таким ключевым понятиям, как «выявление детей, находящихся в социально опасном положении», «социальное расследование», «признание ребенка (детей) находящимися в социально опасном положении» и «мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки».
Выявление детей, находящихся в социально опасном положении, — комплекс действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению обстановки, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка, не обеспечивается надзор за его поведением и образом жизни, родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем имеет место опасность для жизни или здоровья ребенка.
Четко определены государственные органы и государственные организации, которые в пределах своей компетенции участвуют в выявлении детей, находящихся в СОП, в организации и проведении социального расследования, в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП и в реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки (п. 4 Положения), и их обязанности по выявлению неблагоприятной для детей обстановки (п. 6 Положения) и по реализации мероприятий (п. 22 Положения).
По сравнению с Инструкцией, в Положении более четко регламентируется сама процедура проведения социального расследования, устанавливаются определенные сроки (для направления информации в учреждение образования, формирования комиссии по проведению социального расследования и его сроков, обследования условий жизни и воспитания ребенка, направления документов в координационный совет и др.).
Заведующему на заметку
Социальное расследование — деятельность государственных органов, государственных и иных организаций по изучению положения и обследованию условий жизни и воспитания ребенка (детей) в семьях, в отношении которого поступила информация о неблагоприятной для детей обстановке.
В частности, отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет ее в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка (детей) — в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования.
Руководителем учреждения образования в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации о неблагоприятной для детей обстановке, принимается решение, которым определяется персональный состав комиссии по проведению социального расследования, срок его проведения, не превышающий 15 рабочих дней, порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка, дата проведения заседания совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — совет профилактики). Обследование условий жизни и воспитания ребенка (детей) проводится комиссией не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия руководителем учреждения образования решения по проведению социального расследования. В соответствии с принятым решением в координационный совет не позднее трех рабочих дней после проведения заседания совета профилактики направляется выписка из решения совета профилактики, акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), информация по результатам социального расследования и предложения о мероприятиях.
Обращаем внимание, что, как и раньше, социальное расследование строится на принципах комплексности и межведомственности и не относится к исключительной компетенции и обязанности учреждений образования.
Новеллой Положения является требование о формировании государственными органами, государственными и иными организациями предложений о мероприятиях еще на стадии проведения социального расследования. По результатам социального расследования готовится обобщенная информация и предложения о мероприятиях (п. 12 Положения). Напомним, что ранее индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, фактически готовился после принятия решения и утверждался руководителем учреждения образования не позднее недели со дня вынесения решения о признании ребенка находящимся в СОП.
Со вступлением в силу постановления № 22 к компетенции советов учреждений образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отнесено рассмотрение акта обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и информации по результатам социального расследования и принятие одного из следующих решений:
- обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП;
- рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.
Новое Положение не содержит требования об учете поступающей в отделы образования информации о выявлении неблагоприятной для детей обстановки. Однако данное требование содержится в методических рекомендациях по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагоприятной ситуации, утвержденных Министром образования Республики Беларусь 14 декабря 2017 г. Во многом данные методические рекомендации соответствуют требованиям Положения и подлежат применению управлениями (отделами) по образованию и учреждениями образования при организации работы с семейным неблагополучием.
И самым, на наш взгляд, существенным изменением является отнесение к компетенции координационных советов, создаваемых в соответствии с ч. 2 п. 28 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (с последующими изменениями и дополнениями), принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении. Напомним, что ранее данное решение принималось советами учреждений образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Глава 5 Положения полностью посвящена порядку принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, контроле за его исполнением и обжалованием такого решения.
Положение установило сроки рассмотрения материалов координационным советом (14 дней), обязанность уведомления родителей о дате и времени проведения заседания координационного совета и в последующем о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении. Регламентирован порядок обжалования родителями данных решений — в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.
Ранее в Инструкции не формулировалось требование об осуществлении контроля за исполнением мероприятий индивидуального плана. Данный недостаток устранен: и в п. 17, и в п. 18 Положения предусмотрено изучение координационным советом порядка исполнения принятых решений не реже одного раза в квартал, по результатам которого возможно принятие одного из решений:
- о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка (детей) находящимся в СОП, в т. ч. о включении дополнительных мероприятий, изменении сроков их исполнения, ответственных исполнителей;
- о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите;
- о прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП в связи с переездом семьи на новое место жительства, в случае устранения причин, повлекших признание ребенка (детей) находящимся в СОП, или по достижении ребенком возраста восемнадцати лет, в случае избрания для него меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы, в случае смерти ребенка, а также объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке.
По-прежнему учет детей, находящихся в СОП, осуществляют отделы по образованию либо уполномоченные ими учреждения образования (социально-педагогические центры).