Редакция: Добрый день, Татьяна Николаевна! Традиционно первый вопрос о вашей трудовой деятельности. Как вы пришли в сферу дошкольного образования?
Татьяна Николаевна: Я поняла, что хочу стать педагогом, после просмотра фильма «Доживем до понедельника». Девиз по жизни — «К проблемам нужно относиться с юмором!»
Мой педагогический стаж — 13 лет. В 2004 году после окончания Речицкого государственного педагогического колледжа началась моя трудовая деятельность в качестве воспитателя. В этом же году я поступила на третий курс филологического факультета Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины. Затем в 2011 году поступила в Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина на факультет повышения квалификации и переподготовки «Дошкольное образование».
На данный момент в должности заведующего яслями-садом я шесть лет.
Ред.: Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать руководитель учреждения дошкольного образования?
Т.Н.: Руководитель учреждения дошкольного образования — менеджер и психолог, юрист и экономист, прораб и завхоз, методист и делопроизводитель. Он должен постоянно самообразовываться, обладать стрессоустойчивостью и уравновешенностью, уметь решать несколько проблем одновременно, сохранять самообладание и не впадать в панику в критических ситуациях, брать на себя ответственность и принимать верные управленческие решения.
Ред.: Расскажите, пожалуйста, о вашем учреждении и коллективе.
Т.Н.: 31 декабря 2018 года нашему учреждению исполнился 41 год (открыто в декабре 1976 года). За четыре десятилетия учреждение прошло путь становления, накопления педагогического опыта, повышения качества работы, творческого поиска, улучшения материально-технической базы. Сегодня в детском саду функционируют 11 групп, которые посещают 217 воспитанников.
Ежегодно готовим учреждение к началу нового учебного года, проводим ремонтные работы, благоустройство. Посильную помощь в этом нам оказывает филиал «Автобусный парк № 3» ОАО «Гомельоблавтотранс». Значимую помощь в укреплении материально-технической базы оказывает попечительский совет учреждения. Главное в этом деле — открытость!
В коллективе трудится 30 педагогов, из них 22 воспитателя дошкольного образования, 3 учителя-дефектолога, 2 руководителя физического воспитания, 2 музыкальных руководителя, 1 педагог-психолог. 9 работников имеют высшую квалификационную категорию воспитателя дошкольного образования, 2 учителя-дефектолога с высшей квалификационной категорией учителя-дефектолога.
К слову: коллектив яслей-сада поздравляет с успешной сдачей квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории воспитателя дошкольного образования Григорьеву Анну Владимировну, Скороход Элеонору Юрьевну, Сидорскую Елену Александровну, Гриценко Светлану Владимировну. Мы горды результатами!
20 педагогов в 2015/2016 учебном году сдали сертифицированный экзамен и получили свидетельство (сертификат) пользователя информационных технологий в образовании в категории «Воспитательная работа».
В нашем учреждении случайных людей нет! Коллектив молодой и энергичный, штат сотрудников укомплектован полностью. Все педагоги обладают главной чертой: искренне любят детей, причем всех детей, независимо от их личностных качеств. Каждого ребенка любят именно таким, какой он есть. Педагоги нашего детского сада знают, что процесс развития ребенка всегда индивидуален и его нельзя уравнивать с общим коллективом, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и ответственность за себя и свои поступки.
Детский коллектив — это особый мир, и в нем необходимо создавать и поддерживать положительную и творческую атмосферу: хвалить, поощрять, одобрять и подкреплять продуктивное поведение ребенка как в группе, так и индивидуально.
Ред.: Нам известно, что у вас в коллективе есть именитые педагоги, расскажите о них.
Т.Н.: Это действительно так. Воспитатель дошкольного образования Светлана Владимировна Летяго работает в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Светлана Владимировна поставила перед собой цель: совершенствовать работу по развитию связной речи воспитанников, используя на занятиях по развитию речи и культуре речевого общения метод моделирования. Педагог изучила методическую литературу по данной теме, подготовила схемы — модели к занятиям по развитию речи и культуре речевого общения, расширила знания родителей о речевом развитии детей.
Как показала практика, проведенная работа привела к следующим результатам: воспитанники стали более активными в речевом общении, повысилась содержательность и связность монологической речи, дети научились составлять развернутые описательные рассказы об игрушках, предметах, не испытывают затруднений при пересказе литературных произведений, хорошо усвоили грамматическую сторону речи. Также у воспитанников улучшилась долговременная память: моделирование значительно сокращает время заучивания стихотворения, облегчает его процесс. В работе Светлана Владимировна создала свои модели к пересказу литературных произведений, описанию картин, составлению рассказов о предметах, заучиванию стихотворений.
Хочется поделиться опытом еще одного творческого воспитателя дошкольного образования — Анны Владимировны Григорьевой. Педагог постоянно находится в поиске новых интерактивных и эффективных методических средств, идей и подходов, которые будут способствовать повышению познавательной активности воспитанников.
Анна Владимировна совсем недавно стала изучать и применять в своей работе современную форму работы с воспитанниками — лэпбук (лэпбук (lapbook, lap — колени, book — книга) в переводе с английского означает «наколенная книга» (примеч. авт.)).
Лэпбук — новейший способ организации учебной деятельности с воспитанниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности родителей и детей. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Также хочется отметить учителя-дефектолога Светлану Васильевну Головко, которая использует в своей работе многофункциональное пособие «Веселая карусель».
Целью данного пособия является формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Ведущим видом деятельности воспитанника является игра.
Использование игр в обучении — наиболее эффективный метод. Работая с детьми с общим недоразвитием речи и сталкиваясь с проблемами в их обучении, Светлана Васильевна искала вспомогательные игровые средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.
Многолетний опыт работы показал, что при изучении новых игр и наглядных пособий тратится много времени для ознакомления детей с ними. Для решения этой проблемы возникла необходимость в создании многофункционального пособия «Веселая карусель».
Добавлю, что Светлана Васильевна в 2016 году принимала участие в конкурсе «Современные технологии в специальном образовании» и получила диплом III степени на районном этапе.
Конечно, мне хочется рассказать о каждом педагоге… Наше учреждение — это содружество единомышленников! Все педагоги творческие, любящие и понимающие воспитанников; каждый внедряет в свою практику новейшие методики по воспитанию и обучению, учит ребят доброте, любви и искренности, с нежностью и заботой относится к детям, создает уютную обстановку в группах.
Ред.: Как у вас организована внебюджетная деятельность?
Т.Н.: С каждым годом расширяется спектр образовательных услуг на платной основе. Так, около 90 малышей посещают образовательные услуги. Наиболее популярны среди воспитанников хореография, развитие речи и культура речевого общения (иностранный язык), детское ручное ткачество. В летний период организована группа кратковременного пребывания воспитанников, не посещающих учреждение дошкольного образования.
Воспитанники, занимающиеся хореографией, в 2013 году участвовали в районном фестивале творчества детей дошкольного возраста «Как прекрасен этот мир!» и стали финалистами. Весьма востребована и группа выходного дня: в субботу и воскресенье родители могут оставить ребенка в саду на определенное время. Все заработанные средства идут на улучшение материально-технической базы (произведен капитальный ремонт пищеблока, прачечной), проведение ремонтных работ, приобретение мебели, игрового оборудования.
Ред.: Какие мероприятия проходят на базе учреждения дошкольного образования?
Т.Н.: На базе учреждения регулярно проходят районные методические объединения специалистов дошкольного образования. Педагоги постоянно повышают свою квалификацию и совершенствуются.
С 16 января 2019 года в нашем учреждении стартовал социально-экологический благотворительный проект «Новая жизнь в обмен на крышечки», организатором и руководителем которого является Наталья Кунцевич, жительница города Минска.
Стало доброй ежегодной традицией проводить совместные мероприятия с сотрудниками ГАИ и МЧС. Очень важно в дошкольном возрасте формировать навыки поведения на улице и проезжей части, знать об элементарных правилах безопасности в быту.
Наше учреждение может похвастаться и тем, что на протяжении трех лет работники яслей-сада дарят детям новогоднее волшебство в рамках Республиканской акции «Наши дети». 26 декабря Дед Мороз и Снегурочка (работники ГУО «Ясли-сад № 22») и Речицкий районный комитет БРСМ устроили для детей, находящихся на лечении в отделениях УЗ «Речицкая центральная районная больница», настоящий праздник! Ребята рассказывали стихи, отгадывали загадки, пели новогодние песни, танцевали вместе с Дедушкой Морозом. Сказочные персонажи заглянули в каждую палату и подарили сладкие подарки всем детям.
Ред.: С какими мыслями вы идете на работу?
Т.Н.: Каждый день, идя на работу, я прокручиваю в голове слова из песенки: «Что день грядущий нам готовит?» Никогда не знаешь, какую нестандартную ситуацию принесет рабочий день. В современном мире должность руководителя требует мобильности, гибкости, конкурентоспособности, умения выбрать правильное направление своей деятельности и достаточно четко представлять ее результат.
Ред.: Спасибо, Татьяна Николаевна, за содержательное интервью!
Беседовал Юрий КОСЬКО
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЯСЛИ-САД № 22 Г. РЕЧИЦА»
В учреждении функционируют 11 групп для 217 воспитанников:
● 2 первые младшие группы;
● 3 вторые младшие группы;
● 2 средние группы;
● 2 старшие группы;
● 2 группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (средняя и старшая группы).
В яслях-саду имеется музыкальный и физкультурный залы, два кабинета учителей-дефектологов, пункт коррекционно-педагогической помощи, кабинет педагога-психолога, медицинский кабинет.
Девиз нашего учреждения: Первые радости приведут к открытиям! Открытия — к свершениям! Свершения — к победам!