Действия заведующего при выявлении детей с ОПФР: комментарий законодательства
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Действия заведующего при выявлении детей с ОПФР: комментарий законодательства

С 14 сентября 2024 г. вступило в силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 13.06.2024 № 101/69/41, которым утверждена Инструкция о порядке действий по направлению детей для оказания педагогической, медицинской, социальной и психологической помощи (далее — Инструкция). Рассмотрим ее основные положения, касающиеся УДО.

Косько Юрий

юрист, выпускающий редактор журнала «Руководитель учреждения дошкольного образования»

165 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что регулирует Инструкция

Инструкция урегулировала порядок действий работников государственных учреждений образования, здравоохранения и социального обслуживания при получении информации о выявлении детей с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР), детей-­инвалидов, нуждающихся в педагогической, медицинской, социальной и психологической помощи.

Какие цели закреплены в Инструкции

Целью взаимодействия между учреждениями образования, здравоохранения и социального обслуживания при оказании комплексной помощи детям с ОПФР, детям-­инвалидам и их семьям является раннее выявление нарушений психофизического развития ребенка или рисков их появления, оказание комплексной помощи детям с ОПФР, детям-­инвалидам и их семьям при эффективной координации действий государственных органов и организаций, непрерывности и преемственности работы.

Какие задачи определены в Инструкции

Задачами взаимодействия между учреждениями образования, здравоохранения и социального обслуживания при оказании комплексной помощи детям с ОПФР, детям-­инвалидам и их семьям являются:

  • обмен сведениями и получение информации о выявлении детей с ОПФР, детей-­инвалидов (в т. ч. при сопровождении семей, воспитывающих детей с ОПФР и детей-­инвалидов) с согласия их законных представителей;
  • обеспечение доступности, качества, непрерывности и преемственности комплексной помощи детям с ОПФР, детям-­инвалидам и их семьям разными учреждениями;
  • максимальный охват нуждающихся комплексной помощью детям с ОПФР, детям-­инвалидам и их семьям;
  • повышение информированности законных представителей детей с ОПФР, детей-­инвалидов по вопросам психофизического развития ребенка, государственных социальных льгот, прав и гарантий для детей-­инвалидов и детей с ОПФР, предусмотренных законодательством;
  • разработка совместных планов по оказанию комплексной помощи детям с ОПФР, детям-­инвалидам и их семьям;
  • участие учреждений образования, здравоохранения и социального обслуживания в реализации индивидуальных программ раннего вмешательства, ранней комплексной помощи, индивидуальных программ реабилитации, абилитации ребенка-­инвалида;
  • изучение и распространение эффективных способов решения сложных ситуаций и обмен таким опытом;
  • решение иных задач.

Какие действия должно предпринимать УДО в соответствии с Инструкцией

Структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих государственно-­властные полномочия в сфере образования, при выявлении и (или) получении информации из учреждений здравоохранения о ребенке с ОПФР, ребенке-­инвалиде (в т. ч. при сопровождении семей, воспитывающих детей с ОПФР) обеспечивается качество образования детей с ОПФР, детей-­инвалидов. А государственные учреждения образования (в т. ч. УДО) при выявлении и (или) получении данной информации:

  • при необходимости рекомендуют законным представителям детей с ОПФР, детей-­инвалидов обратиться в государственный ЦКРОиР для проведения психолого-­медико-педагогического обследования;
  • обеспечивают создание условий для получения образования детьми с ОПФР, детьми-­инвалидами в соответствии с их возрастными и психофизическими возможностями и потребностями;
  • информируют законных представителей детей с ОПФР, детей-­инвалидов о государственных льготах, правах и гарантиях в сфере образования;
  • обеспечивают организацию образовательного процесса для детей с ОПФР, детей-­инвалидов;
  • проводят в соответствии с компетенцией комплексную оценку семьи, в случае необходимости в соответствии с законодательством принимают меры по защите прав и законных интересов детей с ОПФР, детей-­инвалидов и других детей, воспитывающихся в семье;
  • информируют законных представителей детей с ОПФР, детей-­инвалидов о возможности получения дополнительного образования детей и молодежи;
  • проводят в пределах компетенции мероприятия, направленные на дальнейшее жизнеустройство выпускников с ОПФР, выпускников с инвалидностью;
  • участвуют в разработке и реализации совместных планов по оказанию комплексной помощи детям с ОПФР, детям-­инвалидам и их семьям, обеспечивая исполнение в пределах компетенции.

Резюме

Инструкция определила порядок действий государственных учреждений образования, здравоохранения и социального обслуживания при получении информации о выявлении детей с ОПФР, детей-­инвалидов, нуждающихся в педагогической, медицинской, социальной и психологической помощи.

При этом в Инструкции отдельно определены действия ЦКРОиР (выявляют детей с ОПФР в процессе диагностической деятельности и т. д.), а также территориальных центров социального обслуживания населения (проводят в соответствии с компетенцией комплексную оценку нуждаемости семьи, воспитывающей ребенка-­инвалида (детей-­инвалидов), на предмет нуждаемости в государственной социальной поддержке и т. д.).

165 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Перераспределение и перенаправление молодых специалистов: в чем разница и какие нюансы в здравоохранении

Распределение – реальная социальная гарантия государства. Выпускники вузов и колледжей, по сути, не имея богатого профессионального опыта, гарантированно получают свое пе...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 68

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление

В июньском номере журнала мы подробно рассмотрели, как выбрать темы заседаний педагогического совета с учетом потребностей УДО, как правильно поставить цель и задачи засе...
№ 9 (153) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1088
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок