Что меняется?
Годовое планирование закупок
1. Установлены особенности отражения в годовом плане заказчиками сведений о закупках.
Пример
Если срок осуществления закупки превышает срок, на который размещается годовой план, в годовой план в этом случае включается ориентировочный объем (количество) общей потребности в однородных товарах (работах, услугах) в натуральном выражении и его ориентировочная стоимость.
Если же речь идет о товарах (работах, услугах), необходимых для строительства объектов, в годовой план в этом случае такие товары (работы, услуги) включаются отдельно по каждому объекту строительства.
2. Изменяется место размещения годового плана заказчиком: с 1 июля 2019 г. это электронная торговая площадка (ЭТП).
Срок размещения годового плана и изменений в него устанавливается в период не более 5 рабочих дней со дня его утверждения.
Справочно: операторы ЭТП и государственной информационно-аналитической системы (ГИАС) будут обязаны взаимодействовать и размещать годовой план заказчика в ГИАС.
Виды процедур госзакупок
3. В качестве разновидностей открытого конкурса появляется двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием.
Проведение таких разновидностей открытого конкурса будет осуществляться в порядке и случаях, которые будут предусмотрены Советом Министров Республики Беларусь.
4. Процедура закупки из одного источника проводится в случаях, предусмотренных в приложении к обновленному Закону.
Приложение к обновленному Закону о госзакупках содержит 61 позицию, в то время как приложение к действующему Закону — 48.
5. Проведение запроса ценовых предложений предусматривается при приобретении товаров (работ, услуг), пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности которых устанавливается Советом Министров, в т. ч. по перечню товаров (работ, услуг), установленному для проведения электронных аукционов.
Данное основание применения рассматриваемого вида процедуры схоже с действующим, предусмотренным ч. 2 п. 2 ст. 49 действующего Закона. В то же время нет оговорки о возможности применения запроса ценовых предложений для товаров, включенных в перечень для применения биржевых торгов.
Участники процедур государственных закупок
6. Изменен круг лиц, которые не допускаются к участию в процедурах госзакупок.
Участники (юридические лица, физические лица, в т. ч. индивидуальные предприниматели) должны отвечать следующим требованиям:
а) установленным законодательством к юридическому или физическому лицу, в т. ч. индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом госзакупки;
б) дополнительным, установленным Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с абз. 7 ст. 9 Закона о госзакупках в целях повышения эффективности госзакупок;
в) на предмет отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней (за исключением находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации);
г) не должны быть включены в:
– список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок;
– реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (в действующем законодательстве о госзакупках аналогичная норма предусмотрена подп. 1.18 п. 1 Указа № 590);
д) участники либо их работники не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры госзакупки, в т. ч. консультированию, а также формированию требований к предмету госзакупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
е) не должны являться заказчиком (организатором) проводимой процедуры госзакупки (т. е. не могут участвовать в проводимой ими же процедуре госзакупки);
ж) физические лица не должны являться работниками заказчика (организатора), за исключением проведения процедуры закупки из одного источника у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
з) не должны находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо) (применительно к участникам — юридическим лицам), не должны находиться в стадии прекращения деятельности (применительно к участникам — индивидуальным предпринимателям);
и) в отношении них не должно быть возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (за исключением участников, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации);
к) должны обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности;
л) должны обладать правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания.
Размещение информации
7. Создание ГИАС.
Дополнительно (кроме годовых планов, приглашений, документации, представляемой участникам, протоколов, актов законодательства) будут подлежать размещению в ГИАС:
- решения заказчиков (организаторов) об отмене процедуры госзакупки;
- протоколы оператора ЭТП о признании открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений несостоявшимися;
- реестр договоров;
- справки о проведении процедуры закупки из одного источника;
- информация об условиях допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги) к участию в процедурах госзакупок;
- перечень иностранных государств (групп иностранных государств), с которыми Республика Беларусь заключила международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении госзакупок, а также условия применения национального режима;
- типовые формы договоров в случае, если они установлены Советом Министров Республики Беларусь;
- адресация (гиперссылка) на реестр банковских гарантий;
- информация о складывающихся на товарных рынках в результате процедур госзакупок ценах.
8. Ряд информации, ранее размещаемой непосредственно заказчиком (организатором) процедур на официальном сайте по госзакупкам, с 1 июля 2019 г. подлежит размещению на ЭТП.
Речь идет о приглашении и иной документации при проведении открытого конкурса; годовых планах.
Справочно: размещение данной информации в ГИАС будут обеспечивать операторы названных ЭТП и ГИАС в ходе своего взаимодействия.
Описание предмета госзакупки
9. Правила описания предмета госзакупки претерпели определенные уточнения:
- предписано указывать показатели (характеристики), позволяющие определить соответствие приобретаемых товаров (работ, услуг) требованиям к предмету госзакупки, в т. ч. максимальные и (или) минимальные значения показателей (характеристик), а также значения показателей (характеристик), которые не могут изменяться;
- урегулирован способ описания, если при проведении процедуры госзакупки невозможно определить объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, транспортных средств, оказанию названных в данной норме услуг;
- закрепляется обязанность указывать, что поставляемые товары должны быть новыми (товарами, которые не были в употреблении, ремонте, в т. ч. которые не были восстановлены, у которых не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства). Иное (т. е. допуск товаров, бывших в употреблении) может быть установлено заказчиком в документации по процедуре;
- закрепляется обязанность указывать условия о гарантии качества товаров (работ, услуг) и гарантийном обслуживании товаров; расходах на обслуживание и (или) эксплуатацию товаров; обязательности осуществления монтажа и наладки товаров; обучению лиц, осуществляющих обслуживание и (или) эксплуатацию товаров.
Комиссионное сопровождение
10. Закрепляется норма о преимущественном включении в состав комиссии лиц, освоивших содержание согласованных с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам образовательных программ дополнительного образования взрослых в сфере государственных закупок.
Договоры, заключаемые по результатам процедур госзакупок
11. Уточнен максимальный срок заключения договора — не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения о выборе участника-победителя.
Предусматривается не учитывать в данном периоде срок рассмотрения жалобы уполномоченным государственным органом по государственным закупкам.
Срок для обжалования, по истечении которого может быть заключен договор, исчисляется в календарных днях и составляет 10 календарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся.
12. Введены новшества, касающиеся алгоритма заключения договора:
- размещение на электронной торговой площадке проекта договора, условия которого сформированы в соответствии с ч. 1–2 п. 1 ст. 24 Закона о госзакупках (осуществляется в течение 5 календарных дней со дня истечения срока для обжалования, а в случае, если имело место обжалование в уполномоченном госоргане по госзакупкам, в течение 5 календарных дней со дня размещения в реестре жалоб решения, принятого этим госорганом по результатам рассмотрения жалобы);
- заключение договора в виде электронного документа (относительно открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений);
- подписание проекта договора участником-победителем в течение трех рабочих дней со дня размещения этого протокола (в случае соответствия условий проекта договора условиям, указанным в документах, предоставляемых для подготовки предложения, условиям, содержащимся в предложении этого участника-победителя и протоколе выбора участника-победителя);
- предусмотрены специальные правила и сроки урегулирования ситуации, имеющей место в случае несоответствия условий проекта договора условиям, указанным в документах, предоставляемых для подготовки предложения, и (или) условиям, содержащимся в предложении этого участника-победителя и (или) протоколе выбора участника-победителя.
13. Претерпели изменения правила изменения договора.
Не допускается изменение условий договора в части:
- предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества);
- порядка оплаты;
- сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- цены договора;
- ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Исключения из перечисленных ограничений:
1) установлены ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках применительно к возможности поставки товаров с аналогичными или улучшенными характеристиками, по сравнению с теми, которые указаны в договоре;
2) могут устанавливаться Советом Министров Республики Беларусь.
14. Введена возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, если в ходе исполнения договора:
- установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал требованиям к участникам, установленным документами, предоставляемыми для подготовки предложения, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать участником-победителем процедуры государственной закупки, по результатам которой заключен договор;
- при невыполнении условий по предоставлению обеспечения обязательств по договору в соответствии с ч. 1–2 п. 4 ст. 26 Закона о госзакупках.
Подготовлено редакцией