Государственные закупки по-новому: памятка перед вступлением в силу новой редакции закона о госзакупках
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Государственные закупки по-новому: памятка перед вступлением в силу новой редакции закона о госзакупках

С 1 июля 2019 г. вступит в силу новая редакция Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках).

Накануне вступления в силу документа предлагаем вам вспомнить, что нужно будет делать по-новому, чтобы быть готовыми вовремя к грядущим изменениям.

929 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что меняется?

Годовое планирование закупок

1. Установлены особенности отражения в годовом плане заказчиками сведений о закупках.


Пример
Если срок осуществления закупки превышает срок, на который размещается годовой план, в годовой план в этом случае включается ориентировочный объем (количество) общей потребности в однородных товарах (работах, услугах) в натуральном выражении и его ориентировочная стоимость.
Если же речь идет о товарах (работах, услугах), необходимых для строительства объектов, в годовой план в этом случае такие товары (работы, услуги) включаются отдельно по каждому объекту строительства.


2. Изменяется место размещения годового плана заказчиком: с 1 июля 2019 г. это электронная торговая площадка (ЭТП).

Срок размещения годового плана и изменений в него устанавливается в период не более 5 рабочих дней со дня его утверждения.

Справочно: операторы ЭТП и государственной информационно-аналитической системы (ГИАС) будут обязаны взаимодействовать и размещать годовой план заказчика в ГИАС.

Виды процедур госзакупок

3. В качестве разновидностей открытого конкурса появляется двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием.

Проведение таких разновидностей открытого конкурса будет осуществляться в порядке и случаях, которые будут предусмотрены Советом Министров Республики Беларусь.

4. Процедура закупки из одного источника проводится в случаях, предусмотренных в приложении к обновленному Закону.

Приложение к обновленному Закону о госзакупках содержит 61 позицию, в то время как приложение к действующему Закону — 48.

5. Проведение запроса ценовых предложений предусматривается при приобретении товаров (работ, услуг), пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности которых устанавливается Советом Министров, в т. ч. по перечню товаров (работ, услуг), установленному для проведения электронных аукционов.

Данное основание применения рассматриваемого вида процедуры схоже с действующим, предусмотренным ч. 2 п. 2 ст. 49 действующего Закона. В то же время нет оговорки о возможности применения запроса ценовых предложений для товаров, включенных в перечень для применения биржевых торгов.

Участники процедур государственных закупок

6. Изменен круг лиц, которые не допускаются к участию в процедурах госзакупок.

Участники (юридические лица, физические лица, в т. ч. индивидуальные предприниматели) должны отвечать следующим требованиям:

а) установленным законодательством к юридическому или физическому лицу, в т. ч. индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом госзакупки;

б) дополнительным, установленным Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с абз. 7 ст. 9 Закона о госзакупках в целях повышения эффективности госзакупок;

в) на предмет отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней (за исключением находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации);

г) не должны быть включены в:

– список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок;

– реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (в действующем законодательстве о госзакупках аналогичная норма предусмотрена подп. 1.18 п. 1 Указа № 590);

д) участники либо их работники не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры госзакупки, в т. ч. консультированию, а также формированию требований к предмету госзакупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;

е) не должны являться заказчиком (организатором) проводимой процедуры госзакупки (т. е. не могут участвовать в проводимой ими же процедуре госзакупки);

ж) физические лица не должны являться работниками заказчика (организатора), за исключением проведения процедуры закупки из одного источника у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;

з) не должны находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо) (применительно к участникам — юридическим лицам), не должны находиться в стадии прекращения деятельности (применительно к участникам — индивидуальным предпринимателям);

и) в отношении них не должно быть возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (за исключением участников, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации);

к) должны обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности;

л) должны обладать правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания.

Размещение информации

7. Создание ГИАС.

Дополнительно (кроме годовых планов, приглашений, документации, представляемой участникам, протоколов, актов законодательства) будут подлежать размещению в ГИАС:

  • решения заказчиков (организаторов) об отмене процедуры госзакупки;
  • протоколы оператора ЭТП о признании открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений несостоявшимися;
  • реестр договоров;
  • справки о проведении процедуры закупки из одного источника;
  • информация об условиях допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги) к участию в процедурах госзакупок;
  • перечень иностранных государств (групп иностранных государств), с которыми Республика Беларусь заключила международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении госзакупок, а также условия применения национального режима;
  • типовые формы договоров в случае, если они установлены Советом Министров Республики Беларусь;
  • адресация (гиперссылка) на реестр банковских гарантий;
  • информация о складывающихся на товарных рынках в результате процедур госзакупок ценах.

8. Ряд информации, ранее размещаемой непосредственно заказчиком (организатором) процедур на официальном сайте по госзакупкам, с 1 июля 2019 г. подлежит размещению на ЭТП.

Речь идет о приглашении и иной документации при проведении открытого конкурса; годовых планах.

Справочно: размещение данной информации в ГИАС будут обеспечивать операторы названных ЭТП и ГИАС в ходе своего взаимодействия.

Описание предмета госзакупки

9. Правила описания предмета госзакупки претерпели определенные уточнения:

  • предписано указывать показатели (характеристики), позволяющие определить соответствие приобретаемых товаров (работ, услуг) требованиям к предмету госзакупки, в т. ч. максимальные и (или) минимальные значения показателей (характеристик), а также значения показателей (характеристик), которые не могут изменяться;
  • урегулирован способ описания, если при проведении процедуры госзакупки невозможно определить объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, транспортных средств, оказанию названных в данной норме услуг;
  • закрепляется обязанность указывать, что поставляемые товары должны быть новыми (товарами, которые не были в употреблении, ремонте, в т. ч. которые не были восстановлены, у которых не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства). Иное (т. е. допуск товаров, бывших в употреблении) может быть установлено заказчиком в документации по процедуре;
  • закрепляется обязанность указывать условия о гарантии качества товаров (работ, услуг) и гарантийном обслуживании товаров; расходах на обслуживание и (или) эксплуатацию товаров; обязательности осуществления монтажа и наладки товаров; обучению лиц, осуществляющих обслуживание и (или) эксплуатацию товаров.

Комиссионное сопровождение

10. Закрепляется норма о преимущественном включении в состав комиссии лиц, освоивших содержание согласованных с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам образовательных программ дополнительного образования взрослых в сфере государственных закупок.

Договоры, заключаемые по результатам процедур госзакупок

11. Уточнен максимальный срок заключения договора — не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения о выборе участника-победителя.

Предусматривается не учитывать в данном периоде срок рассмотрения жалобы уполномоченным государственным органом по государственным закупкам.

Срок для обжалования, по истечении которого может быть заключен договор, исчисляется в календарных днях и составляет 10 календарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся.

12. Введены новшества, касающиеся алгоритма заключения договора:

  • размещение на электронной торговой площадке проекта договора, условия которого сформированы в соответствии с ч. 1–2 п. 1 ст. 24 Закона о госзакупках (осуществляется в течение 5 календарных дней со дня истечения срока для обжалования, а в случае, если имело место обжалование в уполномоченном госоргане по госзакупкам, в течение 5 календарных дней со дня размещения в реестре жалоб решения, принятого этим госорганом по результатам рассмотрения жалобы);
  • заключение договора в виде электронного документа (относительно открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений);
  • подписание проекта договора участником-победителем в течение трех рабочих дней со дня размещения этого протокола (в случае соответствия условий проекта договора условиям, указанным в документах, предоставляемых для подготовки предложения, условиям, содержащимся в предложении этого участника-победителя и протоколе выбора участника-победителя);
  • предусмотрены специальные правила и сроки урегулирования ситуации, имеющей место в случае несоответствия условий проекта договора условиям, указанным в документах, предоставляемых для подготовки предложения, и (или) условиям, содержащимся в предложении этого участника-победителя и (или) протоколе выбора участника-победителя.

13. Претерпели изменения правила изменения договора.

Не допускается изменение условий договора в части:

  • предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества);
  • порядка оплаты;
  • сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • цены договора;
  • ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

Исключения из перечисленных ограничений:

1) установлены ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках применительно к возможности поставки товаров с аналогичными или улучшенными характеристиками, по сравнению с теми, которые указаны в договоре;

2) могут устанавливаться Советом Министров Республики Беларусь.

14. Введена возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, если в ходе исполнения договора:

  • установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал требованиям к участникам, установленным документами, предоставляемыми для подготовки предложения, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать участником-победителем процедуры государственной закупки, по результатам которой заключен договор;
  • при невыполнении условий по предоставлению обеспечения обязательств по договору в соответствии с ч. 1–2 п. 4 ст. 26 Закона о госзакупках

Подготовлено редакцией

  

929 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Прокуратура Брестской области предложила дополнительные меры по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Прокуратура Брестской области проанализировала состояние работы по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних – установлено, что в целом эта работа в р...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 40
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок