Деятельность учреждений дошкольного образования по защите прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Деятельность учреждений дошкольного образования по защите прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников

С 1 февраля 2019 г. вступил в силу документ, регламентирующий новый порядок признания детей находящимися в социально опасном положении (Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22). В связи с этим возникла необходимость актуализировать некоторые вопросы деятельности учреждения дошкольного образования по защите прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников.

Каган Елена

заместитель директора по основной деятельности социально-педагогического центра Советского района г. Минска

Шевченко Виолетта

заведующий государственным учреждением образования «Санаторный детский сад №366 г. Минска»

12067 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

К основным нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность учреждений дошкольного образования по защите прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников, относятся:

  1. Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  2. Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
  3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (далее — постановление № 22).
  4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 146 «Об утверждении положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь».
  5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 116 «Об утверждении положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность)».
  6. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2017 г. «По межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации».

Постановление № 22 регламентирует деятельность государственных органов, государственных и иных организаций, в т. ч. учреждений дошкольного образования, по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

Постановлением утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (далее — Положение № 22) и определены критерии социально опасного положения, порядок выявления детей, находящихся в социально опасном положении, порядок и сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, взаимодействие органов опеки и попечительства, иных организаций, уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, с семьей при реализации мероприятий, направленных на устранение социально опасного положения, обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.


ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ПОЛОЖЕНИИ № 22:

Выявление детей, находящихся в социально опасном положении, — комплекс действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению обстановки, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка, не обеспечивается надзор за его поведением и образом жизни, родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем имеет место опасность для жизни или здоровья ребенка (неблагоприятная для детей обстановка).

Социальное расследование — деятельность государственных органов, государственных и иных организаций по изучению положения и обследованию условий жизни и воспитания ребенка (детей) в семьях, в отношении которого поступила информация о неблагоприятной для детей обстановке.

Признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении — принятие по итогам социального расследования решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, на основании которого осуществляется реализация мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

Мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, — совместная деятельность государственных органов, государственных и иных организаций с семьей, направленная на устранение причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.


Согласно Положению № 22 учреждение дошкольного образования в пределах своей компетенции участвует в выявлении ребенка (детей), находящегося в социально опасном положении, а именно:

  • в выявлении неблагоприятной для детей обстановки;
  • в организации и проведении социального расследования;
  • в реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

Выявление неблагоприятной для детей обстановки

Как видим, одной из главных задач учреждения дошкольного образования является выявление неблагоприятной обстановки для ребенка. Решения поставленной задачи главным образом осуществляется путем анализа участия родителей воспитанников в образовательном процессе и изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего. Основным методом данного направления является посещение воспитанников на дому и составление необходимой документации (Таблица 1).

Таблица 1

Организация и проведение социального расследования

Социальное расследование организуется учреждением дошкольного образования при рассмотрении уведомлений органов опеки и попечительства, иных организаций, уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, докладных записок педагогических и иных работников учреждения образования по вопросам нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, анализе обращений граждан (Таблица 2).

Таблица 2

Мероприятия по устранению неблагоприятной для детей обстановки

Мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, реализуемые в учреждении дошкольного образования, регламентированы п. 22.5 положения № 22 и включают:

  • создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание им коррекционно-педагогической помощи;
  • оказание психологической помощи и социально-педагогической поддержки ребенку (детям) и их родителям;
  • осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении.

Данные мероприятия обеспечиваются деятельностью совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — совет профилактики) и социально-педагогической и психологической службы (далее — СППС) учреждения дошкольного образования.

Деятельность совета профилактики учреждения

Совет профилактики создан для обеспечения комплексного коллегиального подхода по защите прав и законных интересов несовершеннолетних и призван осуществлять контроль за организацией воспитательной и профилактической работы в учреждении дошкольного образования по предупреждению, выявлению и устранению причин и условий безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывать содействие в создании условий для социально-педагогической поддержки воспитанников, находящихся в социально опасном положении.

Справочно: деятельность совета профилактики регламентируется Положением о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 146 (далее — Положение о совете).

Персональный состав и численность совета профилактики определяются на начало каждого календарного года приказом руководителя учреждения образования. В состав совета профилактики входят: председатель, являющийся по должности руководителем учреждения образования, заместитель председателя, секретарь совета профилактики и иные члены совета профилактики из числа сотрудников органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также представителей общественных объединений с их согласия.

План работы совета профилактики, который составляется на календарный год, рассматривается на заседании совета профилактики и утверждается председателем совета профилактики. Структура плана строго регламентирована приложением 2 Положения о совете. Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Очередность рассмотрения вопросов на заседании совета профилактики определяется повесткой заседания совета профилактики, которая утверждается председателем совета профилактики не менее чем за 10 календарных дней до проведения заседания и включает в себя:

  • основные вопросы, включенные в план работы совета профилактики (Таблица 3);
  • рассмотрение уведомлений, поступивших в учреждение образования из органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также докладных записок педагогических и иных работников учреждения образования по вопросам нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • рассмотрение актов обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и информации по результатам социального расследования для принятия решений об обращении в координационный совет по признанию ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, иного решения.

Это важно
Принятие решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении или прекращении исполнения решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении не входит в компетенцию учреждения дошкольного образования.
В соответствии с п. 15, 18 Положения № 22 принимает решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, а также определяет мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями координационный совет администрации района.

Таблица 3

Подготовку заседаний совета профилактики и организационно-техническое сопровождение его деятельности обеспечивает секретарь совета профилактики. Результаты заседания совета оформляются протоколом по форме согласно приложению 1 к Положению о совете. Протокол утверждается приказом руководителя учреждения дошкольного образования*.

Деятельность СППС учреждения дошкольного образования

Деятельность СППС предполагает оказание психологической помощи и обеспечение социально-педагогической поддержки ребенку (детям) и их родителям, а также взаимодействие учреждения образования с субъектами профилактики в интересах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

В соответствии с п. 2 Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность)* (далее — Положение о СППС) в учреждении дошкольного образования разрабатывается и утверждается локальное положение о СППС.

В соответствии с п. 8 Положения о СППС в пределах общей штатной численности работников единственным специалистом СППС учреждения дошкольного образования является педагог-психолог. В связи с этим такие документы, как план работы СППС, график работы специалистов СППС, журнал учета консультаций, совмещаются с документами педагога-психолога учреждения дошкольного образования.

Обязательным документом СППС является социально-педагогическая характеристика учреждения дошкольного образования. Характеристика включает базу данных по различным категориям семей воспитанников: многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды; замещающие семьи; семьи иностранных граждан; малообеспеченные семьи; семьи, в которых дети признаны находящимися в социально-опасном положении (в зависимости от конкретного учреждения образования могут быть включены другие категории). Данный документ составляется на начало учебного года и утверждается руководителем учреждения образования. При возникновении изменений в составе воспитанников учреждения дошкольного образования социально-педагогическая характеристика подлежит обновлению.

Одной из функций СППС является организация деятельности педагогических работников по изучению особенностей семейного воспитания воспитанников.

Результаты данной работы отражаются в следующих документах:

  • график посещений воспитанников на дому (оформляется для каждой группы);
  • журнал регистрации информации об изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего, актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего*.

Деятельность СППС по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка (детей) обстановки, в т. ч. оказание психологической помощи и социально-педагогической поддержки ребенку (детям) и их родителям, осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении, фиксируется в учетно-профилактическом деле несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении (Таблица 4).

Таблица 4

В Таблице 5 представлен перечень документов учреждения дошкольного образования, отражающих деятельность совета профилактики и СППС.

Таблица 5


* Все указанные образцы документов вы можете скачать ниже:
Акт обследования
Журнал выявления и информирования
Журнал регистрации информации и актов
Запрос к субъектам профилактики на предоставление мероприятий
Информационная тетрадь
Информация по посещению
Обобщенная информация
Образец приказа о социальном расследовании
Образец приказа об утверждении протокола СП
Письмо в организацию по социальной услуге
Предложения по мероприятиям
Ходатайство о признании ребенка, находящимся в социально-опасном положении

12067 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Докладная и служебная записки: от формы до содержания

В статье в формате вопрос-ответ рассмотрены: правила использования, оформления, регистрации докладных записок; различия между докладной и служебной записками; составле...
№ 10 (154) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 218
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок