Готовимся к проверке, проводимой органами ФСЗН

Готовимся к проверке, проводимой органами ФСЗН

Какие виды контроля могут осуществлять органы ФСЗН?
Проводить выборочные и внеплановые проверки, принимать меры профилактического и предупредительного характера и др.
Как начисляется пеня в случае недоимки?
На сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН.
Могут ли должностные лица органов ФСЗН составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение законодательства о государственном социальном страховании?
Да, могут.


Косько Юрий

Юрист, специалист по трудовому праву

935 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Правовое регулирование

Контрольная деятельность, осуществляемая органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далетеке — органы ФСЗН), ведется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510) и утвержденным им Положением о порядке организации и проведения проверок.

Органы ФСЗН наделены правом в соответствии с п. 18 перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (утв. Указом № 510) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании.

Кроме того, органы ФСЗН руководствуются требованиями, установленными Методическими указаниями по организации и проведению проверок (контрольных мероприятий) (утв. приказом управляющего Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2018 № 18).

Виды контроля

Контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании осуществляется Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и его территориальными органами в виде:

  • выборочных проверок;
  • внеплановых проверок;
  • проверок и мероприятий, при осуществлении которых Указ № 510 не применяется;
  • мер профилактического и предупредительного характера.

Вопросы, подлежащие проверке

При осуществлении контроля за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании органами ФСЗН проверяются (включаются в предписание на проведение проверки), в частности, следующие вопросы:

  • правильность начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, своевременность их уплаты в полном объеме;
  • обоснованность и правильность использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию (т. е. пособий по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12‑недельного срока беременности; в связи с рождением ребенка; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на погребение) и на санаторно-­курортное лечение и оздоровление;
  • правильность заполнения и своевременность представления отчетности (4‑фонд «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»);
  • правильность и своевременность представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета (формы документов персонифицированного учета ПУ‑1, ПУ‑2, ПУ‑3, ПУ‑6), в т. ч. для целей профессионального пенсионного страхования.

Органам ФСЗН также предоставлено право осуществлять контроль за использованием по назначению средств государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты пенсий, пособий, других расходов в установленных законодательством случаях.

Особенности проведения проверок

При проведении проверок органами ФСЗН используется метод документальной проверки, состоящий в проверке совершенных финансово-­хозяйственных операций проверяемого плательщика по данным первичных учетных документов, записей в учете и отчетности.

Органы ФСЗН при проведении проверок не вмешиваются в текущую деятельность плательщика и проверяют периоды, за которые представлена отчетность.

Проверки проводятся путем изучения организационно-­распорядительных и фи­нансово-­бухгалтерских документов плательщика о периодах работы, в т. ч. в особых условиях труда, и заработке (видах выплат) застрахованных лиц, документов по начислению и уплате взносов и иных платежей в бюджет фонда, а также расходованию (использованию) средств бюджета фонда, правильности и достоверности данных персонифицированного учета, в т. ч. профессионального пенсионного страхования, а также других документов, необходимых при проведении контрольных мероприятий.

Типичные нарушения

Правильность и своевременность уплаты взносов

В части правильности начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, своевременности их уплаты в полном объеме выявляются следующие нарушения.

1.  Неправильное определение объекта для начисления обязательных страховых взносов:

а)  излишне начислены обязательные страховые взносы.

Излишне поступившие суммы обязательных страховых взносов в бюджет фонда подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии — в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда либо возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления о возврате с приложением документов, подтверждающих отсутствие у него задолженности по указанным платежам.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2021 № 763 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115» определен перечень выплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в том числе на профессиональное пенсионное страхование, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее — Перечень). К таким выплатам, в частности, относятся:

  • государственные пособия, выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета и государственного социального страхования;
  • оплата ежемесячно предоставляемого одного дополнительного свободного от работы дня матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающим ребенка-­инвалида в возрасте до 18 лет, за счет средств государственного социального страхования и др.;

б)  не начислены обязательные страховые взносы на суммы, определенные законодательством.

Не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда является недоимкой. На сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» объектом для начисления обязательных страховых взносов являются для работодателей и работающих граждан, в частности, выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования.

К примеру, ошибочно не начисляются обязательные взносы на суммы:

  • единовременных премий, вознаграждений по итогам работы за год;
  • единовременных пособий за непрерывный стаж работы, в связи с установлением инвалидности, уходом на пенсию и увольнением;
  • материальной помощи к юбилейным датам, календарным и профессиональным праздникам, в связи с тяжелым материальным положением, продолжительным лечением;
  • вознаграждений к юбилейным датам, торжественным событиям, в связи с объявлением благодарности, на стоимость новогодних подарков детям работников и т. д.

2.  Неправильное определение объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование:

а)  излишне начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование.

Объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных Перечнем, но не выше трехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы на профессиональное пенсионное страхование.

К нарушениям можно отнести, к примеру, начисление взносов на профессиональное пенсионное страхование:

  • на суммы выплат, начисленные в пользу работников за работу, не связанную с особыми условиями труда (за период нахождения на курсах повышения квалификации);
  • на суммы выплат за дни трудового отпуска, следовавшие за днем отсутствия на рабочем месте по причине временной нетрудоспособности, или нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;

б)  не начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование, к примеру, на:

  • суммы выплат, начисленные за период фактической занятости работника в особых условиях труда согласно табелю использования рабочего времени;
  • сумму выплат, причитающуюся за дни трудового отпуска, когда они следовали непосредственно за днем работы в особых условиях труда, и т. д.

3.  Нарушения при уплате обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.

В качестве примера нарушения можно привести несвоевременную уплату страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда, в частности, их уплату:

  • позднее дня выплаты заработной платы за истекший месяц;
  • позднее 20‑го числа месяца, следующего за истекшим, в случаях, когда день выплаты заработной платы установлен после 20‑го числа месяца, следующего за истекшим;
  • при совпадении сроков уплаты с выходными и праздничными днями — в следующий за ними рабочий день.

Обоснованность и правильность использования средств на выплаты

В части обоснованности и правильности использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию и на санаторно-­курортное лечение и оздоровление выявляются следующие нарушения.

1.  Нарушения при назначении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.

2.  Нарушения при назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.


ПРИМЕР

В нарушение Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 № 1/1):

  • отсутствует оттиск печати организации здравоохранения «Для листков нетрудоспособности и справок» при закрытии листка нетрудоспособности и в случае внесения в него исправлений;
  • в листке нетрудоспособности допущено более двух исправлений;
  • на оборотной стороне листка нетрудоспособности, представленного работающим инвалидом, в строке «особые отметки» ответственным лицом не внесена запись «инвалид I (II, III) группы» и т. д.

3.  Нарушения при оплате свободного от работы дня лицу, воспитывающему ребенка-­инвалида до 18 лет.


ПРИМЕР

Работнику, учет рабочего времени которого ведется в часах, оплата свободного дня в месяц производилась не из расчета один рабочий день равен 8 рабочим часам, что является нарушением п. 9 Инструкции о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.06.2014 № 34).


4.  Нарушения при предоставлении путевок на санаторно-­курортное лечение и оздоровление.


ПРИМЕР

В нарушение п. 8 Положения о порядке направления населения на санаторно-­курортное лечение и оздоровление (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542) при обращении за получением путевки в детский санаторий работником не представлена справка с места работы другого родителя о невыделении путевки на детей в текущем году.


5.  Нарушения при выплате пособия на погребение.


ПРИМЕР

В нарушение п. 3 Положения о порядке выплаты пособия на погребение и порядке возмещения расходов на погребение (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2015 № 585) пособие на погребение выплачено на основании копии справки о смерти.


Правильность и своевременность представления сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета

В части правильности и своевременности представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в т. ч. для целей профессионального пенсионного страхования, можно назвать следующие нарушения.

1.  Нарушения при представлении формы ПУ‑1 «Анкета застрахованного лица».


ПРИМЕР

Непредставление формы ПУ‑1 по застрахованному лицу в случае изменения фамилии при вступлении в брак является нарушением п. 6 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета (утв. постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее — Инструкция № 7)).


2.  Нарушения при заполнении сведений о приеме и увольнении в форме ПУ‑2.


ПРИМЕР

Сведения по застрахованному лицу, работавшему на условиях внешнего совместительства, представлены как по работавшему по основному месту работы, чем нарушен п. 10 Инструкции № 7.


3.  Нарушение установленных законодательством требований при заполнении форм ПУ‑3 и ПУ‑6.


ПРИМЕР

В форме ПУ‑3 суммы оплаты трудовых и дополнительных отпусков, пособий по временной нетрудоспособности отражены не в тех месяцах, за которые они начислены; суммы премий и материальной помощи отражены не в тех месяцах, в которых они начислены. В форме ПУ‑6 отражены выплаты, на которые не начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование.


Ответственность за нарушение законодательства о государственном социальном страховании

За нарушение законодательства о государственном социальном страховании должностным лицам органов ФСЗН предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.15, 12.17, 24.124.4, 24.11, 24.58, 25.2, 25.425.6 КоАП. Это следует из ст. 3.30 ПИКоАП.  


935 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Мама, можно я поиграю? Плюсы и минусы гаджетов для детей

Одни родители уверены, что их ребенок начнет смотреть мультики не раньше детского сада, а смартфон возьмет в руки только в школе. Другие, наоборот, буквально с пеленок ис...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 82

Административная ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (далее — Закон) лица, виновные в нарушении Закона, несут ответ...
№ 10 (142) 2023 Швед Надежда,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 753
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок