Правовое регулирование
Контрольная деятельность, осуществляемая органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далетеке — органы ФСЗН), ведется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510) и утвержденным им Положением о порядке организации и проведения проверок.
Органы ФСЗН наделены правом в соответствии с п. 18 перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (утв. Указом № 510) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании.
Кроме того, органы ФСЗН руководствуются требованиями, установленными Методическими указаниями по организации и проведению проверок (контрольных мероприятий) (утв. приказом управляющего Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2018 № 18).
Виды контроля
Контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании осуществляется Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и его территориальными органами в виде:
- выборочных проверок;
- внеплановых проверок;
- проверок и мероприятий, при осуществлении которых Указ № 510 не применяется;
- мер профилактического и предупредительного характера.
Вопросы, подлежащие проверке
При осуществлении контроля за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании органами ФСЗН проверяются (включаются в предписание на проведение проверки), в частности, следующие вопросы:
- правильность начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, своевременность их уплаты в полном объеме;
- обоснованность и правильность использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию (т. е. пособий по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12‑недельного срока беременности; в связи с рождением ребенка; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на погребение) и на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
- правильность заполнения и своевременность представления отчетности (4‑фонд «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»);
- правильность и своевременность представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета (формы документов персонифицированного учета ПУ‑1, ПУ‑2, ПУ‑3, ПУ‑6), в т. ч. для целей профессионального пенсионного страхования.
Органам ФСЗН также предоставлено право осуществлять контроль за использованием по назначению средств государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты пенсий, пособий, других расходов в установленных законодательством случаях.
Особенности проведения проверок
При проведении проверок органами ФСЗН используется метод документальной проверки, состоящий в проверке совершенных финансово-хозяйственных операций проверяемого плательщика по данным первичных учетных документов, записей в учете и отчетности.
Органы ФСЗН при проведении проверок не вмешиваются в текущую деятельность плательщика и проверяют периоды, за которые представлена отчетность.
Проверки проводятся путем изучения организационно-распорядительных и финансово-бухгалтерских документов плательщика о периодах работы, в т. ч. в особых условиях труда, и заработке (видах выплат) застрахованных лиц, документов по начислению и уплате взносов и иных платежей в бюджет фонда, а также расходованию (использованию) средств бюджета фонда, правильности и достоверности данных персонифицированного учета, в т. ч. профессионального пенсионного страхования, а также других документов, необходимых при проведении контрольных мероприятий.
Типичные нарушения
Правильность и своевременность уплаты взносов
В части правильности начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, своевременности их уплаты в полном объеме выявляются следующие нарушения.
1. Неправильное определение объекта для начисления обязательных страховых взносов:
а) излишне начислены обязательные страховые взносы.
Излишне поступившие суммы обязательных страховых взносов в бюджет фонда подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии — в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда либо возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления о возврате с приложением документов, подтверждающих отсутствие у него задолженности по указанным платежам.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2021 № 763 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115» определен перечень выплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в том числе на профессиональное пенсионное страхование, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее — Перечень). К таким выплатам, в частности, относятся:
- государственные пособия, выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета и государственного социального страхования;
- оплата ежемесячно предоставляемого одного дополнительного свободного от работы дня матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, за счет средств государственного социального страхования и др.;
б) не начислены обязательные страховые взносы на суммы, определенные законодательством.
Не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда является недоимкой. На сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» объектом для начисления обязательных страховых взносов являются для работодателей и работающих граждан, в частности, выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования.
К примеру, ошибочно не начисляются обязательные взносы на суммы:
- единовременных премий, вознаграждений по итогам работы за год;
- единовременных пособий за непрерывный стаж работы, в связи с установлением инвалидности, уходом на пенсию и увольнением;
- материальной помощи к юбилейным датам, календарным и профессиональным праздникам, в связи с тяжелым материальным положением, продолжительным лечением;
- вознаграждений к юбилейным датам, торжественным событиям, в связи с объявлением благодарности, на стоимость новогодних подарков детям работников и т. д.
2. Неправильное определение объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование:
а) излишне начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование.
Объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных Перечнем, но не выше трехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы на профессиональное пенсионное страхование.
К нарушениям можно отнести, к примеру, начисление взносов на профессиональное пенсионное страхование:
- на суммы выплат, начисленные в пользу работников за работу, не связанную с особыми условиями труда (за период нахождения на курсах повышения квалификации);
- на суммы выплат за дни трудового отпуска, следовавшие за днем отсутствия на рабочем месте по причине временной нетрудоспособности, или нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;
б) не начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование, к примеру, на:
- суммы выплат, начисленные за период фактической занятости работника в особых условиях труда согласно табелю использования рабочего времени;
- сумму выплат, причитающуюся за дни трудового отпуска, когда они следовали непосредственно за днем работы в особых условиях труда, и т. д.
3. Нарушения при уплате обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.
В качестве примера нарушения можно привести несвоевременную уплату страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда, в частности, их уплату:
- позднее дня выплаты заработной платы за истекший месяц;
- позднее 20‑го числа месяца, следующего за истекшим, в случаях, когда день выплаты заработной платы установлен после 20‑го числа месяца, следующего за истекшим;
- при совпадении сроков уплаты с выходными и праздничными днями — в следующий за ними рабочий день.
Обоснованность и правильность использования средств на выплаты
В части обоснованности и правильности использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию и на санаторно-курортное лечение и оздоровление выявляются следующие нарушения.
1. Нарушения при назначении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.
2. Нарушения при назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
ПРИМЕР
В нарушение Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 № 1/1):
- отсутствует оттиск печати организации здравоохранения «Для листков нетрудоспособности и справок» при закрытии листка нетрудоспособности и в случае внесения в него исправлений;
- в листке нетрудоспособности допущено более двух исправлений;
- на оборотной стороне листка нетрудоспособности, представленного работающим инвалидом, в строке «особые отметки» ответственным лицом не внесена запись «инвалид I (II, III) группы» и т. д.
3. Нарушения при оплате свободного от работы дня лицу, воспитывающему ребенка-инвалида до 18 лет.
ПРИМЕР
Работнику, учет рабочего времени которого ведется в часах, оплата свободного дня в месяц производилась не из расчета один рабочий день равен 8 рабочим часам, что является нарушением п. 9 Инструкции о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.06.2014 № 34).
4. Нарушения при предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление.
ПРИМЕР
В нарушение п. 8 Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542) при обращении за получением путевки в детский санаторий работником не представлена справка с места работы другого родителя о невыделении путевки на детей в текущем году.
5. Нарушения при выплате пособия на погребение.
ПРИМЕР
В нарушение п. 3 Положения о порядке выплаты пособия на погребение и порядке возмещения расходов на погребение (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2015 № 585) пособие на погребение выплачено на основании копии справки о смерти.
Правильность и своевременность представления сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета
В части правильности и своевременности представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в т. ч. для целей профессионального пенсионного страхования, можно назвать следующие нарушения.
1. Нарушения при представлении формы ПУ‑1 «Анкета застрахованного лица».
ПРИМЕР
Непредставление формы ПУ‑1 по застрахованному лицу в случае изменения фамилии при вступлении в брак является нарушением п. 6 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета (утв. постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее — Инструкция № 7)).
2. Нарушения при заполнении сведений о приеме и увольнении в форме ПУ‑2.
ПРИМЕР
Сведения по застрахованному лицу, работавшему на условиях внешнего совместительства, представлены как по работавшему по основному месту работы, чем нарушен п. 10 Инструкции № 7.
3. Нарушение установленных законодательством требований при заполнении форм ПУ‑3 и ПУ‑6.
ПРИМЕР
В форме ПУ‑3 суммы оплаты трудовых и дополнительных отпусков, пособий по временной нетрудоспособности отражены не в тех месяцах, за которые они начислены; суммы премий и материальной помощи отражены не в тех месяцах, в которых они начислены. В форме ПУ‑6 отражены выплаты, на которые не начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование.
Ответственность за нарушение законодательства о государственном социальном страховании
За нарушение законодательства о государственном социальном страховании должностным лицам органов ФСЗН предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.15, 12.17, 24.1–24.4, 24.11, 24.58, 25.2, 25.4–25.6 КоАП. Это следует из ст. 3.30 ПИКоАП.