Прокуратура является государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением законодательства во всех сферах деятельности. Если учреждение стало объектом проверки со стороны прокуратуры, важно знать, какие полномочия имеет проверяющий, а также на что обратить внимание при подготовке к проверке и во время ее проведения.
Правовое регулирование
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее — Закон № 220-З) задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.
В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных НПА всеми юридическими лицами, указанными в п. 1 ст. 4 Закона № 220-З.
Деятельность и полномочия органов прокуратуры в области проведения проверок регламентируются:
Справочно: при проведении проверки сотрудники прокуратуры безусловно соблюдают положения Указа № 510 и при этом имеют полномочия, предоставленные им Законом № 220-З. Особенности проведения проверки, вопросы, которые следует отразить в акте прокурорского надзора, более детально расписываются во внутренних приказах.
Полномочия прокурора
Осуществляя надзор, прокурор не может нарушать нормы законодательства и выходить за рамки своих полномочий. Но чтобы понять, правомерны ли его действия, важно иметь представление о его полномочиях, которые закреплены в ст. 27 Закона № 220-З.
Во время проверки прокурор в пределах своей компетенции, в частности, имеет право:
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, организаций;
- требовать от руководителей и других должностных лиц организаций предъявления документов, информации и материалов, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз;
- вызывать должностных лиц и граждан, требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства;
- инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности.
Документы по результатам проверки
При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает меры прокурорского реагирования, в т. ч. вносит представления, предписания и официальные предупреждения, а также возбуждает уголовные дела.
Справочно: прокурор при осуществлении надзорных функций уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях (перечень правонарушений при этом не ограничен).
В документах прокурорского реагирования излагаются правовое обоснование, негативные последствия нарушений законодательства, причины и условия, которые способствовали этому, ставится вопрос об их устранении, возмещении ущерба и ответственности виновных лиц.
Должностные лица обязаны исполнить письменное требование прокурора в 10‑дневный срок или срок, установленный прокурором. При этом за оставление без рассмотрения представления прокурора предусмотрена административная ответственность по ст. 25.3, а за неповиновение законному требованию — ст. 24.3 КоАП.
Виды проверок и сроки их проведения
В практике органов прокуратуры преобладает проведение проверок в отношении государственных органов и организаций, а проверки организаций частной формы собственности обычно проводятся при наличии у прокурора информации о допущенных нарушениях закона.
Органы прокуратуры проводят выборочные проверки в отношении организаций, включенных в планы выборочных проверок.
В практике прокурорского надзора имеются плановые, т. е. из года в год повторяющиеся проверки соблюдения законодательства в определенных сферах. Проверки планируются и проводятся прокуратурой с учетом состояния законности в регионе, отраслях деятельности и конкретных организациях.
Справочно: плановые проверки субъектов хозяйствования, как правило, государственного сектора, проводятся лишь по поручениям Генерального прокурора, его заместителей, а также прокуроров областей и приравненного к ним прокурора г. Минска, о чем доводится до сведения ответственных должностных лиц юридического лица или его структурного подразделения.
Плановые проверки проводятся помощниками прокуроров отдела так называемого общего надзора.
При этом зачастую к проведению таких проверок руководство прокуратуры привлекает специалистов определенной сферы, таких как налоговые инспекторы, инспекторы органов Комитета государственного контроля, Департамента государственной инспекции труда и др. Возможно привлечение одновременно нескольких специалистов определенных отраслей.
В этом и заключается специфика проведения проверок сотрудниками прокуратуры, которые сразу по результатам выявления нарушений закона могут дать им правовую оценку, в т. ч. возбудить уголовное дело, которое направляется прокурором для проведения предварительного расследования в соответствующий территориальный отдел Следственного комитета.
Кроме этого, органы прокуратуры проводят внеплановые проверки, которые организуются при наличии факта (обращения граждан, информация в СМИ, иное) нарушения законодательства на конкретном предприятии или субъектами хозяйствования различных правовых форм.
В таком случае, как правило, факт совершения противоправного или иного запрещенного законом деяния уже установлен (задержка выплаты заработной платы, несвоевременный ответ на обращение гражданина, совершение преступления работником юридического лица), и прокурором выявляются условия совершенного правонарушения.
Что касается сроков проведения проверок, то по плановым проверкам, которые инициируются руководством прокуратуры, сотрудник ограничен сроками служебного задания. По проверкам, которые проводятся по имеющейся информации о нарушении закона, должностные лица прокуратуры сроками не ограничены (кроме случаев, когда сообщение о совершенном преступлении было зарегистрировано в органах прокуратуры официально и действуют сроки, предусмотренные УПК).
Особенности проведения проверок
Надзор за соблюдением организациями законодательства о труде и об охране труда
Одним из ключевых направлений прокурорского надзора является надзор за соблюдением организациями законодательства о труде и об охране труда. В ходе проверок анализируется выполнение организациями обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда, своевременной выплате заработной платы, приему на работу и отчислению обязательных платежей с выплат работникам.
Наиболее частые нарушения, выявляемые сотрудниками прокуратуры в данной сфере, — это нарушение сроков выплаты заработной платы, в т. ч. среднего заработка за время трудового отпуска, а также окончательного расчета при увольнении, нарушение правил охраны труда на предприятии, которое повлекло наступление несчастного случая на производстве. В этих случаях дается принципиальная оценка нарушениям, допущенным должностными лицами, с точки зрения наличия в этих действиях (бездействии) состава преступления.
Кроме того, выявляются нарушения правил прохождения медицинского осмотра, выдачи средств индивидуальной защиты, проведения инструктажа и др.
Надзор за исполнением законодательства при осуществлении хозяйственной (экономической) деятельности
Прокуратура проводит проверки и осуществляет надзор за исполнением законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности во взаимодействии с субъектами хозяйствования государственной формы собственности (неплатежи по договорам и т. п.).
Пристальное внимание органы прокуратуры уделяют исполнению субъектами хозяйствования налогового законодательства. В ходе проверки изучаются как налоговые декларации и другие документы, представленные плательщиком, так и документы и сведения о его деятельности, имеющиеся у налогового органа (информация представляется банками, нотариусами, лицами, при посредстве которых осуществляются различные финансовые операции, сделки по приобретению дорогостоящего имущества).
Перечень вопросов, которые может проверить прокуратура, не ограничен: это правильность исчисления налогов, обоснованность применения льгот, полнота и своевременность удержания налоговым агентом сумм налогов и сборов и перечисления удержанных сумм в бюджет и т. д.
При проведении такой проверки прокурор может потребовать у плательщика дополнительные сведения, запросив объяснения и документы, которые имеют непосредственное отношение к предмету проверки.
Если обнаружены какие-то несоответствия, то прокурор, являющийся руководителем проверки, может поручить налоговому органу сразу оформить акт, в котором будут указаны суммы доначислений, и вынести предписание о немедленном устранении нарушений налогового законодательства.
Рекомендации
- Чтобы подготовиться к проверке исполнения налогового законодательства, нужно проанализировать все совершенные финансово-хозяйственные операции за три предыдущие года, проверить их обоснованность и подтверждение, восстановить недостающие документы.
- До начала проверки необходимо проверить наличие и правильность ведения книги замечаний и предложений, книги учета проверок, а также наличие сведений об ответственном за ведение книг. Данная информация должна быть актуальной. Это касается и обособленных подразделений (филиалов).
- Перед проверкой необходимо проверить наличие регистрационных и учредительных документов учреждения, постановку на учет в налоговых органах и фондах, наличие сертификатов, лицензий, печатей и штампов. Их отсутствие может повлечь серьезные санкции.