Проверку проводит прокуратура: на что обратить внимание заведующему
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Проверку проводит прокуратура: на что обратить внимание заведующему

Какие нарушения законодательства о труде наиболее часто выявляет при проверках прокуратура?
Нарушение сроков выплаты заработной платы (в т.ч. отпускных и окончательного расчета при увольнении), а также нарушение правил охраны труда в учреждении.
Вправе ли прокурор составлять протоколы об административных правонарушениях?
Да.

Бондаренко Сергей

Соучредитель юридической компании «Центр юридической помощи бизнесу и населению “Артикул”»

8417 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Прокуратура является государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением законодательства во всех сферах деятельности. Если учреждение стало объектом проверки со стороны прокуратуры, важно знать, какие полномочия имеет проверяющий, а также на что обратить внимание при подготовке к проверке и во время ее проведения.

Правовое регулирование

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее — Закон № 220-З) задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за точным и едино­образным исполнением законов, декретов, указов и иных НПА всеми юридическими лицами, указанными в п. 1 ст. 4 Закона № 220-З.

Деятельность и полномочия органов прокуратуры в области проведения проверок регламентируются:

Справочно: при проведении проверки сотрудники прокуратуры безусловно соблюдают положения Указа № 510 и при этом имеют полномочия, предоставленные им Законом № 220-З. Особенности проведения проверки, вопросы, которые следует отразить в акте прокурорского надзора, более детально расписываются во внутренних приказах.

Полномочия прокурора

Осуществляя надзор, прокурор не может нарушать нормы законодательства и выходить за рамки своих полномочий. Но чтобы понять, правомерны ли его действия, важно иметь представление о его полномочиях, которые закреплены в ст. 27 Закона № 220-З.

Во время проверки прокурор в пределах своей компетенции, в частности, имеет право:

  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, организаций;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц организаций предъявления документов, информации и материалов, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз;
  • вызывать должностных лиц и граждан, требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства;
  • инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности.

Документы по результатам проверки

При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает меры прокурорского реагирования, в т. ч. вносит представления, предписания и официальные предупреждения, а также возбуждает уголовные дела.

Справочно: прокурор при осуществлении надзорных функций уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях (перечень правонарушений при этом не ограничен).

В документах прокурорского реагирования излагаются правовое обоснование, негативные последствия нарушений законодательства, причины и условия, которые способствовали этому, ставится вопрос об их устранении, возмещении ущерба и ответственности виновных лиц.

Должностные лица обязаны исполнить письменное требование прокурора в 10‑дневный срок или срок, установленный прокурором. При этом за оставление без рассмотрения представления прокурора предусмотрена административная ответственность по ст. 25.3, а за неповиновение законному требованию — ст. 24.3 КоАП.

Виды проверок и сроки их проведения

В практике органов прокуратуры преобладает проведение проверок в отношении государственных органов и организаций, а проверки организаций частной формы собственности обычно проводятся при наличии у прокурора информации о допущенных нарушениях закона.

Органы прокуратуры проводят выборочные проверки в отношении организаций, включенных в планы выборочных проверок.

В практике прокурорского надзора имеются плановые, т. е. из года в год повторяющиеся проверки соблюдения законодательства в определенных сферах. Проверки планируются и проводятся прокуратурой с учетом состояния законности в регионе, отраслях деятельности и конкретных организациях.

Справочно: плановые проверки субъектов хозяйствования, как правило, государственного сектора, проводятся лишь по поручениям Генерального прокурора, его заместителей, а также прокуроров областей и приравненного к ним прокурора г. Минска, о чем доводится до сведения ответственных должностных лиц юридического лица или его структурного подразделения.

Плановые проверки проводятся помощниками прокуроров отдела так называемого общего надзора.

При этом зачастую к проведению таких проверок руководство прокуратуры привлекает специалистов определенной сферы, таких как налоговые инспекторы, инспекторы органов Комитета государственного контроля, Департамента государственной инспекции труда и др. Возможно привлечение одновременно нескольких специалистов определенных отраслей.

В этом и заключается специфика проведения проверок сотрудниками прокуратуры, которые сразу по результатам выявления нарушений закона могут дать им правовую оценку, в т. ч. возбудить уголовное дело, которое направляется прокурором для проведения предварительного расследования в соответствующий территориальный отдел Следственного комитета.

Кроме этого, органы прокуратуры проводят внеплановые проверки, которые организуются при наличии факта (обращения граждан, информация в СМИ, иное) нарушения законодательства на конкретном предприятии или субъектами хозяйствования различных правовых форм.

В таком случае, как правило, факт совершения противоправного или иного запрещенного законом деяния уже установлен (задержка выплаты заработной платы, несвоевременный ответ на обращение гражданина, совершение преступления работником юридического лица), и прокурором выявляются условия совершенного правонарушения.

Что касается сроков проведения проверок, то по плановым проверкам, которые инициируются руководством прокуратуры, сотрудник ограничен сроками служебного задания. По проверкам, которые проводятся по имеющейся информации о нарушении закона, должностные лица прокуратуры сроками не ограничены (кроме случаев, когда сообщение о совершенном преступлении было зарегистрировано в органах прокуратуры официально и действуют сроки, предусмотренные УПК).

Особенности проведения проверок

Надзор за соблюдением организациями законодательства о труде и об охране труда

Одним из ключевых направлений прокурорского надзора является надзор за соблюдением организациями законодательства о труде и об охране труда. В ходе проверок анализируется выполнение организациями обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда, своевременной выплате заработной платы, приему на работу и отчислению обязательных платежей с выплат работникам.

Наиболее частые нарушения, выявляемые сотрудниками прокуратуры в данной сфере, — это нарушение сроков выплаты заработной платы, в т. ч. среднего заработка за время трудового отпуска, а также окончательного расчета при увольнении, нарушение правил охраны труда на предприятии, которое повлекло наступление несчастного случая на производстве. В этих случаях дается принципиальная оценка нарушениям, допущенным должностными лицами, с точки зрения наличия в этих действиях (бездействии) состава преступления.

Кроме того, выявляются нарушения правил прохождения медицинского осмотра, выдачи средств индивидуальной защиты, проведения инструктажа и др.

Надзор за исполнением законодательства при осуществлении хозяйственной (экономической) деятельности

Прокуратура проводит проверки и осуществляет надзор за исполнением законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности во взаимодействии с субъектами хозяйствования государственной формы собственности (неплатежи по договорам и т. п.).

Пристальное внимание органы прокуратуры уделяют исполнению субъектами хозяйствования налогового законодательства. В ходе проверки изучаются как налоговые декларации и другие документы, представленные плательщиком, так и документы и сведения о его деятельности, имеющиеся у налогового органа (информация представляется банками, нотариусами, лицами, при посредстве которых осуществляются различные финансовые операции, сделки по приобретению дорогостоящего имущества).

Перечень вопросов, которые может проверить прокуратура, не ограничен: это правильность исчисления налогов, обоснованность применения льгот, полнота и своевременность удержания налоговым агентом сумм налогов и сборов и перечисления удержанных сумм в бюджет и т. д.

При проведении такой проверки прокурор может потребовать у плательщика дополнительные сведения, запросив объяснения и документы, которые имеют непосредственное отношение к предмету проверки.

Если обнаружены ­какие-то несоответствия, то прокурор, являющийся руководителем проверки, может поручить налоговому органу сразу оформить акт, в котором будут указаны суммы доначислений, и вынести предписание о немедленном устранении нарушений налогового законодательства.

Рекомендации

  1. Чтобы подготовиться к проверке исполнения налогового законодательства, нужно проанализировать все совершенные финансово-­хозяйственные операции за три предыдущие года, проверить их обоснованность и подтверждение, восстановить недостающие документы.
  2. До начала проверки необходимо проверить наличие и правильность ведения книги замечаний и предложений, книги учета проверок, а также наличие сведений об ответственном за ведение книг. Данная информация должна быть актуальной. Это касается и обособленных подразделений (филиалов).
  3. Перед проверкой необходимо проверить наличие регистрационных и учредительных документов учреждения, постановку на учет в налоговых органах и фондах, наличие сертификатов, лицензий, печатей и штампов. Их отсутствие может повлечь серь­езные санкции.
8417 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Безопасное пребывание в детском саду: рекомендации и мероприятия

Статья обращает внимание заведующих УДО на случаи, несущие угрозу безопасности как воспитанников, так и работников учреждения, содержит рекомендации, как сохранить безопа...
№ 8 (152) 2024 Косько Юрий,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 463
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок