Один из видов обязательного страхования, предусмотренных законодательством, — обязательное страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов (далее — обязательное страхование ВДЭО).
Порядок и условия осуществления обязательного страхования ВДЭО определены Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь (далее — Положение), утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» и Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 г. № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования».
Справочно: объектами обязательного страхования ВДЭО являются не противоречащие актам законодательства имущественные интересы страхователя, связанные с риском возникновения обязательств вследствие причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего при осуществлении страхователем деятельности, связанной с эксплуатацией объектов, перечисленных в приложении 1 к Положению (далее — приложение 1). Страховым случаем является факт причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего в результате пожара, принятых мер по его тушению, а также возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера (исключая пожар) при осуществлении страхователями деятельности, связанной с эксплуатацией указанных объектов (пп. 432, 433 Положения).
Какие объекты подлежат обязательному страхованию ВДЭО?
Как упоминалось выше, перечень объектов, подлежащих обязательному страхованию ВДЭО, определен в приложении 1, новая редакция которого вступила в силу с 01.09.2019.
Согласно п. 11 приложения 1 обязательному страхованию ВДЭО подлежат здания и сооружения учебных, спальных (жилых) корпусов, общежитий учреждений образования, учреждений дошкольного образования, специального дошкольного образования, общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего специального образования, высшего образования, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, воспитательно-оздоровительных учреждений, социально-педагогических учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений, организаций, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых.
С учетом абз. 3 п. 3 примечания к приложению 1 отнесение к числу указанных организаций осуществляется в соответствии с Кодексом об образовании.
Справочно: до 01.09.2019 объекты учреждений образования идентифицировались в соответствии с классами функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 4.1 и Ф 4.2. Для целей страхования также предусматривалась дифференциация учреждений образования в зависимости от количества учащихся в них. От этого зависела необходимость заключения договора страхования и его условия (лимит ответственности, сумма страхового взноса).
Страховые взносы
С 01.09.2019 страховой взнос устанавливается в базовых величинах, а не в евро (как раньше) и уплачивается в белорусских рублях исходя из размера базовой величины, установленного на день перечисления страхового взноса (его части) (ч. 2 п. 440 Положения).
Справочно: с 01.01.2019 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2018 № 956 базовая величина установлена в размере 25,5 белорусских рублей.
Исходя из изменений и дополнений, внесенных в п. 434 Положения, размер страхового взноса по обязательному страхованию ВДЭО определяется страховой организацией на основании представленных организациями чек-листов.
Заполнение чек-листа предусмотрено по объектам, перечисленным в пп. 4–15 приложения 1, в т. ч. по упомянутым объектам учреждений образования.
Справочно: форма чек-листа и порядок его заполнения, а также порядок оценки состояния пожарной безопасности объекта страховщиком определены постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 01.08.2019 № 49 (далее — постановление № 49), вступившим в силу с 01.09.2019.
Инструкция о порядке заполнения чек-листа.
Чек-лист.
Согласно п. 3 Инструкции о порядке проведения страховщиком оценки состояния пожарной безопасности объекта, утвержденной постановлением № 49, предусмотрено три уровня пожарной безопасности объекта: низкий, средний и высокий. Критерии отнесения объекта к тому или иному уровню определены в пп. 4–6 указанной Инструкции.
Таким образом, размер страхового взноса по обязательному страхованию ВДЭО, в т. ч. по объектам, указанным в п. 11 приложения 1, будет зависеть от их отнесения к одному из перечисленных уровней пожарной безопасности и наличия (отсутствия) случаев причинения вреда другим лицам при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией объекта, за три года, предшествующих заключению договора обязательного страхования (см. Таблицу).
Размер страхового взноса в отношении объектов, указанных в п. 11 приложения 1 (учреждения дошкольного образования, специального дошкольного образования)
Уровень пожарной безопасности объекта | страховой взнос |
---|
| при отсутствии случаев | при наличии случаев |
| базовых величин | рублей* | базовых величин | рублей* |
низкий | 3,6 | 91,80 | 7,2 | 183,60 |
средний | 2,7 | 68,85 | 5,4 | 137,70 |
высокий | 1,8 | 45,90 | 3,6 | 91,80 |
*Страховой взнос рассчитан исходя из размера базовой величины 25,5 руб.
Справочно: ответственность за полноту и достоверность сведений о состоянии пожарной безопасности объекта, указанных в чек-листе, возложена на страхователя (ч. 2 п. 434 Положения).
Нововведения также предусматривают, что в случае непредставления страхователем чек-листа, содержащего сведения о состоянии пожарной безопасности объекта, договор страхования заключается страховщиком исходя из размера годового страхового взноса, установленного для объекта с низким уровнем пожарной безопасности (ч. 6 п. 434 Положения) и страховой взнос определяется по максимальному значению.
Договор обязательного страхования ВДЭО
Согласно изменениям, внесенным в п. 434 Положения, типовая форма договора страхования и форма заявления о страховании определены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 09.08.2019 № 39. Вместе с тем в соответствии с п. 3 указанного постановления бланки страховых свидетельств по ВДЭО являются действительными до их полного использования. Учитывая существенный запас таких бланков строгой отчетности, изготовленных Белгосстрахом типографским способом, подразделения Белгосстраха, имеющие в наличии такие бланки, будут выдавать договоры на бланках строгой отчетности еще некоторое время до момента их полного использования.
Справочно: ранее при обязательном страховании ВДЭО страховщики применяли исключительно бланк страхового свидетельства, утвержденный Министерством финансов.
Договоры обязательного страхования ВДЭО, заключенные до 01.09.2019, действительны до окончания срока их действия на тех условиях, на которых они были заключены (п. 7 Указа Президента Республики Беларусь от 11.05.2019 № 175 «О страховании» (далее — Указ № 175)).
В отношении объектов, исключенных из перечня в связи с изложением приложения 1 в новой редакции, учреждение образования вправе расторгнуть договор обязательного страхования. При этом страховая организация имеет право на часть страхового взноса пропорционально времени, в течение которого действовал такой договор. Возврат причитающейся страхователю части взноса осуществляется в порядке, установленном законодательством (п. 6 Указа № 175).
Нововведением является то, что договор обязательного страхования ВДЭО может быть заключен на новый срок не ранее чем за один месяц до истечения действия предыдущего договора.
Договор страхования вступает в силу со дня, следующего за днем уплаты страхователем страхового взноса (в случае уплаты страхового взноса в два этапа — со дня, следующего за днем уплаты первой части страхового взноса).
Поскольку для оценки пожарной безопасности объектов, гражданская ответственность в отношении которых подлежит обязательному страхованию ВДЭО, введены чек-листы, то и перечень документов, которые страхователь должен представить страховщику для заключения договора страхования, дополнен чек-листами.
Заключение
Изменения в отношении обязательного страхования гражданской ответственности юридических лиц за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов, в целом нацелены на совершенствование порядка обязательного страхования — упрощение и вместе с тем внедрение механизмов экономического стимулирования к повышению уровня пожарной безопасности объекта.