Как заведующему повысить эффективность ФХД
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Как заведующему повысить эффективность ФХД

Встречаются два заведующих УДО. Один жалуется: «У меня все воспитатели разбежались, работать некому, что делать?» Второй отвечает: «А ты им почаще говори, какие они замечательные, как ты их ценишь!» Через неделю встречаются снова. Первый: «Твои советы не помогли, воспитатели все равно ушли!» Второй: «Ну, я же не обещал, что они останутся, я обещал, что им будет приятно!»
Чтобы эффективно управлять коллективом и укреплять детский сад, важно не только говорить приятные вещи, но и обладать профессиональной компетентностью. Рассмотрим, как ее развивать и использовать.

Иванова Мария

Специалист по менеджменту учреждений дошкольного, общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи

11 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В условиях постоянных изменений и новых требований, предъявляемых к дошкольному образованию, профессиональная компетентность заведующего УДО становится ключевым фактором успеха учреждения. От умений руководителя зависят качество образовательного процесса, психологический климат в коллективе и эффективность финансово-­хозяйственной деятельности (ФХД). Как же грамотно управлять процессом развития своей компетентности?

Основные компоненты профессиональной компетентности

Профессиональная компетентность заведующего состоит из трех ключевых компонентов:

1) аксиологический: система ценностей, стремление к саморазвитию и профессиональному росту (любовь к детям, забота о коллективе);

2) когнитивный: знания об особенностях функционирования педагогического коллектива и способах управления им (знание законодательства, основ педагогики и психологии);

3) деятельностный: умение применять знания и опыт для решения задач, принятия эффективных управленческих решений (умение планировать, организовывать, контролировать).

Направления развития профессиональной компетентности

Для развития профессиональной компетентности заведующему необходимо уделять внимание нескольким ключевым направлениям.

Систематическое обучение и повышение квалификации: посещение курсов, семинаров,­ конференций, изучение новых методик и программ.

Работа с коллективом: создание атмосферы доверия, развитие лидерских качеств сотрудников.

Умение делегировать задачи: правильное распределение обязанностей, развитие самостоятельности и ответственности у сотрудников.

Участие в профессиональных сообществах: обмен опытом, поиск новых идей и решений.

Внедрение современных технологий: использование информационно-коммуникационных технологий, автоматизация процессов.

Оценка и самооценка компетенций: регулярный анализ своей деятельности, выявление сильных и слабых сторон.

Алгоритм «Шаги к эффективному делегированию задач»

1. Определите задачу: четко сформулируйте, что нужно сделать и какой результат ожидается.


Пример: организовать утренник, посвященный Дню защиты детей.


2. Выберите сотрудника: учитывайте его опыт, знания, навыки и мотивацию.


Пример: выберите музыкального руководителя или опытного воспитателя, который хорошо ладит с детьми.


3. Передайте задачу: четко объясните задачу, предоставив необходимые ресурсы (материалы, время, полномочия).


Пример: «Нам нужен сценарий, фонограммы, оформление помещения. У вас есть неделя на подготовку. Жду от вас яркое, запоминающееся представление».


4. Установите сроки: определите сроки выполнения задачи и промежуточные контрольные точки.


Пример: «Репетиции начинаем через неделю, окончательный вариант сценария должен быть готов через три дня».


5. Обеспечьте поддержку: будьте готовы оказать помощь, предоставить консультации и ответить на вопросы.

6. Осуществляйте контроль: регулярно проверяйте ход выполнения задачи, но не вмешивайтесь в процесс, если этого не требуется.

7. Давайте обратную связь: похвалите за успешное выполнение, укажите на ошибки и предложите пути их исправления.


Чек-лист для самооценки
«Управление развитием профессиональной компетентности заведующего»

☐ Прохожу ли я регулярно курсы повышения квалификации, посещаю ли семинары и конференции?

☐ Знаю ли я основные нормативные документы, регулирующие деятельность УДО?

☐ Создаю ли я благоприятный климат в коллективе, способствующий профессиональ- ному росту сотрудников?

☐ Умею ли я эффективно делегировать задачи?

☐ Привлекаю ли я родительский комитет к решению вопросов ФХД?

☐ Участвую ли я в профессиональных сообществах и обмениваюсь ли опытом с коллегами?

☐ Использую ли я современные технологии для повышения эффективности работы?

☐ Регулярно ли я анализирую свою деятельность и выявляю области для улучшения?

☐ Уделяю ли я внимание вопросам энергосбережения и экономии ресурсов?

☐ Использую ли я возможности внебюджетной деятельности для привлечения дополнительных средств?


Рекомендации для заведующего

1. Регулярно оценивайте свои компетенции. Используйте чек-листы, проводите самоанализ, запрашивайте обратную связь от коллег и подчиненных.

2. Планируйте свое профессиональное развитие. Определите области, в которых вы хотите улучшить свои навыки, и составьте план обучения и самообразования.

3. Создавайте благоприятный климат в коллективе. Поощряйте инициативу, делегируйте задачи и давайте обратную связь.

4. Активно участвуйте в профессиональных сообществах. Обменивайтесь опытом, находите новые идеи и решения.

5. Постоянно совершенствуйте свои навыки управления.

Помните, что развитие вашей профессиональной компетентности — это залог успе­ха УДО!

11 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок