Какие вопросы в сфере госзакупок урегулированы новым постановлением правительства № 395?

Какие вопросы в сфере госзакупок урегулированы новым постановлением правительства № 395?

Представлен комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"», вступившему в силу с 01.07.2019.

Бенсман Максим

адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Экономика Финансы Инвестиции», член Минской городской коллегии адвокатов

930 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 01.07.2019 вместе с новой редакцией Закона о государственных закупках вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее — постановление № 395). В связи с этим утратило силу ранее действовавшее постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее — постановление № 778).

Сфера правового регулирования постановления № 395

Постановление № 395 определяет электронные торговые площадки (далее — ЭТП) для проведения процедур государственных закупок; порядок аккредитации на ЭТП; лиц, осуществляющих оплату услуг организатора, оператора ЭТП и порядок определения размера такой оплаты; условия применения процедуры запроса ценовых предложений; шаг электронного аукциона; размеры и порядок применения преференциальной поправки; дополнительные требования к участникам процедур государственных закупок; случаи, когда допускается изменение условий договора государственной закупки (далее — договор); а также, в частности, следующие перечни товаров (работ, услуг):

  • государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов;
  • процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • ежедневной и (или) еженедельной потребности.

Распространение действия постановления № 395

Согласно п. 6 постановления № 395 его действие не распространяется на государственные закупки, если процедуры государственных закупок начаты или договоры заключены до 01.07.2019. Проведение процедур таких закупок осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу постановления № 395, т. е. в соответствии с редакцией Закона о государственных закупках, действовавшей до 01.07.2019, и постановлением № 778.

Справочно: процедура государственной закупки считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении.

ЭТП для проведения государственных закупок

Постановлением № 395 определено, что, как и ранее, ЭТП для проведения на них открытых конкурсов, электронных аукционов и процедур запроса ценовых предложений являются:

  • ЭТП ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (goszakupki.by);
  • ЭТП ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (zakupki.butb.by).

Государственные закупки с применением биржевых торгов по-прежнему будут осуществляться на товарной бирже ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».

Оплата услуг операторов ОТП и организаторов

Услуги оператора ЭТП по организации и проведению процедур государственных закупок оплачивают участники таких процедур.

Услуги организатора по организации и проведению процедур государственных закупок оплачивают заказчик и (или) участники таких процедур.

Плата за указанные услуги определяется оператором ЭТП, организатором, исходя из размера их экономически обоснованных затрат (при рентабельности не более 5 %) и подлежит согласованию с Министерством финансов и государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится оператор ЭТП, организатор.

Проведение процедуры запроса ценовых предложений

На основании п. 2 ст. 45 Закона о государственных закупкахпостановление № 395 определило пороговые значения ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки (далее — пороговое значение) для применения процедуры запроса ценовых предложений:

  • при закупке товаров — более 300, но не более 1000 базовых величин;
  • при закупке работ, услуг — более 300, но не более 3000 базовых величин.

На основании указанной нормы Закона о государственных закупках при пороговом значении, установленном для процедуры запроса ценовых предложений, заказчик вправе применить процедуру запроса ценовых предложений, в т. ч. при закупке товаров (работ, услуг), включенных в перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов (приложение 2 к постановлению № 395).

Преференциальная поправка

Согласно подп. 1.5 п. 1 постановления № 395 преференциальная поправка применяется при проведении открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона и процедуры запроса ценовых предложений.

Размеры и подтверждение права на применение

Постановление № 395 определило два значения преференциальной поправки (далее — префпоправка).

Префпоправка 15 % применяется в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Справочно: национальный режим в сфере государственных закупок в настоящее время предоставлен странам — участницам Договора о Евразийском экономическом союзе (Рес­публика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения, Кыргызская Республика).

Согласно подп. 1.6 п. 1 постановления № 395 документами, которые участники обязаны предоставить для подтверждения права на применение префпоправки в данном размере, являются:

  • для товаров, происходящих из Республики Беларусь, — документ о происхождении товара, выдаваемый Белорусской торгово-­промышленной палатой или ее унитарными предприятиями в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, или его копия. Указанный документ выдается по форме сертификата о происхождении товара (Сертификат СТ‑1) с учетом особенностей, устанавливаемых Министерством антимонопольного регулирования и торговли;
  • для товаров, происходящих из стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим, — документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств, или его копия;
  • для работ (услуг) — свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, выданное уполномоченным органом Республики Беларусь, либо аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, или их копия.

Префпоправка 25 % применяется в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников.

Для подтверждения права на применение префпоправки в данном размере участник обязан представить два документа или их копии: документ, подтверждающий численность инвалидов в организации, и сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный Белорусской торгово-­промышленной палатой или ее унитарными предприятиями.

Документ, подтверждающий численность инвалидов в организации, должен быть подписан руководителем такой организации или уполномоченным им лицом не ранее чем за пять рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре государственной закупки. В данном документе должны быть указаны: общее количество работников; численность инвалидов; номера удостоверений, подтверждающих инвалидность, и сроки их действия.

Порядок применения и отражения в договоре

При проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений цены предложений участников, предлагающих товары (работы, услуги) и имеющих право на применение к их предложениям префпоправки, уменьшаются соответственно на 15 % или 25 %, но только для целей оценки и сравнения предложений.

Договор заключается с участником по цене, указанной в его предложении, — без учета префпоправки.

При проведении электронного аукциона в случае допуска к торгам участников, предлагающих товары (работы, услуги), в отношении которых применяется префпоправка, начальная цена электронного аукциона устанавливается путем деления ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, определенной заказчиком (организатором) в аукционных документах, соответственно на 1,15 или 1,25. В ходе торгов для участников отображаются одновременно текущая ставка и соответствующая ей ставка, увеличенная на 15 % или 25 % соответственно.

В случае выбора победителем участника, предлагающего товары (работы, услуги), в отношении которых применяется префпоправка, договор заключается с ним по цене последней ставки данного участника, увеличенной соответственно на 15 % или 25 % (подп. 1.5 п. 1 постановления № 395).

Справочно: шаг электронного аукциона составляет 0,1 % от начальной цены электронного аукциона (подп. 1.4 п. 1 постановления № 395).

Случаи неприменения

Префпоправка не применяется в отношении:

  • части товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки, в т. ч. его лотом (частью);
  • товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки при проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки одинакового размера (ч. 5 подп. 1.5 п. 1 постановления № 395).

Изменение условий договора

Во исполнение п. 1 ст. 25 Закона о государственных закупкахпостановлением № 395 определен перечень случаев, когда допускается изменение условий договора. Такими случаями являются:

  • изменение объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 10 %. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого изменения;
  • увеличение сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги), и такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки;
  • уменьшение цены договора без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), в т. ч. их потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей (характеристик);
  • изменение цены договора в связи с изменением законодательства, а также в случае изменения регулируемых цен (тарифов).

Частью 2 п. 1 ст. 25 Закона о государственных закупках предусмотрен случай, когда изменения должны быть внесены в договор, — при поставке по согласованию с заказчиком товаров, являвшихся предметом государственной закупки, показатели (характеристики) которых аналогичны или улучшены по сравнению с показателями (характеристиками), указанными в договоре, при обоснованной невозможности исполнения договора поставщиком.

Напомним, что согласно общему правилу, установленному в п. 1 ст. 25 Закона о государственных закупках, не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. Рассмотренные выше случаи являются исключениями из этого правила. 

930 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Основное про диспансеризацию населения – в новой инфографике Pravo.by

1 января 2024 г. вступили в силу изменения в Трудовой кодекс и иные акты законодательства, которые направлены на совершенствование правового регулирования трудовых и связ...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 134

Как организовать работу по охране труда в УДО

Современные УДО представляют собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что...
№ 11 (143) 2023 Параманчук Юлия
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 749
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок